Введение
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, и никто не может быть произвольно лишен жилища.
Несовершеннолетние дети — особые субъекты жилищных отношений, им также принадлежат права, гарантированные Конституцией, в том числе право на жилище. Однако ребенок в силу возраста и зависимости от родителей не может самостоятельно защитить свои права, поэтому вопрос защиты их жилищных прав приобретает особую актуальность.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и ратифицированной Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года N 1559-I, государства – участники Конвенции обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры[1].
Наше государство в статье 2 Конституции Российской Федерации провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
При этом государство обязано не только создавать систему защиты прав и свобод гражданина, но и устанавливать ее четкие процедуры.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Это конституционное положение относится ко всем гражданам независимо от их возраста, а следовательно, и к несовершеннолетним.
Судебная защита может проходить только в определенном, установленном законом порядке, через судебную власть, которая согласно части 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Рассмотрение споров, связанных с защитой нарушенных жилищных прав, осуществляется в порядке гражданского судопроизводства судебными органами в пределах их компетенции, подсудности и подведомственности.
Чтобы разрешить конкретный спор, связанный с защитой жилищных прав несовершеннолетних, суд должен применить как нормы материального закона, регулирующего возникшие правоотношения, так и нормы процессуального закона. Проблема защиты жилищных прав возникает в судебной практике и связана с тем, что законодательство не регламентирует все возможные ситуации, которые встречаются в жизни. Имеются не только пробелы в законе, но встречаются и нормы, не позволяющие их трактовать однозначно. При разрешении конкретных споров суды должны учитывать особенности конкретной жизненной ситуации, фактические обстоятельства дела. При таком подходе встает вопрос о соблюдении единства судебной практики, ведь Верховный Суд Российской Федерации не высказывает свою позицию по всем возникающим проблемным вопросам, а суды общей юрисдикции при схожих жизненных ситуациях могут принимать диаметрально противоположные решения.
В рамках настоящей работы будут проанализированы проблемные вопросы, возникающие в правоприменительной практике, связанные с защитой жилищных прав несовершеннолетних. При этом за основу будут взяты споры о выселении несовершеннолетних нанимателей из жилых помещений, принадлежащих на праве собственности так называемым «бывшим членам их семьи», поскольку на сегодняшний день остаются актуальными вопросы применения материального и процессуального закона по данной категории дел.
Задачами, которые предстоит решить в рамках данной работы, являются проведение анализа нормативных актов, регулирующих жилищные права несовершеннолетних нанимателей, и норм, позволяющих осуществлять защиту нарушенных прав, а также выявление проблем, с которыми сталкиваются суды при рассмотрении дел указанной категории.
Цель настоящей работы - на конкретных практических ситуациях (по материалам судебной практики) показать и обосновать, как должны реализовываться и применяться нормы права, позволяющие оптимально осуществить защиту жилищных прав несовершеннолетних.
[1] Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.