1. Научные публикации

Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

Л.Р.Ошека, III курс очной формы обучения ИПО

Научный руководитель – канд. биол. наук, доц. О.О.Копкарева

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», Тверь

 

Аннотация. В статье раскрываются понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни», роль здорового образа жизни в воспитании детей дошкольного возраста, цель физкультурно-оздоровительной работы в детском дошкольном учреждении, а также рассматривается культура здоровья, приводятся результаты эмпирического исследования по выявлению уровня сформированности  представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: образ жизни; здоровый образ жизни; здоровье; культура здоровья; физкультурно-оздоровительная работа.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование представлений о здоровом образе жизни должно начинаться уже в детском саду. 

От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.

Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.

Целью данного исследования послужил теоретический обзор литературы по данной теме и эмпирическое исследование с целью разработки программы по выявлению представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется  характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом[2,с.138].

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей отражена и в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где на первое место поставлены задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия); сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности [1]. 

Предметом регулирования настоящего федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность. 
Разработчики федеральных государственных стандартов дошкольного образования полагают, что дошкольный возраст очень важен для формирования навыков сохранения здоровья. Именно поэтому в программах выделена отдельная образовательная область «Здоровье». Содержание ее многогранно - это сохранение здоровья детей, создание здоровьесберегающей среды, рациональное питание и режим, развитие физических качеств и, конечно же, формирование у самих дошкольников привычки к здоровому образу жизни, не только у них, но и у их родителей [3, с.316].

Практика в детском дошкольном образовательном учреждении показала, что у детей, не приученных заботиться о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее вникать в реалии взрослой жизни. А ведь новое тысячелетие заставит их столкнуться с возросшей конкуренцией, когда больших успехов в жизни и карьере добиваются более здоровые и образованные сверстники. 

Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности к здоровому образу жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в детском саду, то в силу специфики своей деятельности и возможностей детский сад несет большую,  чем родители ответственность за возникновение и развитие этой потребности. Главным результатом культуры здорового образа жизни является высокий уровень здоровья, умственной и физической работоспособности, психоэмоциональная устойчивость и способность противостоять разнообразным стрессовым факторам, неблагоприятным экологическим и внешне средовым воздействиям. Формирование культуры здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения [5, с.85].

Культура здорового образа жизни определяется как деятельность дошкольника, которая основывается на его устойчивых представлениях о здоровье как общечеловеческой ценности, сформированных привычках поведения как здорового человека, умениях и навыках осуществления здорового стиля жизни. При этом представление о здоровье и здоровом образе жизни всецело зависит от реального участия дошкольника в процессе сохранения и укрепления здоровья [4, с.5-9].

Сегодня под здоровым образом жизни (далее ЗОЖ) мы понимаем активную деятельность того, кто хочет быть здоровым, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов физической культуры должно стать основополагающим принципом ее формирования.

Компоненты здорового образа жизни:

  • правильное питание;
  • рациональная двигательная активность;
  • закаливание организма;
  • сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Начальные знания и навыки по этим составляющим мы должны заложить в основу фундамента здорового образа жизни, что и будет являться главной ролью по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста [6,с.48].

Таким образом, здоровье дошкольников - это основной вопрос, который стоит перед детским садом.  Именно в дошкольном возрасте необходимо формировать представления о здоровом образе жизни (ЗОЖ), прививать детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.

На основе теоретического обзора литературы по данной теме нами было проведено диагностическое исследование, которое включало констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Практическую часть я проводила в МДОУ №158 города Тверь в старшей «В» группе, возраст детей: 5-6 лет.

Целью констатирующего этапа работы явилось определение уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшей группы. Методы  исследования на констатирующем этапе:

 -изучение условий формирования здорового образа жизни, существующих в ДОУ;

 -наблюдение за  режимными моментами, игровой деятельностью, поведением на прогулках;

 -индивидуальная беседа с детьми группы.

Для организации ознакомления дошкольников с основами здорового образа жизни в детском саду созданы следующие условия:

 1)     физкультурный зал, включающий современное оборудование;

 2) физкультурный уголок в групповой комнате; пособия, стимулирующие активные движения детей, а также способствующие закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой.

3)    спортивная площадка (на участке детского сада);

4)    медицинский кабинет.

Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является охрана и укрепление здоровья детей. В дошкольном учреждении организованы оздоровительные и профилактические мероприятия, включающие в себя:  систему эффективных закаливающих процедур, с учетом группы здоровья ребенка;  посещение бассейна; ходьба босиком;  максимальное пребывание детей на свежем воздухе; мероприятия по укреплению иммунитета в период обострения гриппа;  вакцинация детей согласно календарю профилактических прививок [7,с.49].

