Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт педагогического образования и социальных технологий
Кафедра дошкольной педагогики и психологии
Дневник
учебной педагогической практики
студентки 17 группы
Кауновой Антонины Григорьевны
Место прохождение практики: ГКОУ «Тверская школа -интернат №1»
Директор: Мякинникова Нина Владимировна
Руководитель практики: Белова Светлана Николаевна
Тверь 2017 г.
Список специалистов:
- Васенёва Анна Геннадьевна – учитель-дефектолог
- Щебетюк Екатерина Сергеевна – учитель-психолог
- Александра Игоревна – учитель-психолог
- Алексей Викторович – учитель-психолог
- Лабо Родика Степановна – учитель логопед
- Кузнецова Светлана Геннадьевна- учитель логопед
Дата
|
Содержание
|
Анализ, комментарии
|
04.04.17
|
Занятие у дефектолога.
Васенёва Анна Геннадьевна - специалист, занимающийся развитием, обучением и воспитанием детей и подростков с недостатками психофизического развития или со сниженным уровнем познавательных процессов и мотивационной сферы.
Направление работы:
1. Диагностическое: первичное дефектологическое обследование; систематическое наблюдение за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития; проверка соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
2. Коррекционное:
система коррекционных воздействий на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.
3. Аналитическое - проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащихся и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодействия специалистов.
4. Консультационно-просветительское – оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
5. Организационно-методическое – подготовка к заседаниям группы психолого-педагогического сопровождения, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации.
Этапы:
1 этап – Первичное обследование:
диагностика особенностей восприятия формы, величины, цвета, слухового гнозиса; диагностика особенностей внимания и работоспособности; диагностика особенностей памяти; диагностика особенностей мышления.
2 этап – Коррекционно развивающие занятия:
сенсорное и сенсомоторное развитие, формирование пространственно-временных отношений, умственное развитие, формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи.
3 этап – Итоговая диагностика
Каждое занятие включает:
· Упражнения на дыхание, артикуляцию, кинезиологические упражнения, элементы психогимнастики, арт-терапии.
· Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения).
· Задания на обогащение словаря ребенка и развитие связной речи.
· Упражнения на развитие графо-моторных навыков, оптико-пространственного ориентирования.
· Дидактические игры или предметно-практическая деятельность.
Документация:
1. График работы
2. Список учащихся
3. Журнал учёта обследуемых воспитанников
4. Расписание коррекционных занятий учителя- дефектолога
5. Журнал движения воспитанников
6. Журнал учёта консультации
7. Рабочая программа
8. Журнал учета посещаемости занятий воспитанниками
9. Психолого-педагогическое сопровождения воспитанника в рамках ФГОС
Коррекционные занятия у дефектолога проходят в групповой (4 воспитанника) и подгрупповой (2 воспитанника) формах.
Присутствовали на подгрупповом занятии для воспитанников 4-го класса с ЗПР.
Тема занятия: Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия текста и его смысловое понимание.
Во время организационного момента педагогом осуществлялась подготовка детей к занятию, психологический настрой на учебную деятельность. Учитель проводил с детьми пальчиковую гимнастику («Пальчики здороваются», «Колечко»). Затем вспоминали времена года (какие признаки свидетельствуют о том, что сейчас то или иное время года); месяца года (какой месяц за каким следует, назвать последующий или предыдущий названному, какой месяц между двумя назваными). Задания на внимание и память. Задание «Найти 10 отличий». Задание на коррекцию и развитие слухового восприятие. Задание на развитие внимания «Интеллектуальные таблицы». Текст на смысловое понимание. Детям был дан текс, который они сначала прочли сами, затем вслух, разобрали непонятные слова с учителем, отвечали на вопросы учителя и с помощью учителя. Релаксаций – арт-терапия.
|
До начала занятия с детьми Анна Геннадьевра рассказала о специфике работы дефектолога, о направлениях работы, основных этапах, используемых формах, методах работы, ведении документации и о том, что включают в себя занятия с дефектологом.
