Научные публикации

Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ  СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

О. С. Полянина, IV курс очной формы обучения ИПОСТ

Научный руководитель – канд. биол. наук, доцент С. А. Саакян

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», Тверь

 

Представления о сезонных изменениях формируются у детей дошкольного возраста, начиная с раннего детства. Проблема заключается в том, чтобы в каждом возрастном периоде обеспечить развитие этих представлений у ребенка. В связи с этим, необходимо тщательно отбирать содержание и методы в соответствии с возрастными особенностями, поддерживая любознательность детей и стимулируя познавательный интерес. Актуальность данной темы состоит в том, что развитие представлений о сезонных изменениях в природе у дошкольников способствует пониманию цикличности природы и постижению ее закономерностей.

В современные работы представления о сезонных изменениях  включены в программу С.Н. Николаевой «Юный эколог». В ней дети знакомятся с комплексом характерных явлений в неживой природе и их изменений в разные сезоны. В программе О.А. Соломенниковой «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» главным является знакомство детей с доступными явлениями в природе, в том числе и с сезонными изменениями. По программе Вераксы Н.Е. «От рождения до школы» также предлогается выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.

Цель данного исследования - на основе анализа литературы разработать и апробировать программу формирования представлений о сезонных изменениях в природе у детей среднего дошкольного возраста.

Для решения поставленной цели определены следующие задачи:

 В ходе эмпирического исследования:

- выявить уровень сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у детей среднего дошкольного возраста;

- разработать программу повышения уровня сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у детей среднего дошкольного возраста;

- определить эффективность разработанной программы;

- разработать рекомендации для педагогов по формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе.

Для изучения  сформированности представлений о сезонных изменениях у детей среднего дошкольного возраста было проведено исследование, которое проводилось в три этапа. Первый этап - констатирующий эксперимент, в ходе которого были подобраны методики и проведено диагностическое обследование, направленное на выявление представлений детей о сезонных явлениях в природе. Второй этап – формирующий, на данном этапе на основе анализа литературы была разработана программа  формирования системы представлений о сезонных изменениях у детей среднего дошкольного возраста и ее апробация. На третьем этапе – контрольном – были систематизированы и обобщены результаты экспериментальной работы.

Цель констатирующего этапа эксперимента  - выявление уровня сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у детей среднего дошкольного возраста.

Для целенаправленного изучения сформированности представлений о сезонных изменениях у детей среднего дошкольного возраста была отобрана группа из 28 детей.

С детьми была проведена диагностика уровня сформированности представлений о сезонных изменениях, проводится она индивидуально с каждым ребенком.

Все диагностические задания сгруппированы по трем разделам:

  1. Особенности каждого времени года;
  2. Изменения в неживой природе;
  3. Изменения в живой природе и в деятельности человека;

В каждом разделе детям предлагался комплекс заданий по трем этапам: беседа, работа с предметными картинками и самостоятельная изобразительная деятельность на заданную тему. Для того чтобы определить содержание диагностики, использовались данные из работы Серебряковой Т.А. [2, с. 169, 209] и Соломенниковой О. А. [3, 42-47].

Уровень сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у детей среднего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента представлен на Рисунке 1.

Рис.1- Уровень сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у дошкольников на констатирующем этапе эксперимента

Дети в целом показали средний уровень сформированности представлений о сезонных изменениях в природе – 61%. Низкий уровень имеют 14% детей, высокий уровень сформированности представлений – у 25% дошкольников.

Далее с детьми проводилась работа по формированию представлений о сезонных изменениях.

Цель формирующего этапа эксперимента - разработать программу повышения уровня сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у детей среднего дошкольного возраста.

На основании выше перечисленных источников, а также полученных в ходе констатирующего этапа результатов, была выстроена система мероприятий по расширению представлений дошкольников 4-5 лет о сезонных изменениях в природе.  Данная программа включала в себя 14 занятий, из которых 12 – это занятия по формированию представлений по каждому разделу, 2 – занятия на закрепление полученных представлений.

На занятиях были использованы наглядные методы – это наблюдения на участке и просмотр иллюстраций. Например, на занятии  «Оживление природы весной» с детьми наблюдали первые проявления весны. На занятиях по формированию представлений об изменениях в живой природе летом и осенью активно использовались наглядные пособия – иллюстрации жизнедеятельности животных, человека, растений, просмотр презентации, работа с календарем погоды.

