1.3 Статья

Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЫХ ЗУБАХ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Ошека Л.Р, студентка 4-го курса Института педагогического

образования и социальных технологий ФГБОУ ВО

«Тверской государственный университет»

Научный руководитель – Копкарева О.О., канд. биол. наук, доцент каф.

математического и естественнонаучного образования

 

Проблема сохранения, укрепления и формирования здоровья детей – одна из актуальных проблем современного общества. Именно от состояния здоровья подрастающего поколения зависит будущее России, ее национальная безопасность, переход общества к устойчивому развитию, решение намеченных государством социально-экономических задач [3].

Высокий уровень заболеваемости, увеличение распространенности функциональных расстройств у детей приводит к тому, что проблемы здоровья подрастающего поколения становятся актуальными. Поэтому ребенок должен уметь его сохранять и укреплять,  заботится о себе.  Тем более, что по мере взросления у человека появляются много ненужных привычек, формируется неправильное представление о неисчерпаемости резервов здоровья [5].

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС), где на первое место поставлены задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, в формировании полезных привычек и др.) является главным приобретением опыта детей в различных видах деятельности [6].

Нездоровое питание, образ жизни, вредные привычки, не соблюдение правил гигиены приводит к нарушению здоровья, в том числе к заболеваниям зубов. Однажды переболев, ребенок научится сравнивать состояние здорового и больного человека. А вот о множестве причин, которые приводят к болезням, и о том, как избегать болезней, ему надо рассказать. Дошкольнику сложно осознать связь между болезнью и ее причинами, но научить ребенка заботиться о своем организме, не вредить ему крайне важно [1].

Ребенок должен осознать, что одним из показателей заботы человека о своем организме – здоровые зубы. Это не только красивая внешность и улыбка. Здоровые зубы играют важную роль в функционировании многих систем организма, а также  в нашей речи. Уже с пятилетнего возраста у многих дошкольников выявляются проблемы с зубами, поэтому вопросы формирования представлений о здоровье зубов у детей дошкольного возраста являются, несомненно, актуальными.

Анализ образовательных программ для ДОО показывает, что они ориентированы на работу по формированию представлений о здоровом образе жизни, и работа должна реализовываться в различных формах организации деятельности (непосредственную образовательную деятельность, игра, прогулка, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность). Одним из направлений такой работы, на наш взгляд, можно считать формирование представлений  у детей о здоровье своих зубов.

На основании теоретического обзора литературы по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста, было проведено эмпирическое исследование на базе МБДОУ № 158 г. Тверь в феврале – марте 2018 года. Исследование проводилось в подготовительной группе (программа «Детский сад – дом радости», Н. М. Крылова [4]). Эмпирическое исследование, в котором участвовало 18 человек, включало 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Целью констатирующего этапа было выявление уровней сформированности представлений о здоровых зубах у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с содержанием образовательной программы для ДОО  была разработана анкета, которая включала 17 вопросов о строении зубов, о здоровье и болезнях зубов, о гигиене полости рта. При анализе результатов анкетирования на констатирующем этапе исследования было установлено, что 54 % детей показали низкий уровень сформированности представлений о здоровых зубах. Средний уровень знаний был выявлен у 37 % дошкольников, высокий уровень – всего лишь у 9 % детей.

Исходя из анализа результатов исследования,  мы видим, что у детей преобладает низкий уровень сформированности представлений о своих зубах. Большинство дошкольников не могут рассказать,  из чего состоит зуб, почему они могут болеть, назвать причины болезней, не задумываются о влиянии состояния зубов на здоровье  человека, не знают,  к какому врачу нужно обратиться и зачем нужно ухаживать за полостью рта. Поэтому возникает необходимость в разработке программы работы воспитателя по формированию представлений о здоровых зубах у детей старшего дошкольного возраста с использованием различных методов и приемов.

Формирование программы формирующего этапа исследования, конкретно непосредственно-образовательной деятельности, проходила с учетом психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Психические процессы у детей в этом возрасте отличаются своей произвольностью, преобладающим типом мышления является наглядно-образное, ведущая деятельность данного возрастного периода – сюжетно-ролевая игра.  Поэтому педагог должен проводить свою образовательную деятельность в игровой форме, активно использовать наглядный материал. Работа по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста должна быть хорошо спланированной, систематичной и реализовываться с использованием различных методов и приемов (словесные, практические и др.) [2].

Были разработаны и проведены 16 занятий по темам, которые вызвали у детей наибольшее затруднения при ответах на вопросы анкеты («Где прячется здоровье?», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу», «Познакомимся с нашими зубами», «Зубы, чтобы жевать и смеяться», «Почему зубы имеют разную форму?», «Почему детские зубы называют молочными?», «Игра в прятки, или где прячутся постоянные зубы?» и др).

В ходе непосредственной образовательной деятельности были использованы различные методы и приемы. При помощи словесных методов исследования (беседы, рассказы, чтение художественной литературы) дети получили представления  о  значении зубов в жизни человека, о их строении, видах, количестве. С помощью игровых методов (дидактические игры: «Не болей - ка», «Вредно -полезно», «Обращение с лекарствами», «Как разрушаются зубы», «На приеме у стоматолога» и другие).

    В целях повышения эффективности образовательного процесса словесные методы дополнялись наглядными. Дети рассматривали плакаты «Строение зубов», «Как правильно чистить зубы», «Больные зубы», иллюстрации продуктов, овощей и фруктов, содержащих витамины (НОД «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»,).

Большая роль в современных ДОО отводится применению мультимедийных средств. Дети с большим интересом смотрели и обсуждали презентации, мультфильмы («Зубы, чтобы жевать и смеяться», «Доктор Заяц и Легенда о Зубном Королевстве» и другие).

Использование практических методов исследования дает возможность более детально рассмотреть объект, подробнее изучить его свойства, что обеспечивает более высокую степень усвоения материала. Эти методы способствуют развитию самостоятельности ребенка в получении представлений об изучаемом объекте. Рассматривание своих зубов при помощи зеркала позволит ребенку лучше запомнить строение зуба, выяснить различия между зубами (НОД «Почему зубы имеют разную форму?», «Почему детские зубы называют молочными?») и, соответственно, выделить их функции (практическая деятельность «Режем» зубками морковь»), объяснить необходимость ухода за зубами (эксперимент «Сколько бактерий на нашей зубной щетке?»).

Для определения эффективности формирующего этапа исследования в дальнейшем будет проведена контрольная диагностика, которая позволит оценить эффективность разработанной программы по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровых зубах.

Литература

  1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 64 с.
  2. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Изд. Юрайт. – 2016, С. 466
  3. Звездина М.Л. «Здоровьесберегающее образование в Тверской области: инновационный опыт»
  4. Крылова Н.М., Детский сад – Дом радости. Методические комментарии к примерной основной образовательной программе дошкольного образования. – 2 изд. испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
  5. Назарова Е.НОсновы медицинских знанийи здорового образа жизни : учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования /. ЕННазароваЮДЖилов. — 2-е изд., стер. — М. : Издатель- ский центр «Академия», 2013. — 192 с.
  6. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf. (Дата обращения: 7. 02. 2018)
rich_text    
Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст
rich_text    

Комментарии страницы