1.3.1 Отчет НИР

Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тверской государственный университет»

 

Институт экономики и управления

 

Кафедра экономики предприятия и менеджмента

 

 

 

 

 

Отчет

 по научно-исследовательской работе

за 1 семестр

 

Направление подготовки

38.04.02 МЕНЕДЖМЕНТ

 

Магистерская программа

Управление и консалтинг в здравоохранении

 

 

 

 

 

 

Форма обучения очная

 

Обучающийся:

Уколов Дмитрий Сергеевич

 

 

 

Научный руководитель:

Старшинова Т.А., к.э.н., доцент

 

                                                


 

 

 

Тверь 2016

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  1. Сбор и обработка данных для написания 1-ой главы – «Теоретические основы развития педиатрической помощи в России»…………………………3
  2. Библиографический список…………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сбор и обработка данных для написания 1-ой главы–«Теоретические основы развития педиатрической помощи в России»

 

Медицинская помощь матери и ребенку у всех народов имела то существенное отличие от других видов медицинской помощи, например, от хирургии и терапии, что она в течение тысячелетий оставалась в руках женщины-хранительницы и носительницы опыта, накапливавшегося и передававшегося из поколения в поколение. Заболеваемость и смертность детей, особенно в раннем возрасте, были очень высокими. Здесь в дополнение к общим социальным факторам, вызывающим большую заболеваемость и смертность всего населения, присоединялись еще антисанитарные обычаи по уходу за новорожденными, полное отсутствие медицинской помощи, результаты действия невежественных повитух и знахарок.

Итак, педиатрия как самостоятельная медицинская специальность возникла сравнительно недавно. Отдельные высказывания и советы по вскармливанию детей, уходу за ними, лечению имеются в древних рукописях армянского государства Урарту, а также Древнего Египта, Индии, Китая, Вавилона, Ассирии [6, c. 32].

В книге «О природе ребенка» Гиппократа (ок. 460-377 гг. до н. э.) содержатся сведения о закономерностях правильном и стабильном роста и нормальном развитии детей.

В XV-XVI вв. появляются отдельные книги, посвященные детским болезням, в них были и указания о высокой смертности детей, но отсутствовали практические рекомендации по ее снижению. В XVII в. благодаря классическим работам английских ученых Глиссона, Сиденхема о рахите, оспе и кори, получившим всемирную известность, педиатрия привлекает внимание врачей.ВXVIIIв. издаются учебники по педиатрии и делают первые серьезные шаги в этом направлении [7, c. 4-5].

На огромную детскую смертность в России обратил внимание М.В. Ломоносов. В письме «О размножении и сохранении российского народа» он предлагал ряд мер борьбы со смертностью. В 1721 г. был издан сенатский указ «О строении госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормилицам денежного жалования». Однако воспитательные дома были открыты только в 1763 г. в Москве и в 1771 г. в Петербурге благодаря деятельности И.И. Бецкого. Правда, инфекционные болезни, недостаточное питание приводили к тому, что большинство детей в воспитательных домах погибали.

Передовые ученые того времени С.Г. Зыбелин (1735-1802гг.), Н.М. Максимович-Амбодик (1744-1812гг.) понимали, что важное значение для здоровья ребенка имеет уход за ним и питание. Они были горячими сторонниками грудного вскармливания, распространяли среди врачей и населения правила гигиены матери и ребенка.

Долгий и продолжительный процесс обособления педиатрии как самостоятельной научной дисциплины совпадает с открытием первых детских больниц [5, c. 1].

Первая больница для детей 2-15 лет была открыта в Париже в 1802 г. Она стала центром подготовки специалистов по детским болезням в Европе. В 1834 г. открыта детская больница в Петербурге. В 1835 г. в программу обучения врачей в России введен специальный курс детских болезней. В медико-хирургической академии курс детских болезней с 1831 по 1847 г. читал С.Ф. Хотовицкий (1796-1885 гг.). В своих лекциях он излагал анатомо-физиологические особенности детей всех возрастов и их заболевания, включая острые инфекции; в 1842 г. открыл детские палаты в клинике акушерства. С.Ф. Хотовицкий написал первый русский учебник по детским болезням «Педиятрика» (1847 г.), в котором приведены передовые для того времени данные о профилактике, лечении ряда заболеваний детей, причинах детской смертности, описаны меры борьбы с ней и др.В 1844 г. в Петербурге была открыта первая в мире больница для детей раннего возраста [6, c. 112].

В первой половине XIXв. вопросами детского здравоохранения в России занималось Вольно-экономическое общество. Оно изучало детскую заболеваемость и смертность, издавало популярные брошюры. К. Груш написал «Руководство по воспитанию, образованию и охранению здоровья детей» (1843-1848 гг.).