Практические методы включали в себя игры (дидактические, подвижные), ведение экологического дневника, продуктивная и элементарная исследовательская деятельность. Например, на занятии «Изменения в живой природе летом» проводилась дидактическая игра «Летняя одежда», в которой дети должны были найти одежду, которую люди одевают только летом. Проводились подвижные игры, например на занятии «Оживление природы весной» дети играли в игру «Добеги до дерева».

Также использовались словесные методы, которые включали в себя отгадывание загадок, чтение художественной литературы, рассказ педагога, беседу. Например, на занятии «Изменение в живой природе летом» детям предлагались загадки про летних насекомых [4].

После проведения программы формирования представлений был проведен контрольный этап эксперимента.

Целями контрольного этапа эксперимента является:

- Определить эффективность разработанной программы;

- разработать рекомендации для педагогов по формированию представлений о сезонных изменениях в природе у детей среднего дошкольного возраста.

Для этого были использованы те же методики, что и в констатирующем эксперименте.

 Уровень сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у детей среднего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента представлен на Рисунке 2.

    Рис.2- Уровень сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у дошкольников на контрольном этапе эксперимента

Анализируя результаты можно сделать вывод о том, что дети расширили свою систему представлений – у детей преобладает средний уровень представлений – 54%, но увеличилось количество детей с высоким уровнем – 43% . Детей с низким уровнем уменьшилось – их стало 4% .

Таким образом, чтобы у детей среднего дошкольного возраста сформировалась наиболее полная, конкретная система представлений о сезонных изменениях, необходимо учесть их возрастные и психические особенности, на основе этого отобрать методы (наглядные, практические, словесные) и средства (наблюдение, игра, беседа), с помощью которых система представлений детям будет представлена в интересной, познавательной, доступной и ясной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. N 1155 // Российская газета. - 2013. – 25 ноября - N 6241.
  2. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / - 5-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 208 с.
  3. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 112 с.
  4. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 144 с.

 

Полянина Ольга Сергеевна,

студентка II курса ОФО ИПО ТвГУ, г. Тверь

e-mail: olya.alishevskaya@yandex.ru

Диагностика темперамента и уровня эмпатии студентов ИПО и педагогов ДОУ

Аннотация. В статье раскрываются понятия темперамент, виды темперамента, эмпатия, уровни эмпатии, рассматривается, имеется ли взаимосвязь между видом темперамента и уровнем эмпатийности к работе в ДОУ и отношению к детям. Приводятся результаты эмпирического исследования по изучению связи между уровнем эмпатийности и темпераментом педагогов ДОУ.

Ключевые слова: темперамент, виды темперамента, эмпатия, уровень эмпатийности.

Введение:

Успех учебно-воспитательной работы в школе зависит от многих факторов, но прежде всего от учителя. Среди личностных свойств педагога особенное значение имеют такие индивидуально-психологические свойства, как темперамент, характер.

В статье пойдет речь главным образом о темпераменте педагога, который рассматривается в неразрывной связи с характером. Известно, что темперамент и характер не тождественные свойства, вместе с тем не следует их противопоставлять — они тесно связаны между собой. Роль динамических особенностей нервной системы, темперамента в разных видах деятельности неодинакова. Большинство психологов считают, что в массовых профессиях, к которым относят и профессию педагога, темперамент не определяет результатов деятельности, хотя и влияет на ее процесс, методы. Педагоги должны учитывать особенности своего темперамента, его положительные и отрицательные стороны, их проявление в учебной и воспитательной работе. Личностные качества педагогов важно знать сегодня, когда остро стоит задача активизации человеческого фактора.

Первым поставил вопрос о роли типологических свойств деятельности учителя Н.Д. Левитов [2, 283 с.].

Под темпераментом следует понимать индивидуально – своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и характеризуют тип темперамента. Выделяют 4 типа темперамента – холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. [3, - 380с.]

В каждом темпераменте выделяются положительные и отрицательные стороны, одни из них облегчают занятия педагогической деятельностью, другие — осложняют.

