1.1.3.Публикации

Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст

В.В. Заонегина

(Торжок, РФ)

названия церквей и монастырей Торжка в исторической годонимике

Статья посвящена тематической проблеме в современной лингвистической науке – анализу топонимической системы малого города по названиям церквей и монастырей. Предпринята попытка систематизации агиотопонимов. Дан краткий культурно-исторический комментарий.

Ключевые слова: топонимическая система, агиотопонимы, культурно-исторический комментарий, православная русская культура.

Статья представляет собой исследование торжокских топонимов, связанных с названиями церквей и монастырей, выполненное в социолингвистическом и культурно-историческом аспектах. Принцип номинации улиц и переулков российских городов по церквям и монастырям был одним из ведущих до начала XX века. Не стал исключением и наш город.

Торжок XVII–XIX веков был известным старообрядческим центром и всегда отличался особой религиозностью, множеством храмов и монастырей.

До настоящего времени город сохранил здания дореволюционной городской среды – памятники церковной архитектуры, которые могут сделать его при определенных условиях духовным центром Верхневолжья.

Целью нашего исследования является выявление «церковной» топонимии Торжка, существовавшей когда-либо в городе, а также выявление аппелятивной (нарицательной) лексики, содержащейся в адресной, уточняющей части наименования храмов.

В своей работе мы опирались на систему топонимов, исследуемых в религиозно-культурном пространстве, которая отражена в научных трудах Е.Л. Березович, В.Я. Дерягина, Е.М. Поспелова, Т.Ф Сапроновой, В.И. Супруна и других.

Была проведена номинационная классификация выявленных агиотопонимов (географических объектов, связанных со святостью):

  • по именам святых;
  • по названиям христианских праздников;
  • по названиям особо почитаемых икон;
  • по занятиям (ремеслам) жителей;
  • по аналогии с уже существовавшими объектами.

Для лингвистического анализа агиотопонимов был дан необходимый культурно-исторический комментарий.

  • По именам святых.

Александровская улица, Новоалександровская улица (до 1919 г., ныне 1, 2 Пугачевы ул.). Александровской улица названа по церкви святого Александра Невского, что существовала при тюремном замке. [Димитрий (Самбикин), архиеп. 1903: 100]

Богословская улица и Богословский переулок (до 1919 г., ныне Осташковская ул.). Богословской улица называлась по выходу ее за город к Иоанно-Богословскому монастырю, и позже – к кладбищу и церкви Ивана Богослова. [Илиодор 1860: 135]

Васильевская улица (до 1912 года, ныне Мира ул.) называлась по церкви святого святителя Василия Великого, архиепископа Кесарийского. [Димитрий 1903: 40]

Власьевская улица (до конца XIX века, ныне Пушкина ул.) – по выходу ее к церкви святого великомученика Власия. На Руси святой Власий издавна считался покровителем домашних животных. [там же: 42]

Георгиевская улица (до 1919 г., ныне Гражданская ул.), Георгиевский переулок (до 1919 г., ныне Пушкина пл.) названы по церкви в честь святого великомученика Георгия (Егория) Победоносца. [там же: 50]

Дмитровская улица (до 1919 г., ныне Садовая ул.), Новодмитровская улица (до 1919 г., ныне Пушкина ул.). Дмитровская и Новодмитровская улицы назывались по церкви во имя святого великомученика Димитрия Солунского. [Илиодор 1860: 134]

Ивановская улица (до 1919 г., ныне Кирова ул.) названа по церкви в честь святого пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. [Димитрий 1903: 66]

Ильинский съезд (до 1919 г., ныне Красная гора ул.), Ильинская площадь названы по церкви во имя святого Пророка Илии. [Добровольский 1901: 29]

Климентовская улица (до 1919 г., ныне Луначарского ул.), Новоклиментовская улица (начало XIX века, до 1957 г. Болотная ул., ныне Радищева ул.) – улицы названы по церкви во имя священномученика Климента, папы Римского. [Илиодор 1860: 130]

Козьмодемьянская улица (до 1919 г., ныне Белинского ул.), названа по церкви в честь святых Космы и Дамиана. [там же: 129] На Руси их называли Кузьма и Демьян.

Михайловская улица (до 1919 г., ныне Ржевская ул.), Новомихайловская улица, (до 1919 г., ныне Республиканский пер.), Маломихайловский переулок, (до 1919 г., ныне Республиканская ул.) были названы по церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Ныне действующая церковь более известна по приделу во имя святого архистратига (полководца) Михаила. [Салимов 2002: 16]

Никитская улица (до 1880 г., ныне Больничная ул.) именовалась по мужскому монастырю в честь святого великомученика Никиты. Никитская гора (до 1919 г., ныне Некрасова ул.). В середине XVIII века монастырь был упразднен и обращен в приходскую Никитскую церковь. В 1823 г. на ее месте была построена Покровская единоверческая церковь. [Илиодор 1860: 139]

Никольская улица (в 20-х годах XX века, ныне Демьяна Бедного ул.), Никольская набережная (в 20-х годах XX века, ныне Тверецкая наб.) названы по церкви во имя святого Николая. [там же: 135]

Пятницкая улица (до 1919 г., ныне Бакунина ул.), Пятницкий переулок (до 1919 г., ныне Бакунина 1-й пер.), Пятницкая дорога (до 1957 г., ныне Спартака ул.) названы по церкви во имя святой мученицы Параскевы. «Пятница» по-гречески «параскева». [Димитрий 1903: 62]

Филипповская улица (до 1957 г., ныне Шевченко ул.) названа по церкви святого апостола Филиппа, одного из двенадцати учеников Иисуса Христа. [Илиодор 1860: 125] «Филипповки» на Руси праздновались широко перед долгим постом.

  • По названиям христианских праздников.

Богоявленская улица и Богоявленский переулок (до 1913 г., ныне Осташковская ул.) именовались по расположенной рядом Богоявленской церкви. Церковь названа в честь Богоявления Господня. Богоявление Господне еще называют Крещением. В древности здесь был Хутынский монастырь, а затем приходская церковь. [там же: 124]

Воздвиженская площадь, Воздвиженской улица (до 1913 г., ныне Карла Маркса ул.) назывались по церкви в честь Воздвижения Честного Креста. Главный престольный праздник Крестовоздвиженской церкви – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. [там же: 132]

Дальняя Троица улица (до 1972 года была деревней) названа по Троицкому мужскому монастырю. После его закрытия (во второй половине XVIII в.) была приходская кладбищенская церковь. Эта церковь так стала называться потому, что в городе была еще одна Троицкая церковь, которую жители называли Ближней Троицей. Храм освящен в честь дня Святой Пятидесятницы. [Димитрий 1903: 70]

Знаменская улица (до 1919 г., ныне аллея сада) названа по церкви Знамения Честного Креста – явлению на небе креста в Иерусалиме, состоявшего из света, распростертого от Голгофы до места Его вознесения на небо. [Илиодор 1860: 126]

Мироносицкая улица (до 1919 г., ныне Мобилизационная наб.) названа в честь церкви Жён-Мироносиц, [там же: 57] женщин, последовавших за Спасителем в Его земной жизни и не оставивших Его после смерти. День Жен-Мироносиц празднуется в третье воскресенье после Пасхи. На Руси это считается православным женским днем, прославляющим женскую доброту, самоотверженность, бесстрашие, любовь.

Покровская улица (до 1919 г., ныне Некрасова ул.), Покровский переулок (до 1919 г., ныне Кирова 4-й пер.) названы по Покровской церкви. [Димитрий 1903: 57] Церковь названа в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В 1823 году на месте древнего Никитского монастыря была построена единоверческая Покровская церковь. При реквизиции икон из закрывающихся храмов Торжка в 1931 г. из Покровской единоверческой церкви 4 иконы были отобраны для Третьяковской картинной галереи и ныне находятся в ее собрании.

Сретенская улица (до 1919 г., ныне Белинского ул.) названа по празднику Сретения Господня – это как бы встреча Ветхого и Нового Заветов. [там же: 73] В народе Сретение является границей между зимой и весной.