Формирующий этап включал в себя разработку программы по формированию представлений о здоровом образе жизни в физкультурно-оздоровительной работе, а также отбор методов и приёмов работы с детьми в физкультурно-оздоровительной работе.

Анализ среды и условий, а также проводимой работы показал, что  в дошкольном учреждения много делается для воспитания здоровых, всесторонне развитых детей. Здесь они получают полноценный уход, рациональное питание, систематический контроль над развитием и здоровьем.   В  планировании работы ДОУ уделяется достаточное внимание задачам формирования здорового образа жизни, физическому воспитанию детей. Среда жизнедеятельности детей оснащена спортивным инвентарем, оборудованием для подвижных и дидактических игр. Таким образом, в ДОУ созданы хорошие условия для решения задач по физическому воспитанию и оздоровлению детей ДОУ. Для определения уровня сформированности здорового образа жизни были установлены следующие критерии:

 1) представления детей о здоровье как о состоянии человека и о влиянии окружающей среды на здоровье человека;

2) взаимосвязь здоровья и образа жизни (знание полезных привычек и отношение детей к вредным  привычкам);

3) участие в  оздоровительных и закаливающих мероприятиях [9,с.71].

На контрольном этапе проходило выявление уровней сформированности представлений после реализации программы.

Для определения уровня сформированности у детей представлений о здоровом образе жизни мною была проведена беседа. В опросе участвовали 16 детей – 6 мальчиков и 10 девочек. Для детей была составлена следующая анкета, состоящая из трех блоков:

Первый блок – вопросы по здоровью:

  1. Как ты думаешь, что такое здоровье?
  2. Что делать, чтобы быть здоровым?
  3. От чего зависит здоровье?
  4. Как ты думаешь, как выглядит здоровый человек?
  5. Как ты заботишься о своем здоровье?

Второй блок – вопросы по здоровому образу жизни:

  1. Как ты думаешь, для чего нужно вести здоровый образ жизни?
  2. Ты делаешь по утрам зарядку?
  3. Знаешь ли ты, что такое «полезные привычки»?
  4. Знаешь ли ты, что такое «вредные привычки»?
  5. Ведешь ли ты здоровый образ жизни?
  6. Почему нужно соблюдать здоровый образ жизни?

Третий блок – вопросы по физической культуре:

  1. Ты занимаешься в каких-нибудь спортивных кружках?
  2. Ты любишь заниматься физкультурой?
  3. Знаешь ли ты, как следует закалять свой организм?
  4. В какое время года лучше всего начинать закаляться?
  5. Какие способы закаливания ты знаешь?

В соответствии с выделенными критериями были установлены уровни сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшей группы следующим образом:

− низкий уровень: ребенок имеет бессистемные представления о понятии «здоровье» как состоянии человека, не связывает состояние здоровья с состоянием окружающей среды; не отрицает вредных привычек; не может рассказать о полезных привычках, требуются наводящие вопросы, в оздоровительных мероприятиях участвовать не любит; на поставленные вопросы он отвечает: «Нет», «Не знаю», такие ответы оценивались в 0 баллов.

− средний уровень: ребенок имеет приблизительное представление о понятии «здоровье», связывает его с состоянием человека; имеет небольшое представление о вредных привычках; называет полезные привычки, с помощью взрослого выявляет связь между здоровьем и окружающей средой, наличием  вредными и полезными привычками, при помощи наводящих вопросов называет условия здорового образа жизни, участвует в оздоровительных и закаливающих мероприятиях по настроению; ребенок отвечает на вопросы положительно и дает четкие ответы, которые оценивались в 1 балл.

− высокий уровень: ребенок имеет четкое представление о понятии «здоровье» и связывает его с состоянием человека, с состоянием окружающей среды; отрицательно относится к вредным привычкам, уверенно называет полезные привычки, понимает их влиянием на состояние здоровья; настроен на здоровый образ жизни; соблюдает правила гигиены, опрятен, аккуратен, с радостью принимает участие в оздоровительных и закаливающих мероприятиях; ребенок дает развернутые полные ответы, оцениваемые 2 баллами. [8,с.112].