Дальнейшее развитие педиатрии связано с созданием в 1865 г. кафедры детских болезней, которую возглавил В.М. Флоринский (1834-1899 гг.), в Петербургской медико-хирургической академии. В Европе первая кафедра педиатрии была создана в 1879 г. в Париже.) Н.И. Быстров (1841-1906 гг.) организовал первое в России общество детских врачей в Петербурге (1885г.).Он подготовил много учеников, основавших другие кафедры педиатрии в стране, которые очень многое сделали в вопросе лечения детей и в снижении в деле высокой смертности детей.

Большой вклад в организацию педиатрической помощи в России внес К.А. Раухфус (1835-1915 гг.). По его планам были построены две детские больницы – одна в Петербурге, которая носит имя Раухфуса, другая в Москве – больница имени Русакова, а также первый санаторий для детей. К.А. Раухфус был не только организатором здравоохранения, но и крупным ученым.Ему принадлежат исследования о гнойных поражениях суставов у грудных детей, врожденных пороках сердца, выпотных плевритах и т. д. Им описан клинический симптом при плевритах –«треугольник Раухфуса», обоснована необходимость второго (санаторного) этапа лечения детей [4, c. 123].

В Московском университете курс детских болезней в 1861г. начал читать Н.А. Тольский (1830-1891 гг.).В 1866 г. им была открыта детская клиника с амбулаторией, в 1873 г. – кафедра детских болезней. Н.А. Тольский понимал задачи педиатрии и считал, что она должна быть не только наукой о лечении, но и о предупреждении детских болезней.

Основоположником отечественной клинической педиатрии является Н.Ф. Филатов (1847-1902 гг.). Он описал неизвестное до того времени острое инфекционное заболевание детского возраста –«скарлатинозную краснуху», идиопатическое воспаление шейных лимфатических желез (железистая лихорадка Филатова – инфекционный моно-нуклеоз), ранний признак кори –отрубевидное шелушение эпителия на слизистой оболочке губ и щек (симптом Филатова). Его работы «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об инфекционных заболеваниях детского возраста», «Клинические лекции», «Краткий учебник детских болезней» оказали большое влияние на развитие педиатрии. В 1887 г. Филатов создал кружок детских врачей в Москве, реорганизованный в 1892 г. в Московское общество детских врачей.

С1898 г. по 1908 г. кафедру педиатрии в Военно-медицинской академии возглавлял Н.П. Гундобин (1860-1908 гг.).Им написаны книги «Особенности детского возраста», «Общая и частная терапия болезней детского возраста», «Воспитание и лечение ребенка до 7-летнего возраста», «Детская смертность в России и меры борьбы с нею» и др. Н.П. Гундобин был одним из основателей и активных членов союза борьбы с детской смертностью в России. Изучением туберкулеза, ревматизма, малярии у детей, подготовкой педиатрических кадров занимался А.А. Кисель (1859-1938 гг.).В своей научной и практической деятельности решающее значение он придавал профилактике заболеваний, был активным поборником оздоровления бытовых условий детей, создания для них правильного режима, питания [2, c. 138-139].

Кафедрой детских болезней в Петербургском женском медицинском институте заведовал Д.А. Соколов. В 1911 г. им был основан журнал «Педиатрия». По инициативе передовых русских ученых в Москве, Петербурге, Саратове и других городах возникали общества борьбы с детской смертностью, общества педиатров. В 1911 г. состоялся Первый Всероссийский съезд детских врачей, на котором рассматривались вопросы помощи новорожденным. В это время началась активная деятельность Г.Н. Сперанского (1873-1968 гг.). Он изучал физиологические особенности, диететику и патологию детей раннего возраста. Большое значение Сперанский придавал организации обслуживания детей периода новорожденности. Ему принадлежат работы по расстройствам питания и пищеварения, пневмонии, сепсису, дизентерии у детей раннего возраста. Сперанский был активным организатором детского здравоохранения.

В.И. Молчанов (1868-1959 гг.) изучал роль надпочечников в генезе токсической дифтерии, вегетативной нервной системы при скарлатине и других острых детских инфекциях, влияние социально-бытовых факторов на этиологию и патогенез заболеваний детского возраста и др.Эти работы имеют большое значение для практического здравоохранения. Им вместе с Ю.Ф. Домбровской и Д.Д. Лебедевым написан учебник «Пропедевтика детских болезней».

Большой вклад в педиатрию внес М.С. Маслов (1885-1961 гг.). Ему принадлежат работы по хроническим расстройствам питания и пищеварения, болезням почек, печени, диатезам и др. Он продолжал исследования Н.П. Гундобина о возрастных физиологических особенностях ребенка, изучал биохимические показатели у здоровых и больных детей. Масловым написан ряд книг: «Основы учения о ребенке и особенности его заболевания», «Детские болезни», «Клинические лекции по факультетской педиатрии», «Диагноз и прогноз детских заболеваний» и др. [1, c. 134].

