1.2 Статья

Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст

Грачёва Алёна Сергеевна,

Ошека Лилия Ринатовна,

студентки II курса ИПО ТвГУ, г. Тверь

 

ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ ИПО

 

Аннотация. В статье раскрывается понятие психических состояний и их функции, характеризуются свойства психических состояний, приводятся результаты эмпирического исследования по изучению влияния самочувствия, активности, настроения на психические состояния.

Ключевые слова: психическое состояние, свойства психических состояний, функции психических состояний, методика САН, диагностика самооценки психических состояний Г.Айзенка.

 

Введение

Для поддержания своей жизнеспособности человеку в каждый момент времени необходима определенная степень пластичности психики, способствующий разрешению тех или иных повседневных задач. Эти задачи включают в себя успешное построение общественных отношений, эффективное выполнение деятельности, которые, в свою очередь, во многом зависят именно от гибкого регулирования людьми своих психических состояний.
Психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности [3].

 Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а, повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут включиться в структуру личности в качестве её специфического свойства.

В настоящее время не существует какой-либо единой точки зрения на проблему состояний, так как состояния личности можно рассматривать в двух аспектах. Они являются одновременно и срезами динамики личности, и интегральными реакциями личности, обусловленными её отношениями, поведенческими потребностями, целями активности и адаптивности в окружающей среде и ситуации.

Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность — неуверенность, активность — пассивность, фрустрация — толерантность и т.д.).

На основании современных исследований можно утверждать, что неврожденные свойства человека являются статической формой проявления тех или иных психических состояний либо их совокупностей. Психические свойства являются долговременной основой, обусловливающей деятельность личности. Однако на успешность и особенности деятельности большое влияние оказывают и временные, ситуативные психические состояния человека.

Выделим свойства психических состояний:

1.Целостность. Данное свойство проявляется в том, что состояния выражают взаимоотношение всех компонентов психики и характеризуют всю психическую деятельность в целом на протяжении данного отрезка времени.

2.Подвижность. Психические состояния изменчивы во времени, имеют динамику развития, проявляющуюся в смене стадий протекания: начало, развитие, завершение.

3.Относительная устойчивость. Динамика психических состояний выражена в значительной меньшей степени, чем динамика психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных).

4.Полярность. Каждое состояние имеет свой антипод. Например, интерес – безразличие, бодрость – вялость, фрустрация – толерантность и т. д. [2].

В основу классификации психических состояний могут быть положены различные критерии. Наиболее распространены следующие классификационные признаки.

  1. По тому, какие психические процессы преобладают, состояния делятся на гностические, эмоциональные и волевые.
    К гностическим психическим состояниям обычно относят любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность и т. д.

Эмоциональные психические состояния: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д.
Волевые психические состояния: активность, пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие и т. д.

  1. Схожа с предыдущей, но имеет некоторые отличия классификация состояний на основе системного подхода. Согласно этой классификации, психические состояния разделяются на волевые (разрешение – напряжение), аффективные (удовольствие – неудовольствие) и состояния сознания (сон – активация). Волевые состояния делятся на праксические и мотивационные; а аффективные – на гуманитарные и эмоциональные.
  2. Классификация по признаку отнесенности к личностным подструктурам – разделение состояний на состояния индивида, состояния субъекта деятельности, состояния личности и состояния индивидуальности.
  3. По времени протекания выделяют кратковременные, затяжные, длительные состояния.
  4. По характеру влияния на личность психические состояния могут быть стеническими (состояния, активизирующие жизнедеятельность) и астеническими (состояния, подавляющие жизнедеятельность), а также положительными и отрицательными.
  5. По степени осознанности – состояния более осознанные и менее осознанные.
  6. В зависимости от преобладающего воздействия личности или ситуации на возникновение психических состояний выделяют личностные и ситуативные состояния.
  7. По степени глубины состояния могут быть глубокими, менее глубокими и поверхностными [2].

Для психических состояний характерны различные функции. Практически все авторы называют важнейшей функцию регулирования. В психологическом словаре состояние рассматривается как регулятивная функция адаптации к окружающей ситуации и среде. Наряду с регулятивной, важной функцией состояний является интеграция отдельных психических состояний и образование функциональных единиц (процесс — состояние — свойство), состоящих из иерархически организованных в единую целостную совокупность психических процессов и психологических свойств. Благодаря этому обеспечиваются отдельные акты психической активности в текущий момент времени, организация «психологического строя» личности, необходимого для эффективного ее функционирования в различных сферах жизнедеятельности [5].

Цель нашего исследования заключалась в изучении и анализе психического состояния студентов ИПО. Объектом исследования является психическая сфера личности. Предмет исследования -  связь между влиянием самочувствия, активности, настроения на психические состояния. Гипотеза исследования заключалась в предположении того, что существует связь между выявлением уровня оценки САН и самооценки психических состояний.

