1.1. Научная статья

Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст

Д.С.Уколов, Т.А.Старшинова

СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНЬЕ РАЗВИТИЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ, НА ПРИМЕРЕ ВНЕДРЕНИЯ СТАЦИОНАР ЗАМЕЩАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

К началу XXI века кризисное состояние экономики привело к существенным сокращениям ассигнований на здравоохранение, что не могло не отразиться отрицательным образом на состоянии здравоохранения в целом и детского в частности. Поэтому анализ тенденций динамики развития медицинской помощи детскому населению и результатов реформирования здравоохранения представляется весьма актуальным.

Служба охраны здоровья матери и ребенка, не смотря на уникальность по масштабу, объему и структуре оказания медицинской помощи, еще не обеспечена действенными рекомендациями по идентификации управленческих решений с учетом медико-социальных потребностей детей при медицинском обслуживании. Выбор приоритетных направлений развития системы здравоохранения, максимально эффективных в деле профилактики различной патологии детского возраста, в условиях дефицита материальных и людских ресурсов здравоохранения, остается актуальной задачей для организаторов различного уровня.

Доказана взаимосвязь здоровья населения с состоянием окружающей среды, спецификой производственной деятельности, психологическими характеристиками личности, отношением общества к охране здоровья. На этом фоне особое значение приобретают проблемы удовлетворения медико-социальных потребностей детей при медицинском обслуживании, а фактор организации медицинской помощи становится одним из определяющих эффективность системы здравоохранения в целом по стране и в отдельных ее регионах.

Особую озабоченность вызывает дефицит научных разработок, направленных на изучение взаимосвязи применяемых организационных технологий и состояния здоровья населения, как на индивидуальном, так и на общественном уровнях. Многие предлагаемые и внедряемые меры по совершенствованию систем регионального здравоохранения основываются на нормативных потребностях детского населения России в медицинской помощи без учета специфики формирования здоровья в регионе. Выбор приоритетов развития здравоохранения, как выражение региональной социальной политики в интересах детей, должен основываться на объективной информации, полученной с использованием научно-обоснованных механизмов определения параметров, показателей и критериев оценки организационной структуры медицинских служб, методах анализа эффективности в деле охраны здоровья детского населения. Учитывая выше изложенное, представленное исследование является актуальным и своевременным.

Целью проводимой в настоящее время реформы здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения. Одним из направлений должно стать создание эффективной комплексной системы оказания медицинских услуг детскому населению. Основными задачами такой системы являются:

– непрерывное повышение качества медицинских услуг детскому населению;

– обеспечение доступности медицинских услуг;

– рациональное использование имеющихся ресурсов и непрерывный поиск новых источников ресурсов;

– усиление прозрачности в управлении системой оказания медицинских услуг детям;

– совершенствование механизмов оплаты медицинских услуг для различных социальных групп населения;

– развитие системы профилактики заболеваний.

Реформирование системы оказания медицинских услуг детям, как любой системы, целесообразно начинать с разработки организационных принципов ее функционирования. Сформулируем основные проблемы существующие в настоящее время:

– неадекватное и неравномерное бюджетное финансирование, особенно в регионах, дублирование выполняемых функций несколькими организациями, как следствие, перерасход ресурсов при выполнении этих функций и недостаток ресурсов для выполнения других;

– существенное отставание регионов от центра в оснащении учреждений современным медицинским и другим оборудованием, транспортом;

– недостаток высококвалифицированных медицинских работников, особенно в регионах;

– неэффективное взаимодействие различных ведомств в рамках оказания медицинских услуг, несмотря на обоюдную заинтересованность;

– некоторые цели развития здравоохранения сформулированы расплывчато, как следствие – распыление и последующий недостаток ресурсов;

– должностные обязанности многих руководителей учреждений в большей части состоят из контрольных функций, в меньшей – из «созидательных»;

– несовершенство законодательной базы.

Первоочередными направлениями совершенствования системы оказания медицинских услуг детскому населению могут быть следующие:

– создание системы обучения населения мерам по укреплению собственного здоровья;

– совершенствование механизмов лицензирования медицинских учреждений;

– усиление финансовой автономности поставщиков медицинских услуг;

– прекращение практики распыления ресурсов;

– развитие системы информирования населения о предлагаемых медицинских услугах;

– разработка эффективной законодательной базы для оказания медицинских услуг населению;

– совершенствование рыночных механизмов управления системой оказания медицинских услуг при обязательном участии государства;

– развитие механизмов медицинского страхования населения;

– совершенствование механизмов гарантированного медицинского обеспечения населения, особенно для социальных групп с невысоким уровнем доходов, повышение качества этого обеспечения;

– рациональное распределение функций между учреждениями и отдельными должностными лицами, совершенствование структуры системы;

– повышение заработной платы медицинским работникам, разработка и внедрение механизмов, обеспечивающих прямую зависимость уровня заработной платы от качества оказанных медицинских услуг;

– повышение качества первичного обучения и повышения квалификации медицинских работников;

– внедрение современных компьютерных и информационных технологий в повседневную практику оказания услуг;

– совершенствование кадровой политики;

– развитие сотрудничества с Всемирной организацией здравоохранения и другими международными и национальными организациями.

