РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
А.Е. Косарева
ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»,
Тверь
Проблема развития и совершенствования наглядно-образного мышления дошкольников – одна из важнейших в психолого-педагогической практике. Главный путь ее решения – рациональная организация всего учебно-воспитательного процесса.
Условием возникновения и развития наглядно-образного мышления ребенка является изменение видов и содержаний детской деятельности. Простое накопление знаний не приводит автоматически к развитию мышления. Развитию мышления ребенка дошкольного возраста могут способствовать все доступные ему виды деятельности.
Уже на третьем году жизни у ребенка начинает формироваться наглядно-образное мышление, а затем у более старших дошкольников возникают первые понятия, мышление становится все более отвлеченным. Для успешного обучения детей наибольшее значение имеет сформированность образного, а не логического мышления. Именно образное мышление позволяет ребенку наметить способ действия, исходя из особенностей конкретной ситуации или задачи.
Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять – это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением.
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности [5, с.112]
Мышление – сложнейшая и многосторонняя психическая деятельность, поэтому выделение видов мышления осуществляется по разным основаниям. В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое (абстрактное).
Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. При этом образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.
В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т.е. в возрасте четырех - семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле). [2, с.65].
Битянова М.Т. и Барчук О.А. характеризуют мышление дошкольников следующим образом:
- ребенок решает мыслительные задачи, представляя их условия, мышление становится внеситуативным;
- освоение речи приводит к развитию рассуждения как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;
- детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;
- появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения; возрастает планомерность мышления;
- ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;
- возникают попытки объяснить явления и процессы;
- экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, попробовать свои силы;
- складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость [2, с.12]
Но развитие мышления не происходит изолированно. Это связано с общими изменениями в жизни ребенка. Изменяются его отношения с окружающей действительностью, идет подготовка ребенка к обучению в школе, переход игровой деятельности в учебную.
Леонтьев А.Н. подчеркивает, что дошкольное детство – это период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно потому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен [1, с.4].
Развитию наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте принадлежит особая роль. Именно образное мышление позволяет ребенку наметить способ действия, исходя из особенностей конкретной ситуации или задачи.
К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно- образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Кроме того, у детей этого возраста должны быть элементы логического мышления.
Что такое сформированное наглядно-действенное мышление? Ребенок с высоким уровнем развития наглядно-действенного мышления хорошо справляется с любыми видами продуктивной деятельности, где для решения поставленной задачи требуется умение работать по наглядному образцу, соотносить размеры и формы предметов (блоков конструктора, деталей механизмов).
Для наглядно-образного мышления характерно умение решать задачу прежде всего в плане представления и лишь затем – на конкретной предметной основе. Логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, сравнения, классификации [4, с.65]
Условием возникновения и развития мышления ребенка, по мнению Запорожца А.В., является изменение видов и содержаний детской деятельности Простое накопление знаний не приводит автоматически к развитию мышления.
Своеобразие развития ребенка заключается в активном овладении ребенком способами практической и познавательной деятельности, имеющими социальное происхождение. Овладение подобными способами играет существенную роль в формировании не только сложных видов абстрактного, словесно-логического мышления, но и мышления наглядно-образного, характерного для детей дошкольного возраста. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесному мышлению происходит на основе изменения характера ориентировочно- исследовательской деятельности, благодаря замене ориентировки на основе проб и ошибок более целенаправленной двигательной, затем зрительной и, наконец, мысленной ориентировкой.
В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. Возникновение плана наглядных представлений о действительности и способность действовать в плане образов (внутреннем плане) составляют, по словам Запорожца А.В., первый, «цокольный этаж» общего здания человеческого мышления. Он закладывается в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительной деятельности и других [3, с.112-115]
Итак, самым эффективным способом развития наглядно-образного мышления является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования, и всевозможные дидактические игры, направленные на развитие мышления. Кроме того, развитию этого вида мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать [4, с.79]
Целью нашего исследования являлось выявление возрастных и индивидуальных особенностей развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста. Для этого мы подобрали методики и провели диагностическое обследование, детей средней и старшей групп детского сада, а затем сравнили и проанализировали полученные результаты.
Нами были продиагностированы 20 детей средней группы и 16 детей старшей группы детского сада. По методикам: «Раздели на группы», «Нелепицы», «Что здесь лишнее?».
В ходе проведения диагностического обследования, направленного на выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей средней группы, нами были получены следующие результаты:
- большая часть детей – 12 человек, что составляет 60% – имеют средний уровень развития наглядно-образного мышления;
- 4 человека (20%) испытуемых имеют высокий уровень развития наглядно- образного мышления;
- 3 ребёнка (15%) – низкий уровень развития наглядно-образного мышления;
- 1 ребёнок (5%) набрал всего 1 балл, что свидетельствует об очень низком уровне развития у него наглядно-образного мышления.
Результаты диагностического обследования детей старшей группы:
- 2 ребёнка (12,5%) набрали по 10 баллов, что свидетельствует о том, что уровень развития наглядно-образного мышления у них очень высокий;
- 7 детей (43,7%) набрали 8-9 баллов – имеют высокий уровень развития мышления;
- 6 детей (37,5%) испытуемых групп имеют средний уровень развития наглядно-образного мышления, т.к. они набрали от 4 до 6 баллов;
- всего 1 ребенок, что составляет 6,3%, получил 2,3 балла – у него низкий уровень развития мышления.
Таким образом, полученные результаты позволяют нам говорить о положительной динамике развития наглядно-образного мышления дошкольников старшей группы по сравнению с уровнем развития мышления детей средней группы.
Итак, самым эффективным способом развития наглядно-образного мышления является игровая деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования, рисования, всевозможные дидактические игры, направленные на развитие мышления, прохождение лабиринтов.
А анализ результатов опытно-экспериментального исследования показал положительную динамику развития наглядно-образного мышления дошкольников. Это позволило нам сделать вывод о том, что развитие наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста возможно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М., 1948.- 141с.
- Дубровина И.В., Андреева А.Д. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя. – М., 2002
- Запорожец А.В. Психология. – М., 1953 – 170с.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов вузов/ Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1998. – 160с.
- Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2002. – 432с.