Например, холерик —активный, энергичный, решительный, но несдержанный, склонный к аффектам. Не теряется при встрече с трудностями, упорен в их преодолении. В педагогической деятельности ему мешают нетерпеливость, повышенная возбудимость. Педагогам-холерикам надо тормозить несдержанность, воспитывать терпеливость. Для этого надо хорошо понимать сущность педагогической профессии.

Очень благоприятен для педагогической деятельности флегматический темперамент, так как флегматик спокойный, хорошо владеет собой, а это очень важное качество для педагога. Но, так - же флегматик очень медлительный, внешне мало выражает чувства, не может быстро переключать внимание на решение новых задач, слабо распределяет внимание, трудно привыкает к новой обстановке, поэтому ему нужно очень тщательно продумывать план занятия, методы проведения, чтоб детям не было скучно.

Многие считают, наилучшие условия для работы учителя создает сангвинический темперамент. Жизнерадостность, энергичность, общительность, умение быстро приспособиться к новым условиям, легко переключать и распределять внимание, гибкость ума, хорошие организаторские способности — вот те черты, которые помогают сангвинику добиваться успеха. Но есть и отрицательные стороны сангвинического темперамента: нежелание выполнять черновую, обыденную работу, склонность переключаться на более интересную деятельность. Сангвиник может переоценивать свои возможности, результаты труда, не всегда правильно осознает свои недочеты, а это влияет на отношение к выполняемой работе, на методы, результаты ее. У сангвиника может появляться непостоянство в поведении, легкомыслие, дилетантизм.

У меланхолика слабые как возбудимые, так и тормозные процессы. Реакции не соответствуют закону силы, а поэтому в ответ на слабый раздражитель может быть очень сильная реакция. Меланхолик трудно переживает смену жизненного окружения, в новых условиях теряется. Очень впечатлительный, нерешительный, замкнутый, требует особенно чуткого и осторожного отношения к себе. Для него очень опасно перенапряжение умственной и эмоциональной деятельности.

В поведении меланхолика проявляется недооценка своих возможностей, неуверенность в себе, в оценке педагогической деятельности, повышенная эмоциональная возбудимость, болезненная чувствительность к мелочам.

Индивидуальный стиль деятельности педагога формируется в процессе воспитания и продвигает его на более высокий уровень осуществления педагогической деятельности. Наиболее проявляется он при положительном отношении педагога к деятельности, когда возникает интерес. Тогда учитель ищет эффективные приемы и способы, которые помогают достичь наиболее высоких результатов, анализирует свои данные, возможности, результаты своей деятельности, выясняет условия успешного выполнения ее. Постепенно выбираются такие приемы и способы работы, которые наиболее соответствуют особенностям личности, в частности особенностям темперамента, и наиболее эффективны. [2]

Теперь пойдет речь непосредственно о роли эмпатии в педагогическом взаимодействии. Эмпатия – это способность ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях, рассматривается как профессионально важное качество педагога.

Эмпатия свойственна лишь тем учителям, которые обладают педагогическими способностями, предполагающими особую чувствительность к тому, какой отклик объекты реальной действительности находят у учащихся, и глубокое проникновение в психологию детей.

Многие исследователи рассматривают эмпатию как одну из составляющих педагогического процесса: она входит в структуру педагогических способностей и создает особую эмоциональную атмосферу, способствующую гармоничному развитию и ученика, и учителя. Но, если в теоретическом отношении социально-психологический срез обучения и воспитания (к чему напрямую относится эмпатия) получил на данный момент некоторое осмысление, то в прикладном плане положение оставляет желать лучшего. Анализируя причины недооценки данного фактора в реальном педагогическом взаимодействии можно выделить два барьера, стоящих на пути учителя к эмпатичному пониманию ученика. Первый из них (внешний) базируется на том, что педагогический процесс отражает в миниатюре отношения в обществе в целом; и если в последнем еще сильны авторитарные тенденции, то достаточно сложно культивировать в отдельном педагогическом коллективе воспитание свободной личности. Второй (внутренний) включает в себя два аспекта: индивидуальные особенности личности, не всегда способствующие пониманию и поддержке других, а также психологические состояния (тревожность, стресс и т.д.), усугубляющиеся спецификой учительского труда.