Методики исследования

Для диагностики самочувствия, активности, настроения использовалась методика САН, разработанная сотрудниками первого Московского медицинского института имени И.М. Сеченова В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шараем и М. П. Мирошниковым. Методика направлена на выявление таких дифференцированных шкал, как «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация» [4].

Для диагностики психических состояний студентов ИПО использовалась методика диагностики самооценки психических состояний Г.Айзенка, предназначенная для выявления таких психических состояний, как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность [1]. В исследовании принимали участие студенты ИПО ТвГУ города Твери. Всего в исследовании приняли участие 18 человек.

Результаты исследования

По результатам методики САН по шкале самочувствие было выявлено, что плохое самочувствие имеет 1 тестируемый (24 балла). Нормальное самочувствие имеют 13 тестируемых (30-50 баллов). Хорошее самочувствие имеют 4 тестируемых (больше 50 баллов).

По шкале активность было выявлено, что низкую активность имеют 2 тестируемых (менее 30 баллов). Среднюю активность имеют 13 тестируемых (30-50 баллов). Высокую активность имеют 3 тестируемых (больше 50 баллов).

По шкале настроение было выявлено, что плохое настроение имеет 1 тестируемый (27 баллов). Нормальное настроение имеют 5 тестируемых (30-50 баллов). Хорошее настроение имеют 12 тестируемых (больше 50 баллов).

По результатам методики «Самооценка психических состояний»: по шкале тревожность было выявлено, что у 5 тестируемых тревожность отсутствует (0-7 баллов). У 12 тестируемых тревожность средняя, допустимого уровня (от 8-14 баллов). У 1тестируемого высокий уровень тревожности (17 баллов).

По шкале фрустрация было выявлено, что у 6 тестируемых низкий уровень фрустрации (0-7 баллов). У 10 тестируемых средний уровень фрустрации (8-14 баллов). У 2 тестируемых высокий уровень фрустрации (15-20 баллов).

По шкале агрессивность было выявлено, что у 8 тестируемых низкий уровень агрессии (0-7 баллов). У 8 тестируемых средний уровень агрессии (8-14 баллов). У 2 тестируемых высокий уровень агрессии (15-20 баллов).

По шкале ригидность было выявлено, что у 4 тестируемых ригидности нет (0-7 баллов). У 12 тестируемых средний уровень ригидности (8-14 баллов). У 2 тестируемых ригидность сильно выражена (15-20 баллов).

Анализ результатов исследования

Проведена статистическая обработка результатов исследования. Данным результатов тестирования психической сферы студентов ИПО, выраженным в уровнях – Высокий, Средний, Низкий (или хороший, нормальный, плохой), присвоили числовые значения - 1, 2, 3 соответственно. Получили две зависимые выборки нормальных метрических величин. Каждой шкале одной выборки (по методике САН) поставлена в соответствие шкала из другой выборки (самооценка психических состояний). Данные обработаны в среде Excel с применением процедуры пакета анализа Корреляция. Рассчитаны выборочные коэффициенты корреляции Пирсона между всеми парами метрических переменных (каждому из показателей диагностики САН поставим в пару показатель диагностики самооценки психических состояний).

Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что с показателями "тревожность" и "ригидность" коррелирует показатель по шкале "настроение". С показателем "фрустрация" коррелирует показатель по шкале "активность". С показателем "агрессия" коррелируют показатель по шкале "самочувствие". Во всех случаях выявлена положительная связь, кроме коэффициентов корреляции между переменными "самочувствие" и "агрессивность" он отрицательный.

Т.е. чем лучше настроение у тестируемого, тем ниже уровень ригидности и тревожности; чем хуже настроение у тестируемого, тем выше уровень тревожности и ригидности; чем выше уровень активности у тестируемого, тем ниже уровень фрустрации; чем ниже уровень активности у тестируемого, тем выше уровень фрустрации; чем лучше самочувствие у тестируемого, тем ниже уровень агрессивности; чем хуже самочувствие у тестируемого, тем выше уровень агрессии.

Выводы

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена. Уровень психического состояния студентов ИПО связан с шкалами самочувствие, активность, настроение. Полученные результаты могут выступать основой для составления практических рекомендаций по регуляции психических состояний студентов для адаптации к окружающей ситуации и среде.

Список литературы:

1.Айзенк Г, Айзенк М, исследования человеческой психики, М; изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001

2.Дмитриева Н. Ю. Общая психология: конспект лекций, М., 2007

3.Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение 1964

4.Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984

5.Психология. Словарь / Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

 

 

 

 

rich_text    
Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст
rich_text    

Комментарии страницы