статья

Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст

Консультирование семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями

А.В.Беляева

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», Тверь

Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе с другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для адаптации ребёнка в обществе.

Семья и дети являются центральными объектами социальной защиты и поддержки. Социально уязвимых семей и семей так называемой «группы риска» традиционно довольно много: семьи неполные и многодетные, в предразводной и послеразводной ситуациях, семьи с престарелыми, больными, инвалидами, алкоголиками и пр. Произошедшие в постсоветской России глубокие социально-экономические перемены привели к снижению уровня жизни больших групп населения, стрессу и, как следствие, к росту числа невротических реакций, депрессивных состояний и суицидов, конфликтности и дисгармоний в супружеских отношениях, нарушений поведения детей, вплоть до девиантного и делинквентного, и в целом – к ухудшению социально-психологической адаптированности семьи и отдельных ее членов [7]. Возникают ситуации, когда родители не способны самостоятельно решать возникающие трудности, поэтому консультирование семей является одним из важнейших направлений в деятельности социального работника.

Консультирование обеспечивает помочь в решении проблем семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Семейное консультирование представляет собой относительно новое по сравнению с семейной психотерапией направление оказания психологической помощи семье.

На сегодняшний день тема проведения консультативной работы, очень актуальна, так как существует тенденция к увеличению числа детей с врожденными или приобретенными заболеваниями, особенно в раннем возрасте. Так в России в соответствии со статистическими данными, семей с такими детьми насчитывается более 1 миллиона. Поэтому данная проблема рассматривается в области социальной работы, психологии, социологии и педагогики.

Консультирование прочно и глубоко проникло в культуру современного индустриального общества. Его повсеместное распространение началось с 60-х гг. XX столетия с создания первых ассоциаций профессиональных консультантов. Постепенно консультирование перестало быть просто процессом индивидуализированного научения. Оно приобрело социальное значение как культурно-санкционированный метод адаптации к социальным институтам [7].

Как отмечает Р. Нельсон-Джоунс, термин «консультирование» применяется в нескольких случаях. Например, его можно рассматривать как особый вид отношений помощи, как некий репертуар возможных воздействий, как психологический процесс. Основные причины фундаментальной связи между психологией и консультированием следующие. Во-первых, цели консультирования имеют связанный с сознанием аспект. В различной степени все консультационные подходы фокусируются на изменении чувств, мыслей и действий людей таким образом, чтобы они могли жить более эффективно. Во-вторых, процесс консультирования носит психологический характер. Консультирование не является чем-то статичным, оно подразумевает обмен мыслями между консультантами и клиентами, а также протекание мыслительных процессов отдельно у консультантов и у клиентов. Кроме того, большая часть информации, полученной при консультировании, проявляется в сознании клиентов в интервалах между занятиями, а также в периоды, когда клиенты пытаются помочь себе сами после окончания консультирования. В-третьих, основополагающие теории, «питающие» консультирование, и использующиеся в нем воздействия являются психологическими [3]. Действительно, специалисты по социальной работе никогда самостоятельно не принимают решение за своих клиентов, поэтому при помощи консультирования показывают семье, воспитывающей детей с ограниченными возможностями способы и пути решения проблем, а они уже сами выбирают эти способы и пути, тем самым помогают себе сами.

Обращаясь к определению консультирования, предложенному К. Роджерсом как процессу, адресованному в первую очередь тем, кто страдает от определенного психологического напряжения и психологической неприспособленности [4], можно семью, воспитывающую детей с ограниченными возможностями, отнести к той группе людей, которым необходима помощь по снятию психологического напряжения и психологическому приспособлению в обществе, так как мы видим огромное количество проблем в данной семье, особенно психологического плана.

Саттон и Стюарт (Sutton и Stewart, 1998) отмечают, что консультирование – это двусторонний процесс сотрудничества в рамках поддерживающих отношений, способствующих пониманию клиентом своей проблемы, пониманию необходимости действовать и осуществлять адекватные действия [7]. В этом случае цель специалиста по социальной работе – показать проблему клиенту, так как зачастую родители, воспитывающие детей с ограничениями здоровья, отказываются осознавать остроту проблем и обращаются за помощью к специалисту, не желая самостоятельно решать проблему. В дальнейшем совместная работа специалиста и семьи приносит огромный вклад во внутрисемейные отношения и способствует движению в разрешение проблем.

По определению Британской ассоциации консультирования (ВАС, 1984), под этим термином «подразумевается работа с индивидуумами и их взаимоотношениями, направленная на развитие, поддержку во время кризиса, психотерапию, наставничество или решение проблем. Задача консультирования – предоставить клиенту возможность проанализировать, обнаружить и прояснить способы более удовлетворительной и полноценной жизни». В более позднем документе ВАС отмечается, что о консультативном процессе можно говорить тогда, когда кто-либо, временно или постоянно находящийся в роли консультанта, предоставляет (или соглашается предоставить) свое время, внимание и уважение другому (другим), временно находящемуся в роли клиента. Задача консультирования – предоставить клиенту возможность проанализировать, узнать и прояснить пути к более насыщенной и благополучной жизни [7]. Здесь стоит отметить, что Британская ассоциация консультирования вводит понятие «наставничество», что является основой коучинга, как одного из самых популярных направлений в социальной работе.

Отечественный исследователь Ю.Е. Алешина определяет психологическое консультирование как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Психологическое консультирование ориентировано прежде всего на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, а психокоррекционное или психотерапевтическое воздействие ориентировано в основном на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов. К тому же термин «психотерапия» является международным и в большинстве стран мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами [1].

