Курсовая работа

Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст

Исследование уровня комплаентности, нервно-психического напряжения и показателей социально-психологической адаптации при изменении условий стационара

Изучение сотрудничества между пациентом и врачом является важной темой современных исследований. Актуальность выбранной для курсовой работы темы («Исследование уровня комплаентности, нервно-психического напряжения и показателей социально-психологической адаптации при изменении условий стационара») определяется тем, что комплаентность является важным показателем эффективности любого лечения.
Защитные механизмы организма, формировавшиеся на протяжении всей эволюции человека, при сложных заболеваниях теряют запас прочности. Механизмы адаптации трансформируются, и у индивида повышается степень выраженности нервного напряжения. Накапливаясь, оно приводит к росту заболеваний, связанных с нервной системой и психикой. Длительное пребывание в стационаре может стать сильным стрессовым фактором для пациента и оказать влияние на его социально-психологическую адаптацию и, как следствие, на успешность лечения в целом. Поэтому адаптация личности является одной из актуальных проблем, стоящих перед современной психологической наукой и практикой.
Целью исследования стало изучение уровня комплаентности, нервно-психического напряжения и показателей социально-психологической адаптации у пациентов психоневрологического диспансера при изменении условий стационара.
Гипотеза исследования заключалась в том, что при изменении условий стационара у пациентов снижается уровень комплаентности, повышается уровень нервно-психического напряжения и снижается уровень социально-психологической адаптации.
В качестве объекта исследования было выбрано отношение пациента к лечению в изменившихся условиях стационара, а также психоэмоциональное состояние больного.
Предметом исследования стали показатели социально-психологической адаптации у пациентов психоневрологического диспансера при изменении условий стационара, а также уровень их комплаентности и нервно-психического напряжения.
Экспериментальную группу составили 15 пациенток ГБУЗ ОКПНД в возрасте 37 до 62 лет, переведенных из 1 психотерапевтического отделения во 2 женское психиатрическое. Выборку составили:
- 4 пациента с депрессивным эпизодом (F32.0)
- 5 пациентов с органически тревожным расстройством (F06.4)
- 1 пациент со смешанным тревожным и депрессивным расстройством(F41.2)
- 2 пациента с рекуррентным депрессивным расстройством (F33)
- 2 пациента со смешанным расстройством личности (F61)
- 1 пациент с тревожно-фобическим расстройством (F40)
Из 15 исследуемых 6 человек имели высшее образование, а 9 окончили средне-специальные учебные заведения.
Клинико-психологическая беседа, проведенная с ними, показала, что изменившиеся условия стационара оказали на пациенток определенное влияние. Обследуемые отметили, что условия в первом отделении были лучше, чем во втором. Отрицательные эмоции у женщин вызвало ужесточение режима, ограничение свободы передвижения, сужение круга общения и увеличение количества коек в палате.
1. В ходе эмпирического исследования было выявлено, что у 14 (93%) пациенток при изменении условий стационара преобладал высокий уровень комплаентности, а у 1 (7%) пациентки был средний уровень. Анкетирование также выявило, что все они были довольны отношением к себе со стороны персонала и условиями оказания медицинской помощи. На основании этих данных можно утверждать, что процесс лечения для данной группы пациентов значим, они выполняли все рекомендации врача. Это можно объяснить тем, что даже при изменении специализации отделения пациентам оказывалась вся необходимая помощь, так как в каждом стационаре работали опытные врачи, вызывающие у больных доверие и желание сотрудничать. Таким образом, можно сделать вывод, что изменение условий пребывания в стационаре не оказало сильного влияния на комплаеность пациентов, переведённых из 1 психотерапевтического отделения во 2 женское психиатрическое. В литературе мы не встретили упоминаний о подобного рода исследованиях, поэтому соотнести полученные данные с теоретическими источниками мы не смогли.
2. Во время анкетирования у пациентов было определено также процентное соотношение нервно-психического напряжения: у 6 (40%) человек оно оказалось экстенсивное, у 5 (33%) человек - интенсивное, у 4 (27%) - слабое. Было установлено, что 11 испытуемых на момент опроса находились в состоянии тревоги, дискомфорта и страха. Кроме того, результаты анкетирования подтвердили, что пациенты испытывали при изменении условий стационара эмоциональный дискомфорт, подавленность, напряжение и ухудшение самочувствия. Можно предположить, что это было связано с тем, что увеличилось количество коек в палате. Из этого следует, что у пациентов, переведённых из 1 психотерапевтического отделения во 2 женское психиатрическое, изменение условий пребывания в стационаре оказало влияние на степень выраженности нервно-психического напряжения.
3. Анализ результатов социально-психологической адаптации показал, что у 9 (64%) пациентов был низкий уровень «адаптации», а у 5 (33,3%) - низкий уровень «самоприятия». Средний и высокий уровень по показателю «самоприятие» обнаружен у 33,3% испытуемых. 67% тестируемых (10 человек) имели средний уровень «приятия других». Таким образом, большинство пациенток нуждалось в постоянном контроле и регулярном напоминании о необходимости выпить лекарство. Исключение составили 5 пациенток, которые оказались более самостоятельными и способными нести ответственность за принятые решения. У 7(46%) пациенток оказался низкий уровень «эмоциональной комфортности». Почти половина испытуемых (7 человек) чувствовали неуверенность и беспокойство. 8 (53%) человек имели средний уровень по показателю «интернальность». Данная группа связывала своё пребывание в стационаре преимущественно с внешними причинами, недооценивая собственную степень участия. У 13 (88%) пациенток были низкие результаты по показателю «стремление к доминированию». Проведенное анкетирование показало, что все пациентки были не удовлетворены изменившимися условиями стационара. Можно допустить, что это было связано с их кругом общения, который ограничивался теперь небольшим женским коллективом. К тому же из-за более строгого надзора во 2-ом женском психиатрическом отделении была ограничена их свобода передвижения, а в 1-ом психотерапевтическом при улучшении самочувствия у больного была возможность перевестись на более «щадящий» режим надзора (чаще брать пробный отпуск, совершать длительные прогулки, а также проходить лечение на дневном стационаре). Резюмируя полученные результаты, можно сделать вывод, что изменение условий стационара оказывает влияние на уровень показателей социально-психологической адаптации пациентов.
Таким образом, проведённое эмпирическое исследование комплаентности, нервно-психического напряжения и показателей социально-психологической адаптации при изменении условий стационара, показало, что у испытуемых был высокий уровень комплаентности. Между врачом и пациентами возникло осознанное сотрудничество и стремление к достижению единой цели – победить болезнь. Более того у испытуемых был выявлен повышенный уровень нервно-психического напряжения и сниженный показатель социально-психологической адаптации, из чего можно сделать вывод, что изменение условий стационара оказывает влияние на пациентов, возможно, потому что по состоянию здоровья у них не хватает ресурсов для поддержания оптимальных показателей.

