1.1.научная статья

Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

Т.А. Старшинова, В.П. Фёдоров

Эффективное и свободное осуществление прав человека - один из главных признаков правового государства. Права человека в современном российском обществе должны стать не второстепенной задачей, осуществляемой в сфере функционирования исполнительной власти, а ее главной целью, которая призвана изменить историческую парадигму отношений между государством и человеком.

Правовое регулирование отношений органов исполнительной власти и местного самоуправления с гражданами и юридическими лицами является одной из актуальных проблем российского общества. С развитием демократии в государственном праве, призванном регулировать именно отношения между государством и человеком, меняются правовые средства и методы воздействия публичной власти на общественные отношения, что обусловлено появлением новых категорий в государственном праве, возникают новые институты - институт государственных услуг, институт государственного договора и др.

Ключевые слова: здравоохранение, государственные услуги.

 

CONCEPT AND PRINCIPLES OF GOVERNMENT SERVICES IN THE HEALTHCARE FIELD

T.A. Starshinova, V.P. Fedorov

Effective and free exercise of human rights is one of the main features of the rule of law. Human rights in modern Russian society should not be a secondary task carried out in the sphere of the functioning of the executive branch, but its main goal, which is to change the historical paradigm of relations between the state and the individual.

Legal regulation of relations between executive bodies and local self-government bodies with citizens and legal entities is one of the topical problems of Russian society. With the development of democracy in state law designed to regulate relations between the state and the individual, the legal means and methods of the public authority's influence on public relations are changing, which is caused by the emergence of new categories in state law, new institutions are emerging - the institution of state services, the institution of the state contract, etc.

Keywords: public health services, public services.

 

Государственно-правовая наука не выработала общепринятой позицию относительно понятия «государственные услуги». Более того, сам термин государственные услуги» пока воспринят не всеми российскими учеными и практиками. Процедура выдачи ряда разрешений, лицензий, сертификатов и т.д. по обращению заинтересованного лица связана с выполнением, им установленных требований, предусматривает альтернативные варианты использования уполномоченным органом его дискреционных полномочий и в любое время может быть приостановлена по желанию субъекта обращения без наступления негативных для него юридических последствий. В равной степени субъект обращения по своему усмотрению может и не воспользоваться полученным документом, также будет для него вполне правомерным.

Правовой институт государственных услуг представляет собой систему относительно обособленных и связанных между собой правовых норм, регулирующих отношения, возникающие при реализации субъективных прав физического или юридического лица (по их заявлению) в процессе публично-властной деятельности государственного органа.

Анализ различных точек зрения на сущность государственных услуг органами исполнительной власти и местного самоуправления дает основания утверждать об отсутствии единого мнения по этому поводу.

Государственную услугу рассматривают как правоотношения, возникающие при реализации субъективных прав физического или юридического лица (по их заявлению) в процессе публично-властной деятельности государственного органа для получения определенного результата [4, с. 84].

Государственные услуги - это та часть публичных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления и предоставление которых связано с реализацией властных полномочий.

Рассмотрим стандарты необходимые при получении государственных услуг. Заявители на получение государственных услуг располагают такими правами как:

1) приобретение государственной услуги вовремя и в соответствии со стандартом предоставления государственной услуги;

2) приобретение глубокой, актуальной и верной информации о порядке обеспечения государственных услуг, в том числе и в электронной форме;

3) приобретение государственных услуг в электронной форме;

4) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных услуг;

5) приобретение государственных услуг в многофункциональном центре в соответствии с договорами, заключенными между многофункциональным центром и органами, дающими государственные услуги, и договорами, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вхождения в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.

Можно выделить такие формальные признаки государственных услуг:

1) государственная услуга предоставляется по заявлению лица;

2) предоставление государственных услуг связано с обеспечением условий для реализации субъективных прав конкретного лица;

3) государственные услуги предоставляются государственными органами (прежде всего органами исполнительной власти и местного самоуправления) и обязательно через реализацию властных полномочий. То есть получить конкретную государственную услугу можно только в соответствующем (как правило, только одному) государственном органе;

4) результатом государственной услуги в процедурном смысле является государственный акт (решение или действие государственного органа, которым удовлетворяется заявление лица). Такой государственный акт имеет конкретного адресата - потребителя государственной услуги, то есть лицо, обратившееся за данной услугой [3, с. 12].

Кроме того, формальному признаку государственной услуги можно считать наличие специального правового регулирования порядка предоставления таких услуг. В идеале право на получение лицом конкретной государственной услуги и соответствующее полномочия государственного органа должно быть непосредственно предусмотрено законом.