Научные исследователи А.А. Бодалев и В.В. Столин, изучая психологическое консультирование семей, выявили несколько моделей консультативной помощи семье (педагогическая, медицинская, социальная, диагностическая, психологическая) [5].

Продолжая эту мысль В.В. Лебединский отмечает, что существующие сегодня в мировой практике виды консультативной психологической помощи семье чрезвычайно разнообразны. Они могут различаться ориентированностью работы и характером оказываемой помощи и задач, решаемых специалистами. Эти различия формируют ту или иную модель помощи. Каждая из таких моделей опирается на собственную теоретическую базу и предопределяет используемые методы работы. Все виды помощи являются психологическими в том смысле, что они нацелены на проблемы, вызванные психологическими причинами, и основаны на психологическом воздействии. Так, например, помощь в устройстве умственно отсталого ребенка во вспомогательную школу, казалось бы, не содержит в себе ничего психологического, а относится, скорее, к сфере медицины и специальной педагогики. Однако это не так: во-первых, как правило, объектом помощи оказывается, прежде всего, родитель, который может или остро переживать отставание в умственном развитии своего ребенка, или закрывать на это глаза и сопротивляться переводу ребенка во вспомогательную школу; во-вторых, определение степени и причин умственной отсталости основано на психологических знаниях развития ребенка и требует психологических методов диагностики аномалий развития [2].

Консультирование семьи с проблемными детьми, по мнению В.В. Ткачевой, может осуществляться в следующих направлениях:

  • психолого-педагогическое консультирование;
  • семейное консультирование;
  • профориентированное консультирование.

Психолого-педагогическому консультированию может предшествовать медико-генетическая консультация, которая осуществляется в рамках оказания медицинской помощи семье с детьми, имеющими нарушения в развитии. Главной задачей медико-генетической консультации является определение причин нарушения психофизического развития ребенка и установление возможности дальнейшего рождения в семье здоровых и полноценных детей [6]. Заболевание ребенка очень важный момент для специалиста по социальной работе, так как именно он составляет индивидуальный план работы с семьей, учитывая их особенности и индивидуальность проблем таких семей.

Психолого-педагогическое консультирование и семейное консультирование осуществляются в рамках единой консультативной процедуры. Объединение этих видов консультирования объясняется тем, что главной проблемой, с которой семьи обращаются, являются вопросы, связанные с обучением и воспитанием ребенка с ограниченными возможностями. Однако в процессе психолого-педагогического консультирования возникает потребность в разрешении и многочисленных внутрисемейных проблем. Вопросы, связанные с отношением родителей к дефекту ребенка, к позиции социума (в лице родственников, соседей, знакомых, сотрудников социальных служб и т.п.), с взаимоотношениями внутри семьи и другие, решаются в рамках семейного консультирования [6]. В семье, воспитывающей детей с ограниченными возможностями, помимо внутрисемейных проблем существуют также материальные и нормативно-правовые проблемы. Они также могут касаются взаимоотношений внутри семьи, а также обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями.

В качестве основных задач профориентированного консультирования членов семей выступают:

  • понимание родителями основных целей профессиональной реабилитации их ребенка;
  • формирование адекватных ожиданий относительно прогноза профессиональных перспектив ребенка;
  • формирование единой родительской позиции в отношении оказания помощи ребенку по профориентации и планированию будущей карьеры;
  • повышение психолого-педагогической и профориентационной компетентности родителей;
  • ознакомление с результатами профориентационного психодиагностического изучения ребенка с ограниченными возможностями [6].

Для родителей важно, чтобы их ребенок был счастлив и здоров. Поэтому профориентированное консультирование помогает понять родителям особенности здоровья ребенка с ограниченными возможностями и принятие его особенностей. После того как родители примут индивидуальные особенности ребенка, появится большая возможность ребенку интегрироваться в социум и профориентироваться в дальнейшем будущем.

Процедура консультирования семьи включает следующие этапы:

  • знакомство, установление контакта;
  • определение проблем семьи со слов родителей;
  • психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка с ограниченными возможностями;
  • определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик;
  • оценка результатов диагностики и формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье;
  • определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены;
  • подведение итогов [6].

Очень важно действовать поэтапно только в этом случае консультация будет эффективна и поможет семье, воспитывающей детей с ограниченными возможностями, разрешать проблемы.

Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, включает не только советы и рекомендации, но и технологии консультирования семьи с особым ребенком.

Таким образом, мы видим, что понятие «консультирование» имеет достаточно много трактовок и определений, но несмотря на разные трактовки, целью консультирования является помощь клиенту в решении его проблем.

 

Список литературы

  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс, 2007 – 208 с.
  2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: учеб. пособие. – М.: Академия, 2007 – 144 с.
  3. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб., 2001 – 464 с.
  4. Роджерс К. Консультирование и психотерапия: Новейшие подходы в области практической работы. – М.: Эксмо-Пресс, 2000 – 464 с.
  5. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М.: Педагогика, 1989 – 208 с.
  6. Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. – М: Национальный книжный центр, 2014 – 160 с.
  7. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. Содержание и методы психосоциальной практики. – М.: Академия, 2009 – 192 с.

 

rich_text    
Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст
rich_text    

Комментарии страницы

Комментарии отсутствуют

Добавить новый комментарий:

Для добавления комментариев на этой странице необходимо войти в систему.