Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тверской государственный университет»
Институт экономики и управления
Кафедра экономики предприятия и менеджмента
Отчет
по производственной практике (НИР)
за 2 семестр
Направление подготовки
38.04.02 МЕНЕДЖМЕНТ
Магистерская программа
Управление и консалтинг в здравоохранении
Форма обучения очная
Обучающийся:
Двужилова Надежда Семеновна
Руководитель:
Писарев С.Л., к.э.н., доцент
Тверь 2017
Содержание
- Обзор литературы и интернет-источников по теме: «Состояние и перспективы развития фармацевтического рынка»…………………………………………………3
- Библиографический список…………………………………………………………8
- Обзор литературы и интернет-источников по теме: «Состояние и перспективы развития фармацевтического рынка»
На современном этапе развития российской экономики при определенных условиях фармацевтическая отрасль может стать стимулом реального инновационного развития страны, так как именно она считается высокодоходной, быстрорастущей, наукоемкой и перспективной отраслью промышленного производства.
Последние двадцать лет отмечается активное развитие российского фармацевтического рынка. В объеме отечественный фармрынок вырос в 5 раз, превысив в потребительских ценах за 20 млрд долларов. Наполнение рынка расширилось в 1,5раза по номенклатуре и в 3,5 раза — по количеству упаковок.
Актуальные проблемы развития российского фармрынка в современных условиях обусловлены привлекательностью России для инвесторов, наращиванием инновационного потенциала локальной фармацевтической индустрии, поиском новых возможностей и стимулирующих механизмов для государственно-частного партнерства в сфере данной индустрии. Это дает возможность в будущем качественно улучшить обеспечение российских пациентов лекарственными препаратами.
Цели и задачи, заложенные в стратегии «Фарма-2020» и соответствующей государственной программе РФ «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013−2020 гг., остаются неизменными, несмотря на проходящие в экономике перемены и внешние ограничения. Основной путь развития отечественной фармпромышленности — ее переход на инновационный путь развития. Все также остается актуальным направление трансфера передовых технологий и поддержки научных исследований. В настоящее время приняты решения по финансовой поддержке производства субстанций и клинических исследований в России, разработаны краткосрочные и долгосрочные инициативы.
Фармацевтический рынок в России имеет следующие особенности:
- Высокая доля традиционных средств-дженериков (с составом и формой, как у оригинальных препаратов, но без патентной защиты) и преобладаниебезрецептурных лекарств.
- Переход большинства предприятий на изготовление готовых лекарственных средств.
- В развитых западных странах основные расходы на приобретение лекарств покрывает медицинская страховка, в России они возложены на конечных потребителей.
- Склонность населения к фитотерапии, самолечению, покупке дешевых медикаментов.
Проблемы российского фармацевтического рынка:
- Низкая платежеспособность населения из-за нестабильностив экономике страны.
- Несовершенство регулирования отрасли на законодательном уровне.
- Большое количество фальсифицированных препаратов.
- Недостаток госфинансирования программ лекарственного обеспечения, а такжеподдержки российских изготовителей.
- Повышенный уровень конкуренции на рынке.
Портрет потребителя фармацевтической продукции в России следующий:
44% россиян предпочитаютфармпродукции отечественного производства, для 42% страна-изготовитель не имеет значения. Большая доля лекарств от российских компаний приходится на потребителей из сел и малых городов. Связано это с их более низкой стоимостью по сравнению с препаратами зарубежных производителей.
Половина населения РФ еженедельно приобретают медикаменты в аптеках. Большинство покупателей — женщины пожилого возраста. Трудности в приобретении лекарств испытывают 25% жителей России.
При выборе препарата около 60% потребителей ориентируются на рекомендации врачей, однако одновременно с этим полагаются на собственный опыт (41%), прислушиваются к советам провизоров (18%) и близких (17%). Только 34% населения верят, что врачи назначают препараты, исходя лишь из состояния здоровья пациентов.
На российскомфармрынке выделяют три группы участников:
- отечественные и зарубежные производители;
- оптовые поставщики;
- индивидуальные торговые точки и аптечные сети.
Около 75% объема фармацевтического рынка занимают медикаменты от зарубежных производителей. Наибольшая доля продукции от российских изготовителей приходится на группу ЖНВЛП (жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов).