Важное значение в советской педиатрии имеют работы А.Ф. Тура (1894-1974 гг.).Он изучал физиологию и диететику раннего возраста, патологию периода новорожденности, вопросы патологии системы кроветворения и др. Его перу принадлежит учебник «Пропедевтика детских болезней».

Большой вклад в развитие педиатрической науки внесли Ю.Ф. Домбровская (1891-1976 гг.), В.А. Леонов (1889-1972 гг.), Е.Н. Хохол (1897-1964 гг.), Т.С. Каприэлян (1876-1946 гг.), М.X. Угрелидзе (1885-1960 гг.), Р.С. Гершенович (1889-1960 гг.), О.Д. Соколова-Пономарева (1888-1966 гг.), М.Г. Данилевич (1885-1956 гг.) и другие [6, c. 206].Эти ученые воспитали огромное число высококвалифицированных педиатров, создали русскую педиатрическую школу, одно из основных направлений которой – профилактическое.

Таким образом, развитие педиатрии как медицинской науки можно разделить на три периода.

Первый период охватывает XVI, XVII и XVIII века. Никакой систематизации знаний в то время не было. Педиатрия как особая дисциплина еще не была выделена, однако в трудах выдающихся русских общественных деятелей того времени и ученых-медиков других специальностей имеются высказывания по вопросам охраны здоровья детей. Так, гениальный русский ученый М. В. Ломоносов в своем трактате «О размножении и сохранении российского народа», намечая основные мероприятия по охране здоровья, населения, указывал, в частности, на необходимость государственной заботы о роженице и родильнице, борьбы с детской смертностью.

В этом трактате говорилось о мерах, направленных на сохранение жизни новорожденных, о необходимости создания приютов для внебрачных детей. Большую роль в становлении педиатрии сыграл профессор-акушер Н. М. Максимович-Амбодик, который оставил ряд оригинальных работ по охране здоровья матери и ребенка. В его труде «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» содержатся указания о правильном уходе за ребенком, имеются описания болезней, свойственных детям раннего возраста.

Первый русский профессор–терапевт Московского университета С.Г. Зыбелин, являясь сторонником грудного вскармливания, в своих трудах изложил правила вскармливания ребенка грудью. Выдающаяся роль в развитии русской педиатрии принадлежит профессору-акушеру С.Ф. Хотовнцкому, который впервые выделил педиатрию как самостоятельную отрасль медицины, ясно определил ее цели и задачи. Ему принадлежат замечательные слова: «...ребенок есть существо, которое растет и развивается только по присущим ему законам.Ребенок – это не уменьшенная копия взрослого» [8, c. 69]. Он первым выделил из клиники акушерства детское отделение. С.Ф. Хотовицкому принадлежит первое русское оригинальное руководство по детским болезням –«Педиятрика» (1847 г.), поэтому он справедливо считается первым русским педиатром.

Второй период – от начала XIX века до 1917 г. В это время педиатрия развивается уже как самостоятельная дисциплина. Колоссальная детская смертность того времени не снижалась при лечении больных детей теми средствами, которые применялись для взрослых. Это заставило отказаться от взглядов на ребенка «как на взрослого в миниатюре» и потребовало отдельного изучения детского организма.

Большую роль в этом сыграло открытие детских больниц в ряде крупных городов России. Так, в 1834 г. в Петербурге была открыта первая в России и третья в мире специальная детская больница на 50 коек, ныне Детская больница имени Н.Ф. Филатова. Вторая детская больница открылась в 1842 г. в Москве, в дальнейшем ей также было присвоено имя Н.Ф. Филатова. Несколько детских больниц начинает функционировать в других крупных городах России. В 1865 г. при Медико-хирургической академии организована первая в России кафедра детских болезней. В 1886 г. в Московском университете создана кафедра с детской клиникой на 11 коек и небольшой амбулаторией при ней. Открытие этих кафедр оказало большое влияние на дальнейшее развитие педиатрии и подготовку врачей с соответствующими знаниями о детских болезнях.

В конце XIX-начале XX века отмечается подъем в развитии отечественной педиатрии, чему в значительной мере способствовала исключительно плодотворная деятельность двух крупнейших русских врачей – Н.Ф.Филатова в Москве и Н.П. Гундобина в Петербурге. Н.Ф. Филатов по праву считается основоположником отечественной педиатрии. Он создал школу педиатров и внес ценный вклад в развитие науки. Талант Н.Ф. Филатова как выдающегося клинициста, ученого и педагога нашел выражение в описании различных заболеваний детей и в его научных трудах. Им впервые описана скарлатинозная краснуха, а также идиопатическое воспаление шейных лимфатических узлов, которое в настоящее время называется инфекционным мононуклеозом, или болезнью Филатова.