Как второстепенную признак государственных услуг можно выделить их типичность, или ординарности. Этот признак особенно актуален для государственных услуг, которые могут предоставляться через «универсамы услуг», где общение между государственным органом и лицом фактически является «документальным» и, как правило, не требует личного выслушивания лица.

Следовательно, государственная услуга - это направленная на обеспечение условий для реализации субъективных прав физического или юридического лица публично-властная деятельность государственного органа, осуществляется по заявлению лица.

Не относятся к государственным услугам отношения: а) возникающие между лицами и государственными органами по инициативе последних (например, в ходе проверок субъектов хозяйствования или привлечения к государственной ответственности); б) о деятельности государственных органов, которая не связана с реализацией ими властных полномочий [1, с. 101].

Поскольку государственные услуги характеризуются многогранностью и разнообразием, можно сделать вывод о необходимости их классификации. Классификаций государственных услуг может быть много. В зависимости от субъекта, который предоставляет государственные услуги, их можно разделить на государственные услуги и муниципальные государственные услуги. Важны, прежде всего, те классификации, которые имеют практическое значение, то есть дают возможность давать рекомендации по улучшению системы предоставления государственных услуг.

Следующим критерием классификации государственных услуг, который может иметь и теоретическое, и практическое значение, смысл государственной деятельности по предоставлению государственной услуги. Так, при регистрации государственного акта о праве собственности на земельный участок первично интерес государства по учету землевладельцев и обеспечения прав последних, а при регистрации субъектов деятельности первично желание лица получить разрешение на занятие предпринимательской деятельностью. И хотя во всех делах совершается или принимается индивидуальный государственный акт, для лица принципиально важным является его окончательное оформление, например, полученное на руки свидетельство о регистрации субъекта предпринимательской деятельности. Поэтому, в определении процедуры предоставления государственной услуги необходимо ориентироваться именно на конечный результат, которого ожидает потребитель.

Можно классифицировать государственные услуги по отраслям законодательства, точнее, по предмету (по характеру) вопросов, за решением которых обращаются лица в государственные органы [2, с. 376]. Среди них можно выделить предпринимательские (или хозяйственные), социальные, земельные, строительно-коммунальные, жилищные и другие виды государственных услуг. При этом под социальными государственными услугами понимаются услуги, связанные с реализацией властных полномочий, например, назначения государственной социальной помощи и тому подобное. 

Примером земельных государственных услуг может быть принятие органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в пользование, а примерами предпринимательской государственной услуги - регистрация субъектов предпринимательской деятельности, выдача лицензий и тому подобное. Такой подход не вступает ни в одну противоречие с общим понятием «государственные услуги», поскольку все эти отношения относятся к отраслям законодательства, «выросли» из государственного права и имеют государственный характер. В процедурном аспекте также не видно никаких существенных различий между этими услугами: предоставляют государственные органы, процедурный результат тот же - решение государственного органа.

Оценка качества предоставления государственных услуг является проверкой деятельности государственного органа о предоставлении государственных услуг, в том числе результата такой деятельности на соответствие официально установленным требованиям и / или ожиданиям потребителей. Для оценки качества предоставления государственных услуг необходимо определить критерии, по которым может осуществляться такая оценка. Под критерием понимается основание для оценки качества предоставления государственных услуг.

Удовлетворенность потребителя и ориентация на потребителя должны быть основными принципами при определении критериев оценки качества, предоставления государственных услуг. Стоит согласиться с экспертами Центра политико-правовых реформ относительно минимального перечня критериев, которые должны быть взяты за основу соответствующими органами: а) результативность; б) своевременность; в) доступность; г) удобство; д) открытость; ж) уважение к личности; с) профессионализм.

Критерий доступности предусматривает:

- Территориальную близость государственного органа к получателям услуг;

- Наличие транспортного сообщения, указательных знаков, подъездных путей и мест парковки для транспортных средств физических и юридических лиц;

- Возможность свободного (беспрепятственного) доступа в помещение государственного органа;

- Беспрепятственное получение бланков и других формуляров, необходимых для обращения за государственной услугой, возможность получения таких бланков с веб-страницы государственного органа;

- Удобство - учет интересов и потребностей получателей услуг в процессе организации предоставления государственных услуг [4, с. 544].

Критерий удобства предусматривает:

  • Возможность выбора способа обращения за государственной услугой, в том числе по почте, электронной почте и т.п.;
  • Внедрение принципа «единого окна»;
  • Установления государственным органом графика приема физических и юридических лиц с учетом их интересов;
  • Усовершенствование порядка оплаты государственной услуги (плата по мере возможности должна приниматься непосредственно в помещении государственного органа)
  • Открытость - беспрепятственное получение необходимой для получения государственной услуги информации, которая размещается на информационных стендах в государственных органах, на их веб-сайтах печатается в официальных изданиях и буклетах.

