1 КУРС
С 01.07.19 по 15.07.19 проходила практику в Торопецком районе в экошколе "Чистое".
Отчет от 06.08.19
Завершилась XXII смена в экошколе «Чистое», в которой ученики московской школы №97 района Фили-Давыдково приняли активное участие. В очередной раз этот красивейший уголок природы в Торопецком районе Тверской области не оставил равнодушным никого…
Каждый день был наполнен событиями и положительными эмоциями! Дети из начальных классов посещали «Школу юного эколога», где знакомились с растениями и почвами, вели дневник погоды. А подростки имели возможность в течение двух недель с увлечением изучать одно из научных направлений. ![](https://sun9-41.userapi.com/impf/c851524/v851524792/19fc78/h_kpDhXUlsM.jpg?size=1280x960&quality=96&proxy=1&sign=55f83965fc7c584407fa5d8a5e911822&type=album)
По-прежнему ребят привлекает спортивный туризм, позволяющий узнать, как правильно организовать поход, как нужно вести себя во время маршрута, как сделать костер и какие виды костров бывают, как поставить палатку и вязать узлы разных типов…
Выбрав научное направление «Ботаника», ребята, следуя за своим наставником, могли не только ежедневно совершать прогулки по близлежащим лесам и полям, но и исследовать флору этих местностей. Школьники учились определять виды растений и составляли гербарии. ![](https://sun9-22.userapi.com/impf/U9PAl9nbK16djBHxcJ7WYWHj_W5FgS_yOt8PSQ/RWWbCHn3zp0.jpg?size=2560x1920&quality=96&proxy=1&sign=4bed9ec1f2ea4dccb38522828513b90c&type=album)
Группа «Зоологов» изучала близлежащие территории с целью узнать больше об их фауне. Ребята находили следы диких животных. По этим следам определяли, каким животным они принадлежат, и узнавали, какие взаимоотношения существуют между этими животными. В этом году в центре внимания «Зоологов» была жизнь бобров, ведь именно бобер стал символом смены. Это трудолюбивое и семейное животное как раз обитает неподалеку от лагеря, поэтому у научной группы были возможности познакомиться ближе с жизнью бобров.
Лагерь находится на берегу озера Чистое. В окрестностях немало и других озер. Есть и болота. Потому представляется значимым изучение воды. Колбочки, пробирочки, современная техника, растворы в химической лаборатории экошколы привлекли внимание ребят, а лекции наставника заинтересовали изучением гидрохимии.![](https://sun9-56.userapi.com/impf/5oR7m3hYuSqqIcQdlvhrDKBr0ebKz_uFYn9zBA/jfCokDeJXxo.jpg?size=2560x1920&quality=96&proxy=1&sign=9b690d872b977c009aa13c60dc793cb5&type=album)
![](https://sun9-29.userapi.com/impf/c850724/v850724040/17a437/tu1xn_kIkoM.jpg?size=2560x1707&quality=96&proxy=1&sign=f65a5856cd2917e53c53fe6d17fd56e4&type=album)
В окрестностях лагеря интересна не только природа, но и история. В этом году продолжила свою работа группа «Археологи». Ребята исследовали реальные артефакты, которые обнаружили в деревне Чистое. Обнаруженные находки были отнесены к XVI веку.
Особая роль у направления «Психология». Огромное количество вопросов по межличностному общению волнуют подростков, отдыхающих в лагере. Потому занятия в группе по психологии помогали ребятам разобраться в своих насущных проблемах и найти их решения. Школьники работали над своими личностными качествами, стремились узнать, как выстроить дружеские отношения с окружающими и создать психологический комфорт в ближайшем пространстве.
Работа школьников в научных группах – это традиционные для данного лагеря занятия первой половины дня. Но в состоявшейся смене появилось кое-что новое. Ученики школы №97 вели проект по созданию новой экотропы для детей из последующих смен. Эта экологическая тропа проходит через ельник и болото, в связи с чем позволяет школьникам познакомиться с двумя очень интересными биотопами. Но чтобы сделать это, тропу нужно подготовить, оформить, а главное – досконально изучить все «интересности», которые на ней могут встретиться: все любопытные растения, особенности почв, нюансы в жизни птиц, животных и рептилий. За две недели в лагере ребятам удалось создать фильм, в котором они сами рассказали обо всех занимательных точках экотропы (фильм можно посмотреть на сайте школы №97, пройдя по ссылке https://cloud.mail.ru/public/3hWY/2BtvkFm6MСсылки на внешний сайт.). ![](https://sun9-29.userapi.com/impf/c850232/v850232225/1b94d8/qzJuiyPSetk.jpg?size=2560x1920&quality=96&proxy=1&sign=4b7fff06b9ad28ffb6d6a1e20e798c31&type=album)
Насыщенная интеллектуальная работа участников экошколы «Чистое» продолжается и во второй половине дня. Каждый день в 16.00 ребята собирались в большом и уютном зале, чтобы послушать лекции. Руководители научных групп стремились в занимательной форме рассказать о том, что увлекает их самих: о краеведении, истории, архитектуре храма из деревни Чистое, об отличительных особенностях уникальных построек Тверской области в их сравнении с постройками из Московской области. По традиции перед ребятами выступал Пажетнов Валентин Сергеевич, заслуженный эколог России и доктор биологических наук. Его лекция была связана с вопросами сохранения биологического разнообразия. Он также рассказал ребятам о деле своей жизни, о том, как выращивал диких медвежат, оставшихся без своих родителей, а потом успешно возвращал их в дикую природу. Еще одна лекция, которая заинтересовала юных слушателей, была посвящена актуальной проблеме – утилизации мусора. Полученные знания ребята смогли применить на праздновании Дня эколога. В частности, они учились сортировать отходы для раздельного сбора мусора.