Труды Н.Ф. Филатова «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об инфекционных болезнях», «Лекции по желудочно-кишечным заболеваниям у детей», «Краткий учебник детских болезней», «Клинические лекции» и другие работы явились основой русской педиатрической литературы, поставив ее в один ряд с зарубежной, существовавшей к тому времени уже многие годы. Эти книги выдержали ряд изданий и оказали большое влияние на развитие педиатрии и на подготовку кадров врачей-педиатров.

Работы профессора Медико-хирургической академии Н. П. Гундобина и его многочисленных учеников значительно расширили знания педиатров о возрастных анатомо-физиологических особенностях детей. Н. П. Гундобин был первым педиатром, организовавшим исключительно широкое изучение анатомо-гистологических и физиологических особенностей детского организма. Данные исследований, проведенных его многочисленными учениками, Н. П. Гундобин обобщил в своем выдающемся труде «Особенности детского возраста», который до сих пор не потерял своего научного значения.

Н.П. Гундобин был одним из основателей и руководителей Союза борьбы с детской смертностью в России. Несмотря на наличие талантливых врачей-энтузиастов и пытливых исследователей, педиатрия в царской России не могла широко развиваться. Детские больницы и учреждения возникали только по частной инициативе отдельных лиц, поддерживались частной благотворительностью при ничтожно малой помощи со стороны государства. К 1917 г. в России было всего около 30 детских больниц с общим числом коек 3300, причем для грудных детей коек было очень мало. Наибольшая часть этих больниц была сосредоточена в Москве и Петербурге. На всю Россию в 1913 г. было 550 мест в постоянных яслях, 9 женских и детских консультаций, 6824 родильные койки [3, c. 13].

Третий период развития педиатрии начинается после Великой Октябрьской социалистической революции, когда для развития всех отраслей знаний, в частности медицины, открылись исключительно широкие возможности. Декрет, принятый в декабре 1917 г. и подписанный В.И.Лениным, ярко и отчетливо определил задачи охраны материнства и детства. Впервые в истории человечества охрана материнства и детства в нашей стране стала государственным делом. Охрана материнства и детства представляет собой стройную систему государственных мероприятий, направленных на решение вопросов, связанных с охраной здоровья матери и ребенка, с детской заболеваемостью и смертностью, с организацией родовспоможения и охраной труда женщины.

После Великой Октябрьской социалистической революции был принят ряд декретов, резко изменивших положение трудящейся женщины.

В годы Великой Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР издал указ от 08.06.1944г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».За годы Советской власти создана такая разветвленная и мощная сеть государственных учреждений, занимающихся вопросами охраны здоровья матери и ребенка, какой нет ни в одной капиталистической стране.

В настоящее время достигнуты колоссальные успехи в научно-исследовательской области. Разработаны такие проблемы, как рациональное вскармливание детей раннего возраста, специфическая профилактика, физиологическая деятельность мозга в детском возрасте, возрастная реактивность детского организма и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Библиографический список

 

  1. Двойников, С.И. Теория сестринского дела: учебное пособие для студентов факультетов высшего сестринского образования / С.И. Двойников, Л.А. Карасева. – Самара: Перспектива, 2012. – 412 с.
  2. Когай, Т.М. Опыт социальной реабилитации детей / Т.М. Когай, Л.И. Валентинович // Актуальные вопросы организации первичной медико-социальной помощи населению. – Красноярск: ПРИМА, 2012. – С. 135-145.
  3. Крыловецкая, С. Организация сестринской помощи: перспективы развития / С. Крыловецкая // Главная медицинская сестра. – 2011. – №12. – С. 13-16.
  4. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Ю.П. Лисицын. – М.: Гэотар-Мед, 2012. – 319 с.
  5. Папырин, А. Реформа: потребуется дополнительное время / А. Папырин // Медицинская газета. – 2012. – №81. – С. 1.
  6. Педиатрия. Руководство. Кн. I. Общие вопросы: развитие, питание, уход за ребенком / Под ред. Р.Е.Бермана,В.К.Вогана. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 703 с.
  7. Проблемы развития здравоохранения обсуждены на коллегии Минздравсоцразвития // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения. – 2011. – №9. – С. 4-8.
  8. Симонова, Н.Н. Концепция организации первичной медико-санитарной помощи в соответствии с новыми подходами к реформированию здравоохранения / Н.Н. Симонова, М.Б. Авксентьева // Бюлл. НИИ соц. гиг., эконом. и упр. здравоохр. им. Семашко. – 2011. – Вып. 4. – С. 69-71.

 

 

 

 

rich_text    
Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст
rich_text    

Комментарии страницы