1.1 Публикация научной статьи

Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст

Писарев С.Л., Рауцкий О.Е.

Информатизация в здравоохранении, как аналитическая основа поддержки управленческих решений

 Внедрение информационных систем в здравоохранение сегодня является одним из приоритетных направлений развития, особенно в рамках первичного звена. Вопросы профилактики неинфекционных заболеваний, формирование у населения ответственности за свое здоровье и формирование здорового образа жизни стоят остро и требуют современных подходов к их решению. Электронный документооборот, автоматизация статистической отчетности и социологическое исследование населения он-лайн в «Личном медицинской кабинете» будет способствовать повышению профилактических мер, повышению эффективности принятия оперативных управленческих решений и снижению экономических затрат на здравоохранение.

Ключевые слова: анализ качества профилактики, управление общественным здоровьем, информатизация здравоохранении.

 

Pisarev S.L., Rautsky O.E.

Informatization in health care as an analytical basis for supporting management decisions

The introduction of information systems in health care today is one of the priority areas for development. Issues of primary prevention of non-communicable diseases, the formation of the population of responsibility for their own health and healthy lifestyle stand in dire and require modern approaches in addressing them. Electronic document management, automation of statistical reporting and the sociological study of the population online in "personal medical cabinet" would contribute to enhancing preventive measures, improving the efficiency of operational management decisions and reduce the economic costs of health care in the end.

Keywords: analysis of the quality of prevention, public health management, informatization of healthcare.

 

 

В одобренной Правительством Российской Федерации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки до 2020 года среди важнейших задач реформы отрасли определены:обеспечить условия для оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации (в рамках государственных гарантий) и формирования у населения потребности в здоровом образе жизни; развивать инфраструктуру и ресурсное обеспечение здравоохранения.

Стержневым направлением достижения обозначенных задач является совершенствование лечебно-профилактической помощи населению видами медицинской помощи с проведением профилактических, лечебно-диагностических и медико-реабилитационных мероприятий. В медицинских организациях первичного звена (поликлиниках) ежегодно проходят медицинские профилактические осмотры и получают лечебную помощь территориально закрепленные жители города, а также все желающие.

Анализ показателей диспансеризации позволяет выявлять число взятых на учет, рост или снижение по основным показателям, количество выявленных впервые установленным диагнозом для постановки на диспансерный учет. Преобладающим профилем, по которому пациенты наблюдается чаще всего является терапевтические заболевания, на их долю приходится 79%, по профилю неврология доля пациентов составила 8%, по 4% приходится на пациентов по профилю офтальмология и ЛОР заболевания, по хирургическому профилю – 1%. [4]

Наиболее частым поводом постановки на учет являются заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем. При этом отмечается тенденция к увеличению. Так в 2015 году количество пациентов с гипертонической болезнью (ГБ) выросло на 41% и ишемической болезнью сердца (ИБС) выросло на 14%, по отношению к 2014 году. Количество острых пневмоний увеличилось на 6,2%, количество хронических холециститов - на 21%, панкреатитов – на 6%.[5]

Очевидно, необходимо внедрять более совершенные методы профилактики и грамотности населения по вопросам здорового образа жизни (ЗОЖ).

Анализ проводимой профилактической работы средним медперсоналом и врачами показал, что в целом количество мероприятий по повышению грамотности населения по вопросам ЗОЖ через санитарно-просветительскую работу увеличилось в 2 раза. Количество прочитанных лекций увеличилось на 23,5%, проведенных бесед в 2 раза, статьи в газетах и радио лекции увеличились в 5 раз, выступления по локальному телевидению в 2 раза.[3]

Отношение пациентов к качеству оказания медицинской помощи неоднозначно. Негативная оценка была мотивирована тем, что медработники не уделяют должное внимание пациентам. При этом подчеркнуто, что причиной недолжного внимания является чрезмерная нагрузка. Под качеством работы пациенты чаще всего подразумевали: выполнение манипуляций, консультирование по подготовке к исследованиям, оказание психологической помощи, своевременность реагирования на просьбы, безболезненность выполнения инъекций и т.д.[3]

В результате определено, что пациенты недостаточно информированы об изменениях, происходящих в здравоохранении, инновационных технологиях, не очень ясно представляют возможности медицинской помощи.