Взаимосвязь уровня саморегуляции с успешностью обучения учащихся старшего школьного возраста

Актуальность данной работы заключается в том, что процесс саморегуляции является ключевым компонентом в любом виде деятельности. Так же он связан с личностным развитием, а следовательно и со становлением способности управления своим поведением, образованием внутренней саморегуляции деятельности. Своеобразие становления саморегуляции в учебной деятельности отражает индивидуальность становления личности как субъекта обучения. К тому времени, когда ребёнок идёт в 5 класс, способность к саморегулированию, определенные эмоциональные ориентации и осознание себя в окружающей среде уже присутствует, однако имеет невысокий уровень развития. Возникает проблема реализации условий для формирования саморегуляции пятиклассников в учебной деятельности, так как это является стержнем психического развития ребёнка. Для успешного осуществления учебного процесса целесообразно уметь сосредоточить внимание, воспринимать и запоминать новую информацию, продумывать процесс решения заданий. Можно предположить, что существует определенная зависимость между степенью развития саморегуляции и успешностью обучения.
Целью нашего исследования было изучение взаимосвязи уровня развития саморегуляции и успешности обучения у учеников пятого класса.
Гипотезой нашего исследования являлось то, что успеваемость пятиклассников связана с способностью к саморегуляции.
Объектом исследования выступили учащиеся 5 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» города Торжка Тверской области (2018-2019 учебный год).
Предметом исследования являлась саморегуляция и успешность учебной деятельности пятиклассников.
В исследуемом коллективе - 19 человек, из них - 10 мальчиков (52%) и 9 девочек (48%). По итогам первой четверти 2018-2019 учебного года - отличников нет, успевают на «4-5» - 4 ученика (21%), на «3» - 14 учеников (73%) и на «2» - 1 ученик (6%). Дети учатся в меру своих сил и способностей. Большинство учащихся имеют нормальное телосложение, соответствующее возрасту, относятся к основной группе здоровья. Однако из 19 человек 4 пятиклассников – дети с ОВЗ: 2 человека – 7.2 (задержка психического развития), 1 человек – 7.1(задержка психического развития), 1 человек – 5.1 (речевая патология). Восемь человек из класса с большим трудом удерживают внимание и не могут сосредоточиться на уроке. Отвлекаясь, они разговаривают, пишут записки, роняют вещи с парты, сидят в телефоне и т.п. Все дети в той или иной степени способны организовать свой учебный труд, но домашнее задание систематически готовят только те, кто учится на «4-5». Поскольку пятый класс - это дети старшего школьного возраста, то они все переживают из-за оценок. Однако в знаниях заинтересована только часть учащихся. Учащиеся класса показывают средний уровень воспитанности. Ярко они проявляют такие качества, как открытость, доброжелательность, отзывчивость. Дети этого класса очень творческие. Практически все с огромным удовольствием выступают на мероприятиях. Пёстрый «портрет» класса можно объяснить тем, что пятиклассники, проявляя во многом такие положительные качества, как открытость, доброжелательность, креативность, в то же время имеют низкую мотивацию в учебной деятельности, что сказывается на качестве знаний и обученности.
По итогам исследования был установлен средний показатель общего уровня саморегуляции у пятиклассников, то есть испытуемые достаточно самостоятельны для своего возраста. Стремятся адекватно реагировать на быстро меняющиеся условия. Они проявляют способность к целеполаганию и при наличии мотивации способны достичь поставленной цели. Дети открыты к новым видам деятельности, учатся уверенно чувствовать себя в незнакомой ситуации и имеют стабильные результаты в привычных видах деятельности. В силу возрастных особенностей ребята зависимы от мнения окружающих, особенно старших. Формирование саморегуляции - это динамический процесс, поэтому уровень его развития будет зависеть от многих условий.