В розничном сегменте фармрынка около 40% составляют государственные и муниципальные аптеки. Но в ближайшем будущем этот показатель уменьшится, так как растет доля частных аптечных сетей(например, «Эвалар», «Доктор Столетов», и др.)
В России за последние несколько лет был принят ряд важных законодательных актов, которые окажут влияние на развитие рынка в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
В частности, утверждена «Стратегия лекарственного обеспечения населения РФ до 2025 года».
Целью стратегии является повышение доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных препаратов для удовлетворения потребностей населения и системы здравоохранения на основе формирования рациональной и сбалансированной системы лекарственного обеспечения населения Российской Федерации.
Реализация стратегии пройдет в три этапа.
Первый (2013–2014 гг.) этап включает законодательные поправки, пересмотр списка ЖНВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты) и оценку социально-экономической эффективности лекарственных средств [1].
Второй этап (2015–2016 гг.) подразумевает тестирование в пилотных регионах нескольких моделей лекарственного обеспечения (с разными моделями референтного ценообразования) [1].
Третий этап (2017–2025 гг.) предполагает внедрение новой модели лекарственного обеспечения (реимбурсации) и референтного ценообразования во всех регионах страны [1].
Несмотря на то, что количество лекарственных средств возросло, существуют проблемы для развития отечественных компаний на российском фармацевтическом рынке. В числе основных проблем можно отметить:
- жесткую конкуренцию на рынке;
- снижение финансового состояния отечественных производителей, вызванное замедленным переходом на стандарты GMP;
- административный барьер для входа на рынок лекарственных средств;
- продолжительный процесс регистрации лекарственных средств;
- несовершенство налогового стимулирования отрасли и необходимость унификации законодательства в рамках норм ВТО.
В настоящее время в Российской Федерации проводится работа по устранению конкурентного неравенства между отечественными и зарубежными фармацевтическими производителями, которая предполагает:
- внедрение обязательных требований к правилам производства лекарственных средств, гармонизированных с международными правилами;
- разработку и реализацию механизма прямых компенсаций затрат фармацевтическим предприятиям, перешедшим на правила GMP;
- развитие государственных программ РФ в области лекарственного обеспечения.
От 10 до 20 процентов российских фармацевтических предприятий перешли на GMP. К этим производителям относятсясамые крупные фармкомпании, лидирующие на российском рынке. Продукция этих компаний по объему составляет 80 процентов всех лекарственных средств, производимых российскими предприятиями.
По данным Минпромторга в России производится 413, или 68процентов из 608 импортируемых лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП. По программе импортозамещения реализуются еще 130 проектов по разработке препаратов. За пять лет действия программы «Фарма- 2020» объем производства лекарств в России увеличился в два раза [2].
Проблема снижения зависимости от импорта стоит на отечественном фармрынке с конца 1990-х годов. В стратегии «Фарма-2020» поставлена конкретная задача — довести долю отечественных препаратов до 50%. А к 2018 году, согласно указу президента РФ, необходимо, чтобы отечественные лекарства составляли 90% всех препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших. Для выполнения этой задачи разработаны дополнительные регуляторные меры. Это, в частности, постановление правительства об ограничении участия зарубежных компаний в торгах по госзакупкам лекарств, если в них примут участие два и более производителей из стран Таможенного союза [2,3].
Негативными факторами влияния на рост российского фармрынка западные аналитики считают ужесточение политики государственных закупок, нормативные изменения ценообразования, снижение эластичности спроса.
В России потребление лекарственных средств продолжает смещаться в сторону более дорогих препаратов. Сдвиг в структуре потребления и повышение цен на препараты, которые не входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), являются драйверами розничного рынка.
Рынок лекарственных препаратов активно развивается, отмечается рост новых наименований, увеличивается доля новинок отечественного производства. На фармацевтическом рынке продолжается эпоха перемен и государственных инноваций.
- Библиографический список
- Дан старт разработке стратегии развития российской фармацевтической промышленности на период до 2020 года //http:www.minprom.gov.ru [Электронный ресурс]
- Основные тенденции развития российского фармрынка. http://pharm-medexpert.ru/pages/2016analiz-farm. [Электронный ресурс]
- Стратегия развития фармацевтической промышленности в Российской Федерации до 2020 года //http://doc.google.com. [Электронный ресурс]