Научная деятельность, несомненно, важна. Но чтобы она была полноценной, требуется психологическая, эмоциональная и физическая разгрузка. Потому во второй половине дня все ребята и вместе с ними все педагоги готовили разнообразные праздники, смешные сценки, викторины. Традиционно ребята с особым чувством готовятся к празднованию Дня семьи, любви и верности и Дня Ивана Купалы (и девчонки, и мальчишки плетут из полевых цветов венки, а вечером прыгают, взявшись за руки, через костер). Хотя эти праздники проводятся из года в год, их сценарии не повторяются, потому и интерес детей к этим событиям не угасает. Не менее увлекательны спортивные мероприятия (теннис, бадминтон, волейбол, шахматы, шашки), некоторые из которых помогают наладить психологический микроклимат в лагере. Одно из них – «Тропа доверия»: подростки учатся оказывать помощь своему напарнику, чтобы вместе с ним успешно преодолеть полосу препятствий. В день закрытия смены всех отличившихся ребят наградили грамотами: кто-то артистичен, кто-то прирожденный спортсмен, кто-то является творческой личностью – для каждого найдется теплое слово. Как же это важно ребятам! Их счастливые лица в момент награждения тому доказательство. ![](https://sun9-19.userapi.com/impf/c855528/v855528127/8e153/O6u9EwL8Mjs.jpg?size=2560x1920&quality=96&proxy=1&sign=647caaf8e9ec446f9bedbc687206fcb8&type=album)
![](https://sun9-2.userapi.com/impf/c855228/v855228127/976b4/WW1k9qKjiSs.jpg?size=1620x2160&quality=96&proxy=1&sign=86151413e580b93fd2966402b341d894&type=album)
Стоит отметить и роль мастер-классов. В минувшей смене ребята лепили из глины. В этот раз – символ смены, бобра. Этот творческий процесс непередаваемо увлекателен и способствует оздоровлению. ![](https://sun9-39.userapi.com/impf/c854524/v854524178/9d519/0mkg8lhB0AU.jpg?size=2560x1707&quality=96&proxy=1&sign=6673d71ab83c12d6184654de9ac2ae2c&type=album)
Жизнь в экошколе «Чистое» - незабываемое событие. Каждая смена настолько многогранна, что способна ответить потребностям детей, приезжающих сюда на отдых. Основной педагогический состав во главе с Кирилловой Таисией Михайловной работает с первой смены лагеря, но остается в тонусе и понимает интересы современных детей. Педагоги школы №97 Сплошнова Татьяна Павловна и Борисевич Илья Юрьевич уже много лет вывозят своих учеников в экошколу, помогают им адаптироваться и наладить отношения с окружающими, организуют для них работу в научных группах. Коллективная работа учителей из Москвы и Твери вкупе с красотой природы, на лоне которой расположился лагерь, являются причиной того, что у школьников сохраняется желание вернуться в экошколу на следующий год. Даже те, кто уже закончил школу, тоже возвращаются, но уже в роли вожатых или преподавателей. ![](https://sun9-62.userapi.com/impf/c857416/v857416135/19e5a/mr7cmVJdbIE.jpg?size=960x720&quality=96&proxy=1&sign=7e34b72402fe10d1db212eaf72c7df9a&type=album)
![](https://sun9-26.userapi.com/impf/c855436/v855436270/9fe3e/RVRHgy069DY.jpg?size=2560x1707&quality=96&proxy=1&sign=2c52b30663f530df3429cef9dd5fbfa2&type=album)
![](https://sun9-23.userapi.com/impf/c854524/v854524178/9d50f/UNH70lRrwJs.jpg?size=2560x1707&quality=96&proxy=1&sign=9efaacea4cb18f9367e76d76c4a167b7&type=album)
2 КУРС
Ссылка - ОТЧЕТ по учебной практике (практике по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности). Часть 1.
Ссылка - ОТЧЕТ по учебной практике (практике по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности). Часть 2.
Ссылка - Дневник по полевой практике.