1. Дети в ходе опроса продемонстрировали высокий показатель по шкале «Планирование», то есть у них есть потребность осознанно планировать свою деятельность, их планы реалистичны и детализированы.
2. Средний уровень по шкале «Программирование» показывает развитость осознанного программирования своих действий. Ученики продумывают способы своих действий, поведение, чтобы достичь цели.
3. Средний уровень по шкале «Оценивание результатов» показывает сформированность у испытуемых оценки себя, своего поведения и результатов своей деятельности. Пятиклассники способны адекватно оценивать неудачи, причины, которые к ним приводят и гибко адаптироваться к изменяющимся условиям. Проявляют критичность к своим действиям.
4. Средний уровень по шкале «Гибкость» показывает, что дети способны перестраиваться, учитывая изменяющиеся условия, хотя делают это не всегда осознанно. Регуляторные процессы у пятиклассников находятся на стадии активного развития. При попадании в сложные ситуации они могут адекватно оценить обстановку, внести необходимую коррекцию. Поэтому пятиклассники успешно адаптируются, перейдя на вторую ступень основного общего образования.
5. По шкале «Самостоятельность» пятиклассники показали практически одинаковое соотношение среднего и низкого уровня сформированности данного свойства. Они свободно планируют свою деятельности, контролируют её выполнение и оценивают результаты. Но треть класса, показав низкий уровень самостоятельности, зависимы от мнения окружающих, планы и программы строят только с чужой помощью. Эта группа учащихся некритично следует чужим советам и боится брать ответственность на себя.
6. Низкий уровень по шкале «Моделирование» показывает неразвитость осознанности представлений о внешних и внутренне значимых условиях. Пятиклассники не способны выделять важные условия для достижения цели, что проявляется в неумении гибко менять программу действий, а также в склонности фантазировать в ожидании результатов своей деятельности. Дети вовремя не замечают изменения ситуации, что приводит к неудачам.
Результаты данного исследования могут стать основой для дальнейшего планирования учебно-воспитательной работы с пятиклассниками, а также могут использоваться для углубленного изучения психологии детей старшего школьного возраста.
Таким образом, пятиклассники относятся к группе организованного типа саморегуляции. С одной стороны, дети способны осознано ставить перед собой учебные цели и достигать их. С другой стороны, они недостаточно учитывают требования учителей и трудно ориентируются в быстро меняющейся учебной ситуации. Недостаточная сформированность процессов моделирования компенсируется за счёт развитого звена планирования, то есть учебная ситуация заранее продумывается с помощью старших и поэтому осуществляется успешно. Сравнивая данные, полученные при исследовании уровня саморегуляции с данными успеваемости за 1 четверть 2018-2019 учебного года, можно увидеть, что в процентном соотношении детей с высоким уровнем саморегуляции и хорошей успеваемостью (на «4-5») практически столько же, сколько ребят с высоким качеством обученности, соответственно 26% и 21%. Детей со средним уровнем саморегуляции 74% и детей, которые успевают на «3-4», 73%. Средне-высокий уровень саморегуляции пятиклассников доказывает, что в начальной школе у них сформировались регулятивные универсальные учебные действия, в том числе целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Проведённый анализ показывает, что уровень саморегуляции влияет на продуктивность учебной деятельности: чем лучше сформирована саморегуляция у учащихся, тем выше результаты учебной деятельности.

rich_text    
Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст
rich_text    

Комментарии страницы