Претворение в жизнь приведенных или аналогичных мероприятий позволит существенно повысить эффективность системы оказания медицинских услуг и качество медицинской педиатрической помощи детскому населению, сделает систему комплексной и выгодной для государства.

В качестве современных и экономически выгодных структурно-функциональных элементов следует рассматривать отделения лечебно-профилактических учреждений, использующие в своей работе стационар замещающие технологии: приемно-диагностическое отделение на базе круглосуточного стационара ЛПУ; дневной стационар на базе стационарных отделений ЛПУ; дневной стационар на базе поликлинического отделения ЛПУ; стационар на дому на базе поликлинического отделения ЛПУ.

Организация отделений, работающих по принципу стационар замещающих технологий, целесообразна на базе ЛПУ, имеющих достаточную материально-техническую базу и высокий уровень профессиональной подготовки медицинского персонала.

Опыт работы показывает, что формирование коечного фонда в приемно-диагностическом отделении (ПДО) стационара позволяет: приблизить оказание экстренной медицинской помощи, в том числе реанимационной, к моменту поступления больного в стационар; улучшить качество экстренной помощи, ограничить поступление непрофильных больных в специализированные отделения стационара; централизовать прием больных и ускорить регистрацию и госпитализацию больных в отделения стационара; упорядочить плановую госпитализацию больных для сокращения сроков предоперационного периода; исключить госпитализацию пациентов, которым основная медицинская помощь может быть оказана в амбулаторно-поликлинических условиях; упорядочить оказание консультативной помощи в стационаре.

Стационары на дому могут быть организованы в составе поликлиник, поликлинических отделений больниц, диспансеров. При отборе больных учитывается тяжесть состояния, характер и течение заболевания, возраст, например, лечение детей первых 3-х лет жизни, требующих по состоянию здоровья круглосуточного наблюдения в случае отказа от госпитализации. Стационар на дому обеспечивается специально выделенным автотранспортом.

Организация стационара на дому предполагает ежедневное наблюдение больного врачом, проведение лабораторно-диагностических обследований, медикаментозной терапии, различных процедур. При необходимости в комплекс лечения включаются также физиотерапевтические процедуры, массаж, ЛФК и др. Больным в стационаре на дому оказывается консультативная помощь врачами узких специальностей. В выходные дни наблюдение за больными осуществляется дежурными врачами и медсестрами. Сложные диагностические обследования проводятся при наличии клинических показаний в поликлинике, куда больные доставляются санитарным транспортом.

Создание стационаров на дому в условиях детских поликлиник целесообразно по ряду причин: улучшается доступность стационарного режима, расширяются возможности активного оздоровления диспансерной группы больных, т.к. такие пациенты получают лечение в нужные сроки, а не в момент наличия мест в стационаре, улучшается контроль и наблюдение за детьми, не прошедшими полный курс лечения в стационаре, дети находятся в привычной домашней обстановке, что исключает стрессовый фактор. Вместе с тем, такая форма работы предъявляет большие требования к педиатру по объему знаний, умений и навыков.

Одним из наиболее перспективных вариантов экономии средств в условиях реформирования финансового и административного управления системы здравоохранения является широкое распространение сети дневных стационаров.

Эта форма стационар замещающих технологий соединяет в себе положительные моменты амбулаторно-поликлинического звена с позиций срока лечения, стоимости предоставляемых услуг и психологического комфорта пациента, и госпитального звена с точки зрения качества лечения.

Дневные стационары могут быть организованы на базе поликлиник или на базе стационаров.

Основной целью работы дневных стационаров поликлиник является совершенствование организации медицинской помощи, а также повышение экономической эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений на основе внедрения и широкого использования стационар замещающих и ресурсосберегающих медицинских технологий профилактики, лечения и реабилитации.