По первому блоку на вопросы по здоровью дети ответили следующим образом: на первый вопрос все дети дали такое определение: «здоровье – это когда ничего не болит, и когда ты хорошо себя чувствуешь»; на второй вопрос о том, что делать, чтобы быть здоровым, мальчики сказали, что надо заниматься спортом (4 человека), а девочки утверждали, что нужно тепло одеваться (такой ответ дали 3 человека), есть фрукты (ответили 2 человека), закаляться (так ответили 4 человека) и есть витамины (такой ответ дали 3 человека); на третий вопрос в основном все ответили, что здоровье зависит от самого себя и лишь несколько человек сказали, что от погоды; на четвертый вопрос дети дали следующий ответ: «здоровый человек – тот, который никогда не болеет»; не все дети заботятся о своем здоровье, лишь 4 человека ходят в спортивные секции,  3 человека по утрам и вечерам закаляют свой организм ванными процедурами,  3 ребенка ходят в бассейн. Полученные результаты говорят о том, что дети данной возрастной группы имеют средний (14 человек) и высокий (2 человека) уровни сформированности у них представлений о здоровом образе жизни, а именно уровень знаний о здоровье и его ценности, что в результате показало: дети имеют четкое представление о понятии «здоровье» и умеют связывать его со своим состоянием, на поставленные вопросы они отвечали положительно и давали четкие, развернутые и полные ответы.

По второму блоку на вопросы по здоровому образу дети ответили следующим образом: вести здоровый образ жизни нужно для того, чтобы быть сильным, крепким, красивым и выносливым; зарядку делают по утрам 8 человек; все дети знают, что такое «полезные привычки»; о вредных привычках знают все, но из опрошенных лишь 7 человек ответили правильно; здоровый образ жизни ведут 10 человек; соблюдать здоровый образ жизни необходимо для того, чтобы всех защищать (такой ответ дали  3 мальчика), чтобы  не ходить в больницу (ответили 3 человека), чтобы не болеть (так ответили все остальные). Данные результаты свидетельствуют о том, что по данному блоку дети имеют средний (13 человек) и низкий (3 человека) уровни сформированности у них представлений о здоровом образе жизни, так как дети только с помощью взрослого выявляют связь между здоровьем и окружающей средой, многие дошкольники участвуют в оздоровительных и закаливающих мероприятиях по настроению, также в ходе беседы с детьми требовались наводящие вопросы.

По третьему блоку на вопросы по физической культуре дети ответили следующим образом: из опрошенных детей 3 мальчика и 6 девочек занимаются в спортивных кружках, некоторые только собираются туда записываться; заниматься физкультурой любят не все, но большинство ответили положительно; дошкольники знают, как нужно закалять свой организм, при опросе они приводили примеры того, какими способами они закаляются; мало кто из опрошенных знает, когда нужно начинать закалять свой организм, 4 человека ответили, что летом, 3 человека сказали, что зимой, 2 ответили – осенью, 7 человек дали ответ: «не знаю»; способы закаливания дети перечисляли следующие: воздушные ванны (3 человека), обливание водой (5 человек), растирание (1 человек), ходьба босиком (5 человек), массаж (2 человека). Такие результаты показывают, что по третьему блоку  дошкольники имеют средний уровень сформированности у них представлений о здоровом образе жизни, развитии у них знаний о физической культуре, так как почти все из опрошенных имеют небольшое представление о вредных привычках, при этом без затруднений называя полезные привычки, при помощи наводящих вопросов называли условия здорового образа жизни.

Все вышеперечисленные вопросы позволили выявить, в какой степени сформированы представления о здоровом образе жизни у дошкольников старшей группы, а полученные в ходе анкетирования данные, объектами которого являются ответы детей, показали, каким образом в этой группе проводится физкультурно-оздоровительная работа с детьми и как у дошкольников развита культура здоровья. Результаты констатирующего эксперимента позволили судить о том, что у дошкольников данной возрастной группы преобладает как средний и низкий уровни сформированности представлений о здоровом образе жизни, так и высокий уровень.

Все диагностические методики по изучению сформированости здорового образа жизни у детей дошкольного возраста можно разделить на три группы: выявление представлений детей о здоровом образе жизни; выявление умений и привычек здорового образа жизни детей дошкольного возраста; изучение сформированности ценностного отношения ребенка здоровью и здоровому образу жизни. Главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Таким образом, если правильно организовать развивающую среду, учитывать возрастные особенности детей, привлекать к работе по ЗОЖ родителей, регулярная работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.


Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: httpV/минобрнауки.рф /2280/13.06.14-%D0.pdf.
  2. Попов С.В. Валеология в школе и дома: о физическом благополучии школьников. СПб. : Союз, 1997. 256 с. 
  3. Чумаков Б.Н. Валеология : учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М. : Педагогическое общество России, 2000. 407 с. 
  4. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 5 - 9.
  5. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. М.: Современное слово, 2005. 116 с. 
  6. Концепция содержания непрерывного образования. Дошкольное и начальное звено. М.: Гном и Д, 2004. 32 с.
  7. Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников: Учеб. метод. пособие / В. А. Деркунская. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 84 с.
  8. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / И.М.. Новикова. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. - 96 с.
  9. Илиппова, С.О. Физическое воспитание и развитие дошкольников / С.О. Филиппова. - М.: Академия развития, 2007. - 224 с.
rich_text    
Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст
rich_text    

Комментарии страницы