Методики
Забрамной С. Д., Мамайчук И. И., Векслер Д., Сеген Э.,
Поппельрейтер В.,
Семаго М., Семаго Н., Ахутиной Т.В., Полонской Н. Н., Чередникова Т. В.
Методики Узорова О.В., Нефёдова Е.А. – коррекция и развитие внимания
Методика Холодовой О. А. - развитие познавательных способностей
Методики Глозман Ж.М., Курдюковой С.В., Сунцовой А.В. – развитие мышления, внимания, изучение пространства
Технологии Буракова «Интеллектуальный тренинг»
Методика О. Машталь – коррекция и развитие внимания
Методика Л.Е. Белоусовой- коррекция и развитие памяти
Технология ТРИЗ
Методика Симановского А.Э. - развитие творческого мышления детей
Цель: отслеживание динамики развития обучающегося, определение соответствия выбранных форм, приёмов, методов обучения уровню развития воспитанника.
В рамках занятий используются информационно-компьютерные технологии (компьютерные презентации, интерактивные компьютерные программы)
Утверждается директором учреждения
(по классам)
Прописываются: дата обращения, ФИО воспитанника, класс, причина обращения, заключение обследования и рекомендации к коррекционной работе
(по полугодиям)
Прописываются: класс, ФИО воспитанников, дата зачисления, направление коррекционной работы, форма коррекционной работы, дата выпуска, примечание.
(для родителей, преподавателей) Прописываются: консультируемый, дата обращения, повод обращения, результат и рекомендации
(входят: пояснительная записка - цели, задачи; содержание)
Прописывается: ФИО воспитанника, класс, заключение ЦПМПК, логопедическое сопровождение, дефектологическое сопровождение, психологическое сопровождение.
Индивидуальная форма коррекционных занятий не может осуществляться из-за большого количества учащихся (60) на 1 преподавателя.
Занятие проходило в несколько этапов: организационный момент; гимнастика; задания, подготавливающие ребенка к решению в конце самого сложного задания; релаксация.
В занятии по мере уставания детей также были физминутки, гимнастика для глаз, упражнение для расслабления мышц рук.
Задания проходили в умеренном темпе, но быстро сменяя друг друга. Детям давалось время на то, чтобы вспомнить уже пройденный материал и подумать, как нужно решить задание.
|
05.04.17
|
Занятие у психолога.
Александра Игоревна
Алексей Викторович
Щебетюк Екатерина Сергеевна
Педагоги-психологи осуществляют психологическое сопровождение воспитанников, обеспечивает максимальную социально-психологическую адаптацию в образовательной среде.
Задачи психологического сопровождения ребенка с проблемами развития состоят в следующем:
· определение наиболее адекватных путей и средств коррекционно - развивающей работы с ребёнком;
· прогнозирование его развития и возможностей обучения на основе выявленных особенностей;
· реализация собственно психологической коррекционно - развивающей работы на протяжении всего образовательного процесса.
Направления работы:
1. Психодиагностика: составляется социально-психологический портрет воспитанника; определяются пути и формы оказания коррекционно-развивающей помощи; разрабатываются индивидуальные и групповые коррекционно - развивающих программ.
2. Психокоррекционная и развивающая работа: направлена на создание социально-психологических условий для целостного психического развития детей и коррекции в интеллектуальной, эмоционально-волевой сфере, общении.
3. Аналитическая деятельность: анализ данных диагностического обследования и определение адекватных и эффективных средств и форм психологического сопровождения ребёнка в УВП.
4. Консультирование и просвещение.
В отношении педагогического коллектива - налаживание сотрудничества с педагогами и администрацией учреждения по решению различных задач сопровождения воспитанников.
Консультирование родителей проводится по их же запросу или инициативе психолога, педагогов.
5. Экспертная деятельность по определению и корректировке индивидуального образовательного маршрута.
