РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.Е. Косарева, студентка IV курса ОФО
ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», Тверь
Научный руководитель – канд. психол. наук, доцент О.О. Гонина
Дошкольное детство – это период интенсивного психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Это время активного познания окружающего мира. Ребенок знакомится с предметами, познает их свойства и качества, овладевает формами поведения, различными видами деятельности, у него формируются образные формы мышления. В процессе занятий с дошкольниками широко используется конструктивная деятельность, пробуждающая активность детского мышления.
Исходя из вышесказанного, нами были сформулированы следующие задачи:
- Проанализировать научную литературу по теме исследования;
- Подобрать диагностические методики и провести диагностику уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста;
- Разработать и апробировать программу формирующего эксперимента по развитию наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста в конструктивной деятельности;
- Провести обработку и интерпретацию результатов исследования;
- Сформулировать практические рекомендации
Мышление - основа обучения, потому и развитие различных видов мышления и мыслительных операций традиционно рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности. На протяжении дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления (наглядно–действенного и наглядно-образного). В это время закладывается фундамент интеллекта. Начинает развиваться и понятийное мышление. Однако ведущую роль в познавательной деятельности дошкольника психологи отводят наглядно-образному мышлению [3, с. 264].
Уровень развития наглядно-образного мышления достигаемый в дошкольном возрасте имеет существенное значение для всей последующей жизни человека. Наглядно-образное мышление являясь психологическим новообразованием старшего дошкольного возраста служит основным вкладом, который дошкольное детство вносит в общий процесс психического развития. Степень сформированности наглядно-образного мышления во многом определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе и обусловливает готовность к развитию словесно-логического мышления. На развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста большое влияние оказывает конструктивная деятельность [1, с. 118].
Конструирование – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Термин «конструирование» означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов, от латинского слова «constructio» - построение.
Конструируя, дошкольник учится не только различать внешние качества предмета, образца, у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребёнок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ, и синтез).
В процессе конструирования решаются какие-либо технические задачи, предполагающие создание построек, приведение в определённое взаимное расположение предметов, их частей и элементов. По словам Г.А. Урунтаевой, осваивая эту деятельность, ребенок учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином виде. А основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов, дающая возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения [5, с. 32].
По мнению Л. Галигузовой, уже с первого года жизни в игру ребенка можно вводить элементы конструирования, развивающие наглядно-образное мышление, восприятие, умение соотносить формы предметов, мелкую моторику пальцев рук
Так же, по мнению Г.А. Урунтаевой и конструктивная деятельность и изобразительная, и игра имеют моделирующий характер, т.к. продуктивная деятельность приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении [4, с. 172].
Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки - для игры, поделки - для украшения елки, для подарка маме и т. д.), поэтому должны соответствовать своему назначению [2, с. 152].
Нами была проведена программа формирующего эксперимента. Для диагностики уровня наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста. На констатирующем этапе были выбраны методики и проведено диагностическое обследование, которые проводились на базе МБДОО №140, г. Твери в старшей группе. В исследовании принимали участие 20 детей, а затем мы проанализировали полученные результаты.
Для исследования мы подобрали следующие методики: методика цветовых матриц Равена; методика «Лабиринт»; методика «Сравнение сюжетных картинок «Летом» (по материалам Е. А. Стребелевой).
Интерпретация результатов, полученных с помощью теста цветовых матриц Равена свидетельствует о том, что большинство из детей успешно справлялись с заданием. Они подбирали верные фрагменты, проявляя хороший уровень наглядно-образного мышления. Анализируя результаты детей, можем сказать что у 25% детей наблюдается высокий уровень интеллекта, у 55% мы наблюдаем средний уровень и 20% отличаются низким уровнем интеллекта. Эти дети слабо осознают и не осознают суть задания, допускают ошибки при нахождении «вырезанных» фрагментов, не находя нужный образ, что свидетельствует о недостаточном уровне развития их наглядно образного мышления.
Рассмотрим и проанализируем результаты, исследования типов ориентировки в наглядных схемах пространства, полученные при помощи методики «Лабиринт». Они свидетельствует о том, что у 10% детей наблюдается очень высокий уровень ориентировки в наглядных схемах пространства, у 10% детей наблюдается высокий уровень, у 60% мы наблюдаем средний уровень и ещё у 20% мы наблюдаем низкий уровень. В большинстве, эти исследуемые отличаются успешностью проявления ориентиров и поворотов в пространстве, хотя, некоторые из них склонны допускать некоторые ошибки, но, впоследствии, они исправляют их самостоятельно, за исключением 20% детей с низким уровнем ориентировки, которые не справляются с поставленной задачей не прибегая к помощи педагога.
Рассмотрим и проанализируем результаты исследования уровня восприятия целостной ситуации, полученные при помощи методики «Сравнение сюжетных картинок «Летом» (По материалам Е. А. Стребелевой).
Здесь мы видим, что дети в большинстве случаев - 60% детей отличаются средним уровнем восприятия целостной ситуации, 30% детей имеют высокий уровень. Эти дети понимают цель задания. Некоторые дети – 10% имеющие низкий уровень не способны решать задачи в наглядно-образном плане, не воспринимает сюжет, изображенный на картинке.
Затем, после проведения констатирующего этапа нами были выбраны 10 детей из 20. С ними проводились занятия на развитие наглядно-образного мышления в конструктивной деятельности. Занятия проводились 3 раза в неделю на протяжении месяца.
Данные констатирующего эксперимента позволяют нам говорить о том, что у детей старшей группы детского сада преобладает средний уровень развития наглядно-образного мышления.
После месяца занятий нами была проведена промежуточная диагностика для выявления уровня нагядно-образного мышления.
Результаты показали, что у контрольной группы, с которыми занятия не проводились, результаты не изменились. У детей из формирующей группы результаты стали выше.
Так, промежуточная диагностика с помощью теста цветовых матриц Равена показала следующие результаты: высокий уровень наблюдается у 30% детей, средний уровень наблюдается у 65% детей и низкий уровень наблюдается у 5% детей.
Промежуточная диагностика при помощи методики «Лабиринт» показала следующие результаты: очень высокий уровень наблюдается у 10% детей, высокий уровень наблюдается у 15% детей, средний уровень наблюдается у 65% детей и низкий уровень наблюдается у 10% детей.
Промежуточная диагностика при помощи методики «Сравнение сюжетных картинок «Летом» (По материалам Е. А. Стребелевой) показала следующие результаты: высокий уровень наблюдается у 30% детей, средний уровень наблюдается у 65% детей и низкий уровень наблюдается у 5% детей.
Итак, проведя промежуточную диагностику можно сделать вывод о том, что уровень развития наглядно-образного мышления у детей с которыми проводились занятия вырос, в отличии от детей, с которыми занятия не проводились. Так же мы предполагаем, что по окончанию формирующего эксперимента уровень развития наглядно-образного мышления ещё увеличится.
Анализ проведенной нами работы даёт основание утверждать, что уровень наглядно – образного мышления у детей старшего дошкольного возраста поддается коррекции. При систематической и целенаправленной работе с детьми посредством конструктивной деятельности идёт активное развитие наглядно – образного мышления.