Троицкая улица (до начала 20-х годов XX века, ныне Вольная ул.), Троицкая площадь (до начала 20-х годов XX века, ныне Пионерский пер. (1962 г.)), Троицкая набережная (до 1919 г., ныне Мобилизационная наб.), Троицкий переулок (до начала 20-х годов XX века, ныне Пионерский пер. (1962 г.)) назывались по церкви Ближняя Троица. [Илиодор 1860: 131]

Успенская улица (с 1919 г. часть стала Володарского ул., часть с 1947 г. –Ананьина пл.), Новоуспенская улица (до 1957 г., ныне Свердлова пер.) названы по Успенской церкви. Церковь названа в честь Успения Пресвятой Богородицы. [там же: 127]

  • По названиям особо почитаемых икон.

Грузинская улица по выезду из города в с. Грузины. Названа в честь иконы Грузинской Божией Матери. [Долгова 1958: 5]

  • По занятиям (ремеслам) жителей.

Богомазный переулок (конец XVIII века). Проходил между Водопойной и Дмитровской (ныне Садовая ул.). Здесь жили и работали иконописцы – «богомазы». [ГАТО: Л.27]

Поповым переулком (до 1880 г., ныне Новая ул.) назывался по домам, принадлежащим в разное время попам единоверческой церкви. [Лопатина 2002: 48]

  • По аналогии с уже существовавшими объектами

Монастырская гора (до 1919 г., ныне Старицкая ул.), Монастырская улица (до 1919 г., ныне Старицкая ул.), Монастырский переулок (в 1880 г. пер. вдоль южной стены Борисоглебского монастыря, ныне без названия) были названы по располагавшемуся на ней Борисоглебскому монастырю, основанному Киевским боярином Ефремом в первой половине XI века. [Илиодор 1860: 106]

Соборный вал в 1919 г. был переименован в Городской вал – ныне не существует. Так она называлась по Спасо-Преображенскому собору. [там же: 115]

Трехцерковная улица (до 1919 г., ныне Степана Разина ул.). На её оси на перекрестках с другими улицами стояли три церкви: Никольская, Дмитровская, Воздвиженская. [Лопатина 2002: 75]

Часовенный переулок (до 1880 г., ныне без названия) именовался по выходу его к старообрядческой часовне, располагавшейся на Болотной улице (ныне Радищева ул.) часовне. [там же: 81]

Таким образом, названия старых улиц древнего русского города – такие же памятники истории культуры, как и архитектурное сооружение, заповедные места, произведения искусства. Культурно-исторический комментарий помогает нам понять, как формировалась православная русская культура в условиях малого города на протяжении веков.

Литература и источники

ГАТО – Государственный архив Тверской области. Ф. 172. Оп. 2. Д. 456. Л. 27.

Димитрий (Самбикин), архиепископ. Монастыри и приходские церкви города Торжка. Тверь: Типография губернского правления, 1903. 103 с.

Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. 567 с.

Долгова С.Р. Старинные документы о селе Грузины. Рукопись; //Архитектурное наследство № 9. 1958.

Илиодор, иеромонах. Историко-статистическое описание города Торжка, составленное Новоторжского Борисоглебского монастыря иеромонахом Илиодором. Тверь, 1860. 154 с.

Лопатина Н.В. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2 испр. – Тверь: Лилия принт, 2002. 93 с.

Салимов А.М. Храмовая архитектура Тверской епархии: Очерк истории. Тверь, 2002, С. 16–22.

Сапронова Т.Ф. Православные монастыри в топонимии Москвы.//Русская речь–1996, № 1 С. 85–91.

V.V. Zaonegina

(Torzhok, Russia)

NAMES OF CHURCHES AND MONASTERIES OF Torzhok IN HISTORICAL HODONIMICS

The article is devoted to a thematic problem in modern linguistic science - the analysis of the toponymic system of a small city by the names of churches and monasteries. An attempt has been made to systematize agiotoponyms. A brief cultural and historical commentary is given.

Key words: Toponymic system, agiotoponyms, cultural and historical commentary, Orthodox Russian culture.

 

rich_text    
Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст
rich_text    

Комментарии страницы