Во всем мире информационные технологии в здравоохранении уже перешли тот этап, когда считалось, что это идеальный калькулятор, идеальный счетчик или средство для тех технологий, которые в принципе не могут быть реализованы без компьютеризации.

Говоря о профилактике и диспансеризации информатизация этого процесса является мощнейшим управленческим аппаратом. Современные компьютерные системы позволяют повысить выявляемость заболеваний в 2-5 раз по различным нозологическим группам.

Главной проблемой на сегодняшний день является отсутствие в первичном медико-санитарном звене современных технологий управления общественным здоровьем и компьютерных систем для решения задач профилактики неинфекционных заболеваний. Внедряемые новые информационные технологии подводятся под экономическую базу, которую, как правило, не совсем понятно, как посчитать. Если речь идет о внедрении компьютера, то допустим можно убрать, например, медсестру, то это часто далеко не основное.

Но на самом деле необходимо разработать механизм оценки экономической и медицинской эффективности внедрения той или иной системы, при которой будет сохраняться охраняем вполне конкретный ресурс (в данном случае здоровье), имеющий определенную цену. То есть, сохраняя возможность человеку работать (тем самым полностью используя его ресурс), можно сопоставлять это со стоимостью системы и сделать вывод о том, что система действительно дает экономический эффект. При таком подходе информатизация стала бы действительно активно развиваться.

Если говорить о первоочередных задачах в сфере медицинских IT, то необходимо в первую очередь выдвинуть собственно управленческие и клинические задачи, а вовсе не задачи подсчета услуг, решенные уже более 15 лет назад, и вкладывать в которые очередные инвестиции нет совершенно никакой необходимости. Должна быть разработана современная нормативная база, потому что на сегодняшний день в определенном смысле медицинские IT не отражены в законе, т.к. приказов прямого действия о том, что медицинские организации должны переходить на электронный документооборот и на электронную историю болезни отсутствуют. На сегодняшний день это отражено в проектах и участвуют в ним пилотные регионы. Очевидна и потребность в выполнении работ по стандартизации данного вида деятельности.

Таким образом, внедрение IT в первичное медико-санитарное звено объединяя все ресурсы в единую сеть даст возможность объективной оценки и анализа ресурсного обеспечения медицинской организации, покажет возможности финансовых, кадровых, материальных возможностей для выполнения программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи; анализ основных статистических показателей способствует принятию необходимых решений на пути оптимизации деятельности медицинской организации; единая система изучение мнения пациентов об удовлетворенности качеством оказания медицинской услуги даст возможность определить приоритетные направления по улучшению работы медицинского персонала и оперативно принимать меры по устранению недостатков; а компьютерное тестирование и онлайн консультирование по вопросам образа жизни в «Личном кабинете» при записи на прием к враче позволить выявить группы риска и необходимость дополнительного консультирования у специалистов, до проявления симптомов заболевания, что будет способствовать ранней профилактике неинфекционных заболеваний у несения и способствовать сохранению общественного здоровья, как экономического ресурса.

Библиографический список

1.​ Всероссийское социологическое исследование мнения населения о доступности и качестве медицинской помощи. Режим доступа: http://www.zdrav. ru/articles/practice/detail.php?ID=79106 (дата обращения: 01.04.2010).

2.​ Гехт И.А., Артемьева Г.Б. К вопросу об изучении удовлетворенности населения системой здравоохранения // Менеджер здравоохранения. 2014. № 4. С. 6-12.

3.​ Калмыков Н.Н. «Здравоохранение: ситуация, проблемы и возможности» - [Электронный ресурс] http://www.ranepa.ru/images/docs/nayka/issledovanie-meditsina.pdf (дата обращения 18.11.2016)

4.​ Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Отчет о научно-исследовательской работе «Организация проведения обследования населения по вопросам медицинской профилактики и удовлетворенности качеством медицинской помощи». М., 2013.

5.​ Федеральная служба государственной статистики, режим доступа http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise

rich_text    
Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст
rich_text    

Комментарии страницы