Курсовые работы

Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст
4й курс
Комментарий

Написание курсовой работы на 4 курсе не предусмотрено учебным планом.

Название ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ГЛОССОФОБИИ КАК ОДНОГО ИЗ ВИДОВ СОЦИОФОБИИ
Оценка 5
3й курс
Комментарий

Оценка по курсовой работе была выставлена за 5 семестр.

Глоссофобия, или страх публичных выступлений – одна из наиболее распространенных в наше время фобий. Боязнь сцены актуальна в связи с постоянно увеличивающейся потребностью в коммуникациях и неподготовленностью людей к ней. Во время обучения у студентов не только гуманитарных, но и технических специальностей возникает множество трудностей, в том числе и психологического характера, одной из которых является боязнь публичных выступлений.
Учебная деятельность студента неразрывно связана с публичными выступлениями. Некоторые студенты чувствуют себя некомфортно, отвечая перед большими аудиториями, что вызывает у них определенные трудности. Студенты избегают ответов на практических занятиях перед сокурсниками, участия в научных конференциях и т. п. Понимание причин данного явления может помочь предотвратить развитие более серьезных психоэмоциональных расстройств, не только у студентов во время обучения, но и в дальнейшей жизни (в процессе работы и общения с другими людьми).

Ряд психологов, исследующих проблемы страха публичных выступлений предполагают, что важнейшими факторами формирования глоссофобии являются сниженная самооценка и неспособность или нежелание принять точку зрения другого человека (эгоцентризм – отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем индивидуальном "я"). Следовательно, глоссофобия проявляется у людей с высоким уровнем личностного эгоцентризма и низким уровнем самооценки
Описанная нами проблема в рамках данной работы рассматривалась в группе студентов-психологов начальных курсов, т.к. в раннем юношеском возрасте ожидаемы ситуативные всплески эгоцентризма, например, в ситуации учебной деятельности).

К наиболее известным трудам отечественных и зарубежных авторов в области исследования эгоцентризма, социофобии, глоссофобии, а также связанных с ними вопросами относятся следующие: изучение проблемы эгоцентризма (Братусь Б.С., Пашукова Т.И., Ж.Пиаже и др.); исследования фобий (Карвасарский Б.Д., Ковпак Д.В., Лежепеков М.М., Леви В.Л., Левченко И.Ю., Щербатых Ю.В., а также Л. Демоз В. Райх, 3.Фрейд, К.Г. Юнг, и др.), а также социальных фобий (Андрющенко А. В., Биик Дж У., Ивлева Е. И., Сагалакова О.А., Щербатых Ю. В., Яковлева В. А. и др.); исследование феноменов тревоги и страха, их влияние на возникновение различных проблем в обществе, в том числе и глобальных проблем (Асеев В.Г., Бехтерева Н.П., Вилюнас В.К., А. Кемпински, К. Хорни, Щербатых Ю.В. и мн. др.); исследование проблемы страха публичных выступлений, или глоссофобии (Апресян Г.З., Гайдученко Е.А., Зимняя И.А., Леонтьев А.А., Ножин Е.А., Одинцов В.В., Сидельникова Т.Т., а также Д.Льюис и др.).

Цель исследования: исследовать связь уровня эгоцентрической направленности и наличия признаков глоссофобии
Задачи:
1.Провести обзор отечественной и зарубежной литературы по вопросу формирования и проявления глоссофобии.
2.Проанализировать современный научный взгляд на проявление и особенности эгоцентрической направленности, а также ее связи с личностной и ситуационной тревожностью, уровнем самооценки, социальной тревоги и наличием признаков глоссофобии.
3.Провести эмпирическое исследование некоторых личностных особенностей испытуемых (уровня выраженности социальной тревоги и социофобии, ситуативной и личностной тревожности, уровня самооценки и эгоцентрической направленности).
4. Структурировать и описать полученные данные между показателями эгоцентрической направленности и признаками глоссофобии с помощью методов описательной статистики и математических критериев.
5. Анализ и интерпретация результатов исследования
6. Сделать выводы на основе полученных результатов

Гипотеза – существует связь между уровнем эгоцентрической направленности личности и наличием признаков глоссофобии у студентов 1-3 курсов факультета психологии (для подтверждения гипотезы необходимо рассмотреть следующее: существует ли связь между уровнем эгоцентрической направленности и уровнем самооценки у студентов; между уровнем тревожности (ситуационной и личностной) и наличием социальной тревоги).

Объект исследования: глоссофобия у студентов факультета психологии.
Предмет исследования: связь признаков глоссофобии с личностными особенностями студентов психологического факультета.

Характеристика выборки: в исследовании приняли участие студенты ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» г.Твери начальных курсов факультета психологии (1-3 курсы). Всего было привлечено 18 человек в возрасте 17-21 год, в том числе 2 юношей и 16 девушек.

Методы и методики исследования:
1. Анкетирование
2. Наблюдение
3. Неструктурированное интервью
4. Методы математической статистики (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, критерий Шапиро-Уилка для двух зависимых переменных). Для обработки данных применялся пакет программ математической статистки SPSS 22.0 для Windows.
Методики:
1. Шкала тревоги Ч.Д.Спилбергера (адаптирована Ю.Л.Ханиным)
2. Опросник социальной тревоги и социофобии Сагалаковой О.А., Труевцева Д.В.
3. Тест эгоцентрических ассоциаций Т.И.Пашуковой
4. Тест «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» по С.А. Будасси

Проведя теоретическое исследование по данной проблеме, необходимо подчеркнуть:
1. Фобия характеризуется такими признаками, как иррациональный и навязчивый характер страхов, четкость и ясность фабулы страха, сохранение критического отношения пациента к своим страхам и интенсивный и усиленный характер протекания страха.
2. Наиболее вероятным фактором появления глоссофобии является социальный фактор, а именно неспособность индивида, сосредоточиваясь на собственных интересах, изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных неразрешимых противоречий – наличие эгоцентрической направленности.
3. Сагалакова О.А. и Труевцев Д.В. выделили личностные особенности и признаки, проявляющиеся при наличии эгоцентризма (ситуативная и личностная тревожность, социальная тревога, низкая самооценка) и глоссофобии (сильное волнение, неуверенность в себе, низкая самооценка, избегающее поведение). Эгоцентрик, находясь в центре внимания, переживает интенсивные эмоции волнения, нерешительности, смущения, выражающиеся в поведении полным избеганием сложившейся ситуации из-за боязни ошибиться и испытать публичный стыд. Вследствие этого, можно сказать, что эгоцентрическая направленность личности, являясь причиной глоссофобии, будет только усиливать навязчивый страх в сложившейся ситуации.

В ходе эмпирического исследования были получены следующие результаты:
1. При проведении исследования существования связи между уровнем эгоцентрической направленности личности и уровнем самооценки у студентов, мы выявили, что у эгоцентрической личности низкий уровень самооценки.
Чаще всего эгоцентризм встречается у личностей с еще неразвитым «Я» - это дети и подростки, а также у юношей и взрослых при условии сниженной самооценки. Объяснить это можно тем, что в ранней юности эгоцентрическая личность характеризуется низкой самооценкой, нервозностью, раздраженностью и агрессивностью.
2. При проведении исследования существования связи между уровнем тревожности (ситуационной и личностной) и наличием социальной тревоги, было выявлено, что возникновение страха у испытуемых напрямую зависит от личностных особенностей и ситуации, в которой они испытывают стресс (выше показатель личностной и ситуативной тревожности, тем выше и показатель социальной тревоги)
3. Результаты исследования связи эгоцентрической направленности личности и наличия признаков глоссофобии позволили сделать вывод, что чем выше показатель эгоцентрической направленности, тем выше показатель наличия глоссофобии, а значит мы выявили, что эгоцентрическая направленность личности является одним из факторов развития глоссофобии. Таким образом, гипотезы нашего исследования нашли свое подтверждение.

Название АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА
Оценка 5
2й курс
Комментарий

Вопросы, связанные с исследованием акцентуаций характера, и на сегодняшний день остаются крайне актуальными в связи с тем, что многие люди имеют так называемые «аномальные проявления» характера, которые отражаются в их поведении, во взаимодействии с окружающими, в учебной и трудовой деятельности. Важным, с нашей точки зрения, представляется исследование данного вопроса относительно подростков. Не секрет, что акцентуации характера наиболее ярко проявляются в подростковом периоде, так как именно в этом возрасте формируется большинство характерологических типов.

Акцентуированные черты проявляются уже в детстве и достигают вершины своего развития в подростковом возрасте, поэтому мы сталкиваемся с так называемым «трудным характером», подразумевающим проявление ярких и устойчивых черт и создающим сложности в коммуникации. С возрастом происходит постепенное сглаживание, но при определенных обстоятельствах они могут закрепляться, становясь отличительной характеристикой уже взрослого человека. Старший подростковый возраст относят к посткритической фазе кризиса – период формирования новых структур характера. Особенность старшего подросткового возраста, который граничит с ранней юностью, заключается в том, что появляются острое переживание своего внутреннего мира и такие поведенческие отклонения, как негативизм, упрямство и обесценивание взрослых.

В наиболее известных трудах зарубежных и отечественных авторов в области изучения проблем формирования характера, а также акцентуаций характера непосредственно у подростков рассматривается следующее: изучение проблемы формирования характера (А. Адлер, М.В. Гамезо, Э. Кречмер, А.Ф. Лазурский, Н.Д. Левитов, Р. С.Немов, И.П. Павлов, А.В. Петровский, З. Фрейд, К. Юнг и др.); изучение проблем акцентуаций характера и их формирование (Л. С. Выготский, П.Б. Ганнушкин, В.В. Ковалев, Э. Кречмер, К. Леонгард, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, Р.С. Немов, А.А. Реан, Л. Д. Столяренко, Э. Эриксон и др.); разработка классификаций акцентуаций характера и психопатий (П.Б.Ганнушкин, К.Леонгард, А.Е.Личко и др.); изучение подростков с их акцентуациями характера (О.А. Ахвердов, И.В. Бадиев, В.Т. Кондратенко, А.Е. Личко, А.А. Ушанова).

Объект исследования – индивидуально-психологические особенности подростков в возрасте 14-18 лет.
Предмет исследования – акцентуированные черты характера.
Цель − изучить проявление акцентуаций характера в подростковом возрасте.
Задачи:
1. Изучить характер как психическое свойство личности.
2. Ознакомиться с теоретическими и экспериментальными подходами к исследованию характера.
3. Рассмотреть понятие «акцентуации характера».
4. Проанализировать классификации акцентуаций характера различных ученых.
5. Изучить особенности личности подростка.
6. Определить причины возникновения акцентуаций у подростков.
7. Сделать выводы о проявлении акцентуаций характера у подростков.

Проведя теоретическое исследование по данной проблеме, необходимо подчеркнуть, что в общей структуре личности центральное место занимает характер, объединяя все свойства и особенности поведения. Он является стержнем личности, определяя ее индивидуальность и своеобразие. Характер непосредственно влияет на эмоциональную жизнь человека. А от других черт личности отличается своей устойчивостью и более ранним формированием.
Особого внимания при изучении характера у подростков заслуживают акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Они имеют тенденцию к переходу в патологическое состояние, нарушая при этом структуру личности, но не являются установленной патологией.
На основе своих исследований К.Леонгард и А.Е.Личко разработали классификации акцентуаций, а П.Б.Ганнушкин классификацию психопатий. Важно помнить, что не только акцентуации характера, но и психопатии психиатры рассматривают как обостренные проявления черт у нормальных людей. Особое внимание было уделено изучению классификации акцентуаций А.Е.Личко, так как в данной работе предметом исследования являются подростки. Психиатр выделял такие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный и смешанные типы.

Именно у подростков обнаруживаются акцентуированные черты. Причины таких проявлений носят как биологический, так и социально-психологический характер. Но центральной причиной является то, что именно на границе 13-14 лет проходит так называемый подростковый кризис, т.е. распад детского «я» и начало синтеза взрослого «я», поэтому у ребенка наблюдается неустойчивое настроение, повышенная возбудимость, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, неадекватная реакция на действия и т.д.
Именно в подростковом периоде на фоне акцентуаций характера возникают частые нарушения, так называемые транзиторные непсихологические девиации – алкоголизация, наркомания, делинквентность, суицидальное поведение, бродяжничество.

Таким образом, зная тип акцентуации, указывающий на слабые места характера, можно предвидеть факторы, которые способны вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, открывая, тем самым, перспективы для психопрофилактики. А также еще одной особенностью акцентуаций является то, что они могут служить источником разнообразных качеств, которые способствуют успеху в различных сферах общения и деятельности. Акцентуации делают личность своеобразной, яркой, нестандартной. Вследствие этого мы можем не только узнать что-то о человеке или о его возможностях, но и определить наиболее эффективные пути взаимодействия с ним.

rich_text    
Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст
rich_text    

Комментарии страницы