За чёрным кабинетом.
В преддверии двух прекрасных праздников – всемирного дня театра 27 марта и международного дня кукольного театра 21 марта, Алина Силаева, руководитель литературно-драматической части в Тверском Театре кукол, любезно провела для меня увлекательную экскурсию по его загадочному закулисью. Своими впечатлениями от этого события я, с большой радостью, спешу поделиться со всеми читателями Театральной газеты.
То, что мы, как зрители, видим на сцене – это только вершина айсберга, результат колоссальной работы многих людей, трудящихся в театре. Принцип постановки спектакля поэтапен. Сначала, на художественном совете режиссёр и художник-постановщик обсуждают сценарий, рассматривают эскизы будущего представления и решают – стоит ли давать производству ход. Если вердикт художественного совета положителен, следующим этапом становится технический совет, на котором присутствуют художники-бутафоры, художники-конструкторы, работники столярного, гримёрного цехов, модельеры театрального костюма и, что меня поразило сильнее прочего, человек, специализирующийся исключительно на создании париков – специалист по парикованию. На этом этапе представляются чертежи будущих кукол, обсуждается реквизит, костюмы и декорации. Затем начинается большая работа.
Интересный факт: помимо всем известных марионеток существуют планшетные куклы (те самые, что ходят по столу и зритель видит артиста, управляющего ими), тростевые (артиста не видно за ширмой) и ростовые, которые представляют собой переодетого в костюм человека в маске.
Мария Ожигова, художник-постановщик, рассказала мне, как ведётся работа над тростевой куклой. Сначала, из пластилина или глины лепится голова, по этой заготовке делается гипсовая форма, затем, с её помощью создаётся окончательный вариант головы куклы из папье-маше, который отправляют в конструкторский цех. Там собирается механика куклы, в частности, гапит (каркас тела куклы, а так же приспособление, которое позволяет кукловоду управлять мимикой игрушечного актёра). Прежде чем отправить куклу в швейный цех к модельерам, художники бутафоры набивают её руки и туловище специальным наполнителем. Заключительный этап – это создание парика и работа над лицом. Расписывает личико куклы лично художник-постановщик. Что касается крупных декораций и реквизита - они с нуля создаются столярами, художниками-бутафорами и швеями. В редких случаях что-то покупается (к примеру, мебель), а затем адаптируется под антураж спектакля.
Интересный факт: зачастую, в постановках используется принцип «чёрного кабинета» - оптической иллюзии, позволяющей практически полностью скрыть технические аспекты спектакля, и для достижения которой всё рабочее пространство сцены затягивается чёрным бархатом, поглощающим свет, а огни рампы частично направляются в сторону зрительного зала. Кукловод в костюме из подобного материала совершенно незаметен, так как «сливается» со сценой. Если вас заинтересовал принцип работы «чёрного кабинета», советую посетить спектакль «Мальчиш-Кибальчиш», в котором используется этот приём.
Заключительный этап подготовки спектакля – это, конечно же, распределение ролей среди кукловодов и примерка костюмов, если таковые имеются. Стоит так же упомянуть работу композитора, чья музыка, разумеется, является неотъемлемой частью любой постановки.
Такой была моя экскурсия по закулисью Театра кукол. В заключение хотелось бы сказать лишь одно – приходите туда! С друзьями или с детьми, с родственниками или с возлюбленными (к слову, настоятельно советую блеснуть каким-нибудь интересным фактом из этой статьи на свидании). Прочувствуйте разнообразие театра, оцените по достоинству кропотливую работу людей. На данный момент в театральной программе присутствует один спектакль для взрослых – «Божественная Галатея» и большой выбор спектаклей для детей.
Спасибо за внимание, приятного просмотра.
Харбедия Маша.