Цель моего исследования заключается в том, чтобы выявить зависимость между темпераментом педагога и уровнем его эмпатийности. Объектом моего исследования является индивидуальные проявления и свойства личности. Предметом моего исследования является темперамент и уровень эмпатии педагога. Гипотеза исследования заключалась в предположении того, что уровень эмпатийности и темперамент педагога находятся в зависимости друг от друга, что они взаимосвязаны.

Методики исследования.

 Для исследования типа темперамента я использовала стандартизированную методику «Личностный опросник Г. Айзенка».[5] Личностный опросник Ганса Айзенка помогает определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так - же эмоциональной устойчивости. Диагностика самооценки по Г. Айзенку является, пожалуй, классической методикой для определения темперамента и одной из самых значимых в современной психологии.

Для диагностики уровня эмпатии использовалась стандартизированная методика «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии (И.М.Юсупов)» Методика исследует эмпатию — эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся в сопереживании (идентификация с другим) и в сочувствии (участливое отношение к другому). Подчеркнем, что оценивается не сам факт переживания, а именно склонность к нему, поскольку проявление эмоционального отклика в реальных условиях сопряжено с некоторыми социальными ограничениями. [1, - 114-118 с., 3, - 153-156 с.].

В исследование принимали участие 10 воспитателей ДОУ.

Результаты исследования.

По результатам исследования с помощью диагностики «Личностный опросник Г. Айзенка» наибольшее количество педагогов наблюдается эмоционально устойчивых экстравертов(сангвиники) – 40%. Средние значения у нестабильных экстравертов (холерики) - 30%, это говорит о том, что экстраверты более расположены работать в ДОУ педагогами, так как характеризуя типичного экстраверта, отмечается его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Именно эти качества очень важны в общение с детьми. Низкие значения у флегматического и меланхолического типа темпераментов – 10% и 20%.

По методике «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» было выявлено, почти все воспитатели имеют средний уровень эмпатийности (60%). У 30% - высокий уровень эмпатийности и у 10% - низкий. Крайних значений нет. Эти данные говорят о том, что в ДОУ в основном работают люди, готовые к сопереживанию, отзывчивые, чувствительные к нуждам и проблемам детей.

 

Анализ результатов исследования.

Проведена статистическая обработка результатов исследования. Данным результатов тестирования - вид темперамента, который выражен в понятиях Меланхолик, Холерик, Сангвиник, Флегматик, присвоили числовые значения – 1, 2, 3 и 4 соответственно. Эмпатийности, которая выражена в уровнях – Очень высокий, Высокий, Средний, Низкий, Очень низкий присвоили числовые значения -  1, 2, 3, 4, 5 соответственно. Получили две зависимые выборки нормальных метрических величин.  Каждому данному одной выборки (эмпатийность) поставлено в соответствие данное из другой выборки (темперамент).  Данные обработаны в среде Excel с применением процедуры пакета анализа Корреляция. Рассчитаны выборочные коэффициенты корреляции Пирсона между всеми парами метрических переменных (каждому из показателей диагностики эмпатии поставим в пару показатель диагностики темперамента).

Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что шкалы «Уровень эмпатии» и «Тип темперамента» находятся в слабой прямой взаимосвязи, это значит, что за отклонением в одной шкале следует отклонение в эту же сторону в другой шкале.

          Выводы

         Таким образом, гипотеза моего исследования подтверждена, что в основном уровень эмпатийности зависит от типа темперамента. Стабильным типам темперамента соответствуют средние уровни эмпатийности, и чем более нестабильный тип нервной системы, тем более уровень эмпатийности уходит в крайние значения.

Список литературы:

  1. Дерманова И.Б. Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии (И.М.Юсупов) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. – СПб., 2002. – 299 с.
  2. Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. М., 1964. — 477 c.
  3. Рогов Е.И. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 448 с.
  4. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 317 с.
  5. Псикаби. Личностный опросник Г. Айзенка//http://psycabi.net/testy/369-lichnostnyj-oprosnik-g-ajzenka-test-na-temperament-epi-diagnostika-samootsenki-po-ajzenku-metodika-opredeleniya-temperamenta
rich_text    
Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст
rich_text    

Комментарии страницы

Комментарии отсутствуют

Добавить новый комментарий:

Для добавления комментариев на этой странице необходимо войти в систему.