В соответствии с этой целью в каждом амбулаторно-поликлиническом отделении определяются конкретные задачи дневного стационара, которые сводятся к одним из следующих позиций:

— проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий лицам из групп риска повышенной заболеваемости, в том числе профессиональной, а также длительно и часто болеющим;

— проведение сложных и комплексных диагностических исследований и лечебных процедур, связанных с необходимостью специальной подготовки пациентов и краткосрочного медицинского наблюдения после проведения указанных лечебных и диагностических мероприятий;

— подбор адекватной терапии больным хроническими заболеваниями с впервые установленным диагнозом заболевания или хроническим больным при изменении тяжести заболевания;

— проведение комплексного курсового лечения с применением современных медицинских технологий пациентам, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения;

— осуществление реабилитационного и оздоровительного комплексного курсового лечения больных и инвалидов, беременных женщин;

— проведение экспертизы состояния здоровья, степени утраты трудоспособности и решение вопроса о направлении на медико-социальную экспертную комиссию.

Преимуществом дневного стационара при поликлинике является возможность использования широкого комплекса восстановительного лечения.

Использование дневного стационара в медицинском центре ООО «Педиатр» позволит значительно расширить показания к лечению в поликлинических условиях больных, нуждающихся в реабилитации, а также существенно повлиять на исход заболеваний, увеличив объем и продолжительность оздоровительного лечения. Основное внимание следует уделить диспансерной группе больных, для которых лечение в условиях дневного стационара является профилактической госпитализацией. Качество лечения больных в дневном стационаре нередко лучше, чем в условиях больницы, при этом снижается риск госпитальной инфекции и сокращаются сроки лечения.

В дневном стационаре, как в обычном, больные ежедневно осматриваются врачом, который следит за их состоянием, назначает контрольные лабораторно-инструментальные исследования, консультации врачей узких специальностей и пр. Кроме того, организация дневных стационаров позволяет проводить в условиях поликлиники целый ряд сложных диагностических исследований.

В дневном стационаре, помимо лечения основного заболевания, больным проводятся оздоровительные мероприятия и лечение сопутствующих заболеваний. В период лечения широко используется физиотерапия, массаж, ЛФК, психотерапия и другие методы восстановительного лечения. В условиях дневных стационаров также осуществляется долечивание больных, выписанных из стационара для завершения лечения.

Длительность пребывания больных в дневном стационаре зависит от типа нозологии, состояния больного и интенсивности лечебно-диагностического процесса, средние сроки лечения составляют от 7 до 15 дней. Результаты лечения в дневных стационарах удовлетворительные. По данным разных авторов, от 75 до 95% больных, лечившихся в условиях дневного стационара, заканчивают курс лечения с улучшением состояния, и только 0,4-0,8% больных переводится для продолжения лечения в круглосуточные стационары.

Таким образом, внедрение стационар замещающих технологий способствует обеспечению преемственности в рамках единого медицинского учреждения, повышает управляемость лечебно-диагностическим процессом, эффективность и качество диагностики и лечения больных. В современных экономических условиях, когда длительность пребывания пациента в стационаре связано с необоснованными финансовыми затратами, вопросы функционирования дневного стационара, прогнозирования потребности в его использовании, технологии отбора больных для диагностики и лечения приобретают особое значение.

По данным многих литературных источников, в развитых странах Европы и США дневные стационары рассматриваются как прогрессивная форма организации медицинской помощи вообще, и специализированной в частности, имеющая ряд преимуществ перед обычными стационарам: доступность, высокая квалификация персонала, оснащенность.

 

Библиографический список

  • Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон Рос. Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ // Российская газета. – 2011. – 23 ноября. – С. 2-3.
  • Баранов, A.A. Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки / А.А. Баранов, В.Ю. Альбицкий. – М.: МГУ, 2009. – 511 с.
  • Баранов, A.A. Новые профилактические и реабилитационные технологии в педиатрии / А.А. Баранов, Л.С. Намазова // Современные проблемы профилактической педиатрии: Мат. VIII Конгресса педиатров России. – М.: Профи, 2008. – С. 28-39.
  • Барт, Б.Я. Дневные стационары поликлиник – эффективная форма оказания медицинской помощи населению / Б.Я. Барт, Л.М. Манукян, Л.Г. Акимова // Терапевтический архив. – 2008. – № 1. – С. 9-13.
  • Берман, В.Б. Опыт работы дневного стационара диагностического центра / В.Б. Берман / Современные диагностические технологии на службе здравоохранения: Мат. конф. – Омск: ОГИИ, 2008. – С. 33-34.
  • Бойко, А.Т. Здравоохранение в условиях медицинского страхования и перехода к рыночным отношениям / А.Т. Бойко. – СП.: Питер, 2008. – 196 с.
  • Болтенко, H.H. Организация работы дневного стационара в городской поликлинике / Н.Н. Болтенко, А.Г. Лабзовская // Здравоохранение РФ. – 2009. – № 2. – С. 50-54.
rich_text    
Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст
rich_text    

Комментарии страницы