Критерий открытости предусматривает:

  • Наличие информации о процедуре предоставления определенной услуги, перечня документов для ее получения с образцами;
  • Заполнения таких документов, размера и порядка оплаты государственной услуги, должностных лиц, ответственных за предоставление определенных видов государственных услуг;
  • Возможность получения информации по телефону и электронной почте, а также квалифицированной консультативной помощи;
  • Уважение к личности - вежливое (почтительное) отношение к получателю государственной услуги.

Этот критерий включает:

  • Готовность работников государственного органа помочь получателю услуги в оформлении документов;
  • Соблюдение принципа равенства всех граждан;
  • Обеспечение бытовых удобств в государственном органе;
  • Профессионализм - надлежащий уровень квалификации работников государственного органа [5, с.30].

Кроме указанных, можно установить еще несколько критериев оценки качества предоставления государственных услуг, а именно:

а) простота. Требования, предъявляемые к частному лицу для получения услуги, должны быть обоснованными и простейшими. Общение между государственными органами (согласование, экспертизы, сообщения) должно осуществляться преимущественно внутри администрации, без привлечения лица. При совершенствовании правового регулирования необходимо максимально упрощать правила и порядок предоставления услуг;

б) оперативность, срочность. Временное ограничение по предоставлению государственной услуги означает, что услуга должна предоставляться не позднее определенного срока (срочность), по возможности как можно быстрее (оперативность) и с учетом конкретных потребностей личности в определенной ситуации (своевременность). 

Своевременность требует, чтобы, учитывая особенности отдельно взятой ситуации, орган в отдельных случаях действовал даже быстрее, чем того требует закон. По этим признакам своевременность является наивысшей оценкой качества предоставления услуги;

в) равенство. Государственный орган должен одинаково (равно доброжелательно) относиться ко всем потребителям государственных услуг. Это также означает, что одинаковые дела должны решаться одинаково, в тот же срок, с одинаковыми требованиями и тому подобное;

г) справедливая стоимость. Лицо не должно чувствовать себя обманутой государством. Стоимость услуги, по общему правилу, не должна превышать стоимости фактических затрат на оказание этого вида услуг. Стандартом также должно быть определение платы за государственную услугу в фиксированном размере централизованно (это означает, что услуга стоит одинаково в разных местностях государства и т.д.). Сюда же можно включать удобство оплаты;

д) экономичность и эффективность предоставления;

ж) чувствительность. Орган и его работники должны относиться к каждому человеку как к самому важному потребителю / клиенту. 

Каждый из этих критериев следует рассматривать отдельно, учитывая структурные показатели, влияющие на общую оценку качества по конкретным критериям. Вместе с тем не следует забывать, что на оценку качества услуги влияют все критерии в комплексе, и пренебрежение хотя бы одним из них должно отражаться на общей оценке услуги.

На основе указанных критериев устанавливаются стандарты предоставления государственных услуг. Поддерживая позицию В. Тимощука, под стандартами качества государственных услуг необходимо понимать конкретные требования о предоставлении государственной услуги, которым должна соответствовать деятельность государственного органа и с помощью которых можно оценить, насколько качественно предоставляется та или иная государственная услуга [6, с. 51].

 

Библиографический список

  1. Аверьянов В.Б. Государственное право РФ. Академический курс: Учебник.: В 2 т.: Т.2. Особенная часть. - М.: Юрид. мнение, 2014. - 624 с.
  2. Аверьянов В.Б. Государственное управление: проблемы государственно-правовой теории и практики. - М.: Знание, 2013. - 384 с.
  3. Аверьянов В.Б. К вопросу о понятии так называемых "управленческих услуг" // Право РФ. - 2012. - № 6. - С. 125-127.
  4. Государственные услуги - новое качество государства // Приоритеты . - 2013. - № 6. - С . 12-17.
  5. Александров В.Т. Услуги системы государственного управления в сфере здравоохранения// Актуальные проблемы государственного управления: Сб. наук. пр. - Вып. 3 (18). - М .: Изд-во ХарРИ НАГУ "Магистр", 2012. - С. 208-213.
  6. Бахрах Д.Н. Здравоохранение. - М .: НОРМА, 2011. - 288 с.
  7. Беленчук И.А. Государственное право РФ: Учеб. пособие. - М .: А.С.К., 2014. - 175 с.

 

rich_text    
Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст
rich_text    

Комментарии страницы