· постоянное отслеживание (в режиме мониторинга) воспитанников в соответствии с выделяемыми критериями;
· выявление детей группы риска по дезадаптивному состоянию и анализ особенностей предполагаемой дезадаптации;
· изменение, индивидуализация образовательного процесса в зависимости от полученных данных;
· оценка эффективности проведенных мероприятий по взаимному изменению образовательной среды и ребенка.
Диагностический инструментарий: проективные тесты, «Изучение самооценки» Дембо – Рубенштейн, рисуночные тесты.
Документация:
1. Индивидуальные программы занятий (по 20 минут)
2. Групповые программы занятий (40 минут)
3. Календарно-тематическое планирование
4. Конспекты занятий
5. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в рамках ФГОС.
6. Характеристики, которые составляются с классным руководителем на каждого ребенка
7. Информация на состоящих на учете в ПДМ или внутри школы
8. Журнал консультации.
9. Журнал учета проведённой работы
10. Журнал психологического просвещения и профилактики
В кабинете психолога собрано большое количество методического, наглядно-дидактического материала, в распоряжении психологической службы находятся сенсорная и релаксационная комнаты.
Присутствовала на индивидуальном занятии с мальчиком 10 лет.
Во время занятия пока мальчик рисовал, психолог проводил беседу с ребенком, пытался вывести на разговор про некоторые события произошедшие дома.
Присутствовала на групповом занятии для детей 1 класса
В начале группового занятия дети вспоминали временя года, отвечали на вопросы о том, какое сейчас время года, какие признаки об этом свидетельствуют, какие месяцы соответствуют весне. Затем небольшая разминка и далее задания на разнообразных массажных «ковриках». Упражнения на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы. Упражнения строятся с последующим усложнением заданий для развития познавательной деятельности. Задания на развитие словарного запаса (на занятии дети вспоминали добрые слова, и учитель подсказывал новые).
Занятие закончилось в комнате релаксации, где дети расслаблялись и успокаивались.
|
До начала занятия с детьми рассказали о роли педагога психолога в коррекционно- развивающем воздействии на воспитанников, целях, задачах психологической службы школы-интернат, направлениях работы, документации, формы и технологии коррекционно-развивающей работы, отслеживание в режиме мониторинга динамики развития воспитанников.
Психокоррекционная работа осуществляется как в форме групповой, так и индивидуальной деятельности. Выбор конкретной формы зависит от характера проблемы, возраста ребёнка, его желания.
Осуществляется сотрудничество в форме индивидуального консультирования и в ходе психолого - медико-педагогического консилиума.
Информирование родителей о школьных проблемах ребенка;
помощь в организации эффективного детско-родительского общения;
получение доп. диагност. информации от родителей;
психологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьёзных психологических проблем у их ребёнка в связи с серьёзными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.
Для эффективного проведения этой технологии определяется оптимальная периодичность мониторинга, позволяющего своевременно отслеживать возможные изменения образовательной среды и состояния ребенка, осуществляется взаимодействие различных специалистов и педагогов, реализующих внеучебную специализированную помощь.
Также предупредили нас о том, что сложно следовать выбранной программе занятий по развитию тех или иных эмоционально-волевых качеств, из-за неготовности ребёнка к выполнению заданий по причине эмоциональных сбоев, проблем в семье или в его окружении, тогда психолог проводит беседу с ребенком, помогает справиться с эмоциональной нагрузкой. Иногда поставленные программы коррекции и развития приходится менять в зависимости от того в какой сфере развития ребенок отстает больше.
Прописывается:
-заключение пмпк -логопедическое сопровождение -дефектологическое сопровождение -психологическое сопровождение
Разделы:
-дата консультирование -повод обращения -проблемы -результаты
Мальчик очень активен и тревожен. Это занятие было направленно на выработку усидчивости и сосредоточения внимания.
В начале занятий необходимо расположить детей к себе, наладить контакт, настроить на определенную деятельность.
На занятиях очень широко можно использовать подвижные игры с познавательной и мыслительной деятельностью.
Обязательны также дыхательная, глазодвигательная и пальчиковая гимнастика (учет здоровьесберегающих технологий).
|
06.04.17
07.04.17
|
Занятие у учителя-логопеда
Лабо Родика Степановна
Кузнецова Светлана Геннадьевна
Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости и общения.
Задачи коррекционной работы:
|
1. Коррекция звуковой стороны речи: а) постановка, автоматизация и дифференциация звуков; б) формирование фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуко-буквенном анализе, синтезе, в формировании слоговой структуры слова. 2. Исправление ошибок лексико-грамматической стороны речи: а) уточнение активного и пассивного словарного запаса, обогащение его новыми словами; б) развитие форм словообразования и словоизменения. 3. Развитие навыков связного высказывания. 4. Коррекция нарушений чтения и письма.
|
Этапы логопедического воздействия:
1. Диагностический: изучение личного дела воспитанника, собранный анамнез, изучение заключения ЦПМПК, составление логопедического протокола, обследование воспитанника, составление АОП (адоптированная общеобразовательная программа)
2. Коррекционный: проведение с воспитанниками занятий, на которых осуществляется исправление нарушений или поддержание имеющегося уровня развития речи у ребенка при сложных заболеваниях.
3. Оценочный: подведение итогов проделанной работы, анализ полученных результатов, отслеживание динамики развития обучающегося, определение соответствия выбранных форм, приёмов, методов обучения уровню развития воспитанника.
При поступлении ребенка на обследование к логопеду проверяется:
1. Моторика рук
2. Артикуляция
3. Фонематический слух
4. Произносительная сторона речи
5. Интонационная сторона речи
6. Ритмическая сторона речи
7. Лексико-грамматическая сторона речи
8. Письменная речь
На логопункте школы в этом учебном году обучаются 39 детей.
Из них: 1-4 классы – 20 учащихся; 5-7 классы – 19 учащихся. Логопед проводит с детьми индивидуальные и групповые (4 воспитанника), подгрупповые (2 воспитанника) занятия.
В логопедическом кабинете собрано и систематизировано большое количество наглядно-дидактического материала, специальной литературы, имеется компьютер и другие технические средства обучения. Учитель-логопед работает в тесной взаимосвязи с учителями, воспитателями, педагогом-психологом с целью повышения эффективности результатов логопедической работы
Предоставили список различных логопедических технологий, которые используются учителями-логопедами в работе:
1. Технологии формирования и обследования произносительной стороны речи.
2. Технологии формирования слоговой структуры слова.
3. Технологии формирования грамматического строя речи.
4. Технологии формирования связной речи.
5. Технологии обучения грамоте.
Документация:
1. Диагностическая карта техники чтения учащихся
2. Обследование устной речи
3. Анализ результатов обследования учащихся
4. Таблица анализа ошибок письма
|
Нарушения речи у детей с проблемами в развитии носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Наиболее распространенные речевые расстройства у учащихся младших классов и учащихся среднего звена – дефекты звукопроизношения и нарушения устной и письменной речи.
Работа строится на основе собранного материала на воспитанника и сделанных логопедом выводах и составленной им АОП, в форме подходящей для воспитанника по уровню развития. Может быть составлено еще одно заключение в зависимости от динамики развития речевых навыков у воспитанника.
(пальчиковая гимнастика, проба Хеда, Лазаренко И.В.-пальчиковая гимнастика и кинезиология, О. И.Крупенчук)
Продолжительность индивидуальных занятий – 15-20 минут (2 раза в неделю), а групповых – 45 минут.
Вся работа строится с учетом индивидуального развития каждого ребенка.
На логопедических занятиях широко используется компьютерная логопедическая программа "Игры для тигры".. Работа по коррекции нарушений речи проводится с использованием современных педагогических технологий, в том числе инновационных.
Рассказывали про использование данных технологий на занятиях.
Прописываются: список воспитанников; способ чтения (побуквенный, послоговый, словестный, словестно-фразовый); выразительность чтения (выразительное, монотонное); правильность чтения (фонематические, аграмматические, синтаксические, мнемические ошибки); осознанность чтения (самостоятельный пересказ, по вопросам, нарушение смысловой стороны речи); скорость чтения.
(по классам)
Прописываются: список учащихся и нарушение произношения звуков у каждого (с,з,ц,ш,ж,ч,щ,л,р,к,г,п,б,т,д)
Список учащихся; ошибки звукового состава слова (замена согласных, замена гласных, пропуски гласных, пропуски согласных, пропуски слогов и частей слова); ошибки языкового анализа и синтеза (разделительное написание частей слов, слитное написание слов, перестановки, добавления); графические ошибки (замена букв по пространственному расположению, зеркальное письмо букв, общее искажение букв); лексико- грамматические ошибки (нарушение согласных управления); орфографические ошибки.
Список учащихся; результаты анализа в начале и конце года; причины возникновения ошибок (какая функция нарушена), соответственно вид дисграфии и виды ошибок
|
11.04.17
|
Урок физкультуры у 1 класса
Во время организационного момента учитель сосредоточил внимание класса на занятии, успокоил воспитанников и настроил их на целенаправленную деятельность.
Построение класса в шеренгу, поприветствовали учителя, расчет на 1, 2-ой, расчет по порядку.
Затем разминка (под стихотворное сопровождение или рассказ) и упражнения в игровой форме. После дети становятся в круг и проводят игры с мячом на развитие моторики (ловят мяч руками, не прижимая к себе). Упражнения на ловкость и координацию (подбрасывают и пытаются похлопать несколько раз прежде чем словить мяч, снова не прижимая к себе).
Эти упражнения выполнялись воспитанниками по очереди, под контролем учителя. Дети также занимались на тренажерах (по одному, пока весь класс выполняет упражнения вместе с учителем).
В конце занятия – отдых.
На занятии были выбраны фронтальный и круговые способы организации деятельности.
Занятия физкультурой направлены на формирование у детей двигательных умений и навыков, формирование умения владеть своими эмоциями, воспитание дисциплинированности, силы воли; предполагают включение таких упражнений, которые способствуют укреплению здоровья ученика, помогают развивать опорно-двигательную, сердечно-сосудистую, дыхательную системы.
Документация:
1. Журнал посещаемости
2. Журнал продвижения воспитанников
|
В составе класса 9 восспитанников
Продолжительность урока – 40 мин
Занятие проходило в специально оборудованном кабинете с тренажерами.
Фронтальный (выполнение одного и того же упражнения всеми учащимися одновременно)
Круговой (выполнение упражнений учащимися друг за другом)
|
12.04.17
|
Урок с воспитателем у 1 класса
Гальцова Марина Александровна – воспитатель.
Следуя общей структуре занятий в коррекционной школе, воспитатель начал с организационного момента, во время которого детей психологически подготовили к занятию, потом проводилась дыхательная и пальчиковая гимнастика. Затем перешли к основной части урока, вспоминали и закрепляли сказку «Теремок» с слайдовым сопровождением, выведенным на интерактивной доске. Дети вспоминали зверей из сказки, говорили о том, какие еще лесные звери существуют (расширение кругозора). Далее детям зачитывались четверостишья о зверях, и после они должны вспомнить, о каких зверях шла речь, затем воспитанники демонстрировали их по очереди (один показывает, другие отгадывают кто это) – тренировка внимания, слухового восприятия и памяти. По завершении сказки детям было предложено «восстановить разрушенный домик», и они все приступили к лепке из пластилина (катали «бревнышки» между ладошек) и собрали домик. Рефлексия в завершении.
Затем у детей по расписанию была прогулка на улице, во время которой на детской площадке проводились подвижные игры – эстафеты и другие игры.
|
Во время урока между различными заданиями проводились физминутки и глазодвигательная гимнастика.
Задания проходили в ускоренном темпе, быстро сменяя друг друга.
Воспитатель стремилась задействовать в работе каждого воспитанника, обращал внимание на то, чтобы дети, испытывающие большие трудности в обучении, чем остальные не «выпадали» из урока, а также отвечали на вопросы.
Если дети по программе проходят какую-либо сказку, то на это выделяется несколько занятий, в течение которых сначала просматривается мультик, обсуждается и разъясняется, затем прочитывается, и только потом закрепляется – вспоминается, но уже только по отдельным картинкам.
Обычно во время прогулок воспитатель рассказывает детям об окружающей природе – деревьях кустах, которые растут на территории школы.
|
14.04.17
|
Урок чтения у 1 класса
Власова Ольга Евгеньевна – учитель.
Тема урока: «Буква Ю, закрепление»
Урок начался с организационного момента, во время которого осуществлялся психологический настрой детей на учебную деятельность. На подготовительном этапе – дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Затем была объявлена тема урока и началась коррекционно-развивающая работа - основная часть урока. Дети работали со специальными таблицами (разработанными Калининой Л. И.) – отрабатывалась техника, чтение слогов по таблице «Катаемся на горке» (сначала медленно, затем быстро и с разной интонацией) - выразительность чтения.
Дети распределяли буквы на гласные и согласные.
Искали потерянные буквы и вставляли в слово – работали с интерактивной доской.
Использовали счетные палочки в задание: сложить фигуру из 12 палочек (один большой квадрат, разделенный ещё на 4 маленьких), затем убрать 3 палочки, чтобы получилась буква Ю. писали букву Ю по образцу. Закрашивали. Складывали из проволочки. Читали предложения, текст.
После основного занятия, направленного на закрепление полученных знаний и работы с текстом последовал заключительный этап – рефлекция, для создания положительных эмоций.
|
В классе 4 человека имеют инвалидность, один с синдромом Дауна и один имеет аутистические черты.
Организационный момент проводился в стихотворной форме, чтобы мобилизовать внимание ученика. Дыхательная и речевая разминка – подготовка речевого аппарата к правильному произношению.
Работали по карточкам все вместе.
Выходили к доске по очереди и распределяли буквы в синий домик – согласные и красный- гласные.
После 2-4 заданий физминутка, кинезиологическое упражнение «Кулак- ребро- ладонь», «Колечко», глазодвигательная гимнастика.
Чтение слоговое, для того чтобы отстающие воспитанники тянулись за более сильными.
В работе использовались методики Калининой Л. И., Крупенчук И. О., разнообразный дидактический материал. Показали какой дидактический материал еще используется на уроках, также игры, компьютерные программы. (дети очень любят работать с компьютером и интерактивной доской, они сразу активизируются, у них появляется интерес, каждый хочет выйти и выполнить задание). задания повторяются только один раз, чтобы дети научились слушать с первого раза.
Урок строился с учетом индивидуальных особенностей детей: большинство имеет положительную мотивацию к учебной деятельности, однако есть группа детей, которая испытывает трудности в обучении. Эти дети характеризуются неустойчивым, рассеянным вниманием, нарушением зрительного и слухового восприятия, у них также не сформирован речевой аппарат. Для них даются более облегченные задания, если все пишут букву, слоги или слово, то они обводят по контуру, если все складывают букву из палочек, а они эту букву раскрашивают, подчеркивают, обводят в словах.
|
Психолого-педагогический анализ урока
Тема урока: «Буква Г, г. Закрепление»
Цель урока: закрепить знания графического изображения звуков [г], [г’] – буквами Г, г; совершенствовать навык правильного, сознательного, чтения був, слогов, слов, предложений с изученными буквами.
Тип урока: комбинированный
Образовательные, развивающие и воспитательные задачи:
- закрепить навык правильного, осознанного чтения буквы Г; читать слоги разной структуры; продолжить обучение чтению 2-3-сложных слов; составлять предложения из слов, слова из букв; умение правильно и отчетливо произносить и выделять изучаемые звуки; умение различать гласные и согласные;
- формировать правильную артикуляцию и дикцию, соответствующие темпу и ритму речи; развивать фонематический слух и навык проведения звукового анализа слов; совершенствование произношения; развивать наглядно-образное мышление, воображение, внимание, речь учащихся, развивать у обучающихся умение излагать свои мысли в устной форме;
- учить детей сотрудничать, воспитывать самостоятельность, терпеливость, усидчивость, чувство взаимопомощи, самоконтроля, самооценки и интереса к изучаемому предмету.
Класс является классом возрастной нормы. Большинство дети имеют положительную мотивацию к учебной деятельности. Одна есть группа детей, которая испытывает трудности в обучении. Эта группа характеризуется неустойчивым, рассеянным вниманием, нарушением зрительного и слухового восприятия, в классе 4 человека инвалидность, один ребенок с синдромом Дауна. Также у этих детей не сформирован речевой аппарат. Они не держат темп работы класса, отвлекаются, устают. Поэтому урок стоится с учетом индивидуальных особенностей этих детей.
В уроке использовались следующие педагогические принципы: наглядность, доступность, систематичность, научность, последовательность изложения материала, сознательность усвоения учебного материала
Структура урока, спланированные вопросы, задания, практическая деятельность учащихся способствовала их познавательной активности, самостоятельности, развитию творческих способностей.
Объём учебного материала и сложность информации соотнесены с возрастными особенностями и учебными возможностями учащихся класса.
Этапы урока:
- Организационный момент. Подготовка учащихся к работе на уроке: создание эмоционального и делового психологического настроя на учебную деятельность, привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивации. Организационный момент, проведенный в стихотворной форме, позволил мобилизовать внимание учеников, настроить на работу.
- Подготовительная работа. Подготовка речевого аппарата учащихся для правильного звукопроизношения. Дыхательная и речевая разминка способствовали не только подготовке к чтению, но и развитию воображения у детей, привитию навыков выразительного чтения.
- Коррекционно-развивающая работа. Подготовка к восприятию нового материала. Данный этап состоял из 2 подэтапов:
первый – работа с таблицами Калининой Л. И. отработка техники чтения. Коррекция кинестетического восприятия и артикуляционного аппарата
второй – чтение таблиц «Катаемся на горке» - упражнение для преодоления трудностей слияния согласных с гласным. Коррекция и развитие слухового восприятия, логического мышления выполнялась посредством отгадывания загадок, составления слов из букв.
- Основным этапом была работа над новым материалом. Закрепление полученных знаний, работа над текстом.
- Рефлексия. Подведение итогов, на котором была дана оценка работы каждого учащегося. Для создания положительного эмоционального фона, задействования различных анализаторов и активизации творческого потенциала данный вид работы проводился под музыкальной сопровождение.
На уроке сочетались словестно-наглядно-практические способы деятельности учащихся с разными формами мышления. В уроке имеет место связь ранее изученного материала с новым. Путем реализации знаний, создавались проблемные ситуации, которые разрешались путём совместного с учителем разрешения, а также самостоятельного решения при руководящей роли учителя.
На уроке чтения повышение скорости чтения, коррекция грамотности осуществлялась посредством упражнений по методике Зегебар Г. М. «Угадайка» (прочесть звуки, угадать слово); коррекция кинестетического восприятия и артикуляционного аппарата посредством работы с таблицами Калининой Л. И.; использовались элементы арттерапии (на снятие эмоционального напряжения и формирование эмоциональной отзывчивости); коррекция мелкой моторики пальцев рук и интеллекта посредством кинезиологических упражнений – «Кулак- ребро-ладонь», «Колечко», коррекция зрительного восприятия, мышления, памяти в ходе упражнений «Повтори четверостишье с движениями», выполнения упражнения И. О. Крупенчук: сложи фигурки из палочек, выбрать нужные элементы и составить букву Г, найти на рисунке букву Г, обвести в кружок все буквы Г, подчеркнуть такую букву как внизу.
Достижению цели урока способствовали методы объяснения, наглядности – использование мультимедийной презентации всех этапов урока. Урок был построен с учетом здоровