1.2.3 Отчет НИР

Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тверской государственный университет»

 

Институт экономики и управления

 

Кафедра экономики предприятия и менеджмента

 

 

 

Отчет

 по производственной практике (НИР)

за 3 семестр

 

Направление подготовки

38.04.02 МЕНЕДЖМЕНТ

 

Магистерская программа

Управление и консалтинг в здравоохранении

 

 

 

Форма обучения очная

 

Обучающийся:

Двужилова Надежда Семеновна

 

Руководитель:

Писарев С.Л.,д.э.н., доцент

 

 

Тверь 2017

Содержание

  1. Сбор и обработка данных на тему: «Фармрынок: состояние и развитие»…………………………………………………………………………………..…3
  2. Библиографический список………………………………………………………..9


 

  1. Сбор и обработка данных на тему: «Фармрынок: состояние и развитие»

Рассмотрены основныепути развития отечественной фармпромышленности, цели и задачи  государственной  политики  в сфере развития фармацевтического рынка, стратегии «Фарма-2020», этапы  реализации федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации до 2020 года», проблемы развития отечественных компаний на российском фармацевтическом рынке.

Ключевые слова: фармрынок, развитие, стратегии, фармпроизводство, цели, задачи.

 

Dvuzhilova N. S.

Pharmaceutical market: state and development

     This article presents the main issues, goals, objectives and ways of development Russian pharmaceutical market, state policy and strategy «Pharma-2020». Also there are described the stages of implementation federal target program «Development of the Pharmaceutical and Medical Industry of the Russian Federation till 2020» and problems of the domestic companies development on the russian pharmaceutical market.

Keywords: pharmaceutical market, development, strategy, pharmproizvodstvo, purposes, tasks.

 

На современном этапе развития российской экономики при определенных условиях фармацевтическая отрасль может стать стимулом реального инновационного развития страны, так как именно она считается высокодоходной, быстрорастущей, наукоемкой и перспективной отраслью промышленного производства.

Последние двадцать лет отмечается активное развитие российского фармацевтического рынка. В объеме отечественный фармрынок вырос в 5 раз, превысив в потребительских ценах за 20 млрд долларов. Наполнение рынка расширилось в 1,5раза по номенклатуре и в 3,5 раза — по количеству упаковок.

Актуальные проблемы развития российского фармрынка в современных условиях обусловлены привлекательностью России для инвесторов, наращиванием инновационного потенциала локальной фармацевтической индустрии, поиском новых возможностей и стимулирующих механизмов для государственно-частного партнерства в сфере данной индустрии. Это дает возможность в будущем качественно улучшить обеспечение российских пациентов лекарственными препаратами.

Цели и задачи, заложенные в стратегии «Фарма-2020» и соответствующей государственной программе РФ «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013−2020 гг., остаются неизменными, несмотря на проходящие в экономике перемены и внешние ограничения. Основной путь развития отечественной фармпромышленности — ее переход на инновационный путь развития. Все также остается актуальным направление трансфера передовых технологий и поддержки научных исследований. В настоящее время приняты решения по финансовой поддержке производства субстанций и клинических исследований в России, разработаны краткосрочные и долгосрочные инициативы.

Фармацевтический рынок в России имеет следующие особенности:

  1. Высокая доля традиционных средств-дженериков (с составом и формой, как у оригинальных препаратов, но без патентной защиты) и преобладаниебезрецептурных лекарств.
  2. Переход большинства предприятий на изготовление готовых лекарственных средств.
  3. В развитых западных странах основные расходы на приобретение лекарств покрывает медицинская страховка, в России они возложены на конечных потребителей.
  4. Склонность населения к фитотерапии, самолечению, покупке дешевых медикаментов.

Проблемы российского фармацевтического рынка:

  1. Низкая платежеспособность населения из-за нестабильностив экономике страны.
  2. Несовершенство регулирования отрасли на законодательном уровне.
  3. Большое количество фальсифицированных препаратов.
  4. Недостаток госфинансирования программ лекарственного обеспечения, а такжеподдержки российских изготовителей.
  5. Повышенный уровень конкуренции на рынке.

Портрет потребителя фармацевтической продукции в России следующий:

44% россиян предпочитаютфармпродукции отечественного производства, для 42% страна-изготовитель не имеет значения. Большая доля лекарств от российских компаний приходится на потребителей из сел и малых городов. Связано это с их более низкой стоимостью по сравнению с препаратами зарубежных производителей.

Половина населения РФ еженедельно приобретают медикаменты в аптеках. Большинство покупателей — женщины пожилого возраста. Трудности в приобретении лекарств испытывают 25% жителей России.

     При выборе препарата около 60% потребителей  ориентируются на рекомендации врачей, однако одновременно с этим полагаются на собственный опыт (41%), прислушиваются к советам провизоров (18%) и близких (17%). Только 34% населения верят, что врачи назначают препараты, исходя лишь из состояния здоровья пациентов.

На российскомфармрынке выделяют три группы участников:

  • отечественные и зарубежные производители;
  • оптовые поставщики;
  • индивидуальные торговые точки и аптечные сети.

Около 75% объема фармацевтического рынка занимают медикаменты от зарубежных производителей. Наибольшая доля продукции от российских изготовителей приходится на группу ЖНВЛП (жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов).

В розничном сегменте фармрынка около 40% составляют государственные и муниципальные аптеки. Но в ближайшем будущем этот показатель уменьшится, так как растет доля частных аптечных сетей(например, «Эвалар», «Доктор Столетов», и др.)

В России за последние несколько лет был принят ряд важных законодательных актов, которые окажут влияние на развитие рынка в среднесрочной и долгосрочной перспективах.

     В частности, утверждена «Стратегия лекарственного обеспечения населения РФ до 2025 года».

     Целью стратегии является повышение доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных препаратов для удовлетворения потребностей населения и системы здравоохранения на основе формирования рациональной и сбалансированной системы лекарственного обеспечения населения Российской Федерации.

     Реализация стратегии пройдет в три этапа.

     Первый (2013–2014 гг.) этап включает законодательные поправки, пересмотр списка ЖНВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты) и оценку социально-экономической эффективности лекарственных средств [1].

     Второй этап (2015–2016 гг.) подразумевает тестирование в пилотных регионах нескольких моделей лекарственного обеспечения (с разными моделями референтного ценообразования) [1].

     Третий этап (2017–2025 гг.) предполагает внедрение новой модели лекарственного обеспечения (реимбурсации) и референтного ценообразования во всех регионах страны [1].

     Несмотря на то, что количество лекарственных средств возросло, существуют проблемы для развития отечественных компаний на российском фармацевтическом рынке. В числе основных проблем можно отметить:

  • жесткую конкуренцию на рынке;
  • снижение финансового состояния отечественных производителей, вызванное замедленным переходом на стандарты GMP;
  • административный барьер для входа на рынок лекарственных средств;
  • продолжительный процесс регистрации лекарственных средств;
  • несовершенство налогового стимулирования отрасли и необходимость унификации законодательства в рамках норм ВТО.

     В настоящее время в Российской Федерации проводится работа по устранению конкурентного неравенства между отечественными и зарубежными фармацевтическими производителями, которая предполагает:

  • внедрение обязательных требований к правилам производства лекарственных средств, гармонизированных с международными правилами;
  • разработку и реализацию механизма прямых компенсаций затрат фармацевтическим предприятиям, перешедшим на правила GMP;
  • развитие государственных программ РФ в области лекарственного обеспечения.

     От 10 до 20 процентов российских фармацевтических предприятий перешли на GMP. К этим производителям относятсясамые крупные фармкомпании, лидирующие на российском рынке. Продукция этих компаний по объему составляет 80 процентов всех лекарственных средств, производимых российскими предприятиями.

     По данным  Минпромторга в России производится 413, или 68процентов из 608 импортируемых лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП. По программе импортозамещения реализуются еще 130 проектов по разработке препаратов. За пять лет действия программы «Фарма- 2020» объем производства лекарств в России увеличился в два раза [2].

Проблема снижения зависимости от импорта стоит на отечественном фармрынке с конца 1990-х годов. В стратегии «Фарма-2020» поставлена конкретная задача — довести долю отечественных препаратов до 50%. А к 2018 году, согласно указу президента РФ, необходимо, чтобы отечественные лекарства составляли 90% всех препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших. Для выполнения этой задачи разработаны дополнительные регуляторные меры. Это, в частности, постановление правительства об ограничении участия зарубежных компаний в торгах по госзакупкам лекарств, если в них примут участие два и более производителей из стран Таможенного союза [2,3].

Негативными факторами влияния на рост российского фармрынка западные аналитики считают ужесточение политики государственных закупок, нормативные изменения ценообразования, снижение эластичности спроса.

В России потребление лекарственных средств продолжает смещаться в сторону более дорогих препаратов. Сдвиг в структуре потребления и повышение цен на препараты, которые не входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), являются драйверами розничного рынка.

Рынок лекарственных препаратов активно развивается, отмечается рост новых наименований, увеличивается доля новинок отечественного производства. На фармацевтическом рынке продолжается эпоха перемен и государственных инноваций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Библиографический список
  2. Дан старт разработке стратегии развития российской фармацевтической промышленности на ᴨериод до 2020 года //http:www.minprom.gov.ru [Электронный ресурс]
  3. Основные тенденции развития российского фармрынка. http://pharm-medexpert.ru/pages/2016analiz-farm. [Электронный ресурс]
  4. Стратегия развития фармацевтической промышленности в Российской Федерации до 2020 года //http://doc.google.com. [Электронный ресурс]

 

 

rich_text    
Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст
rich_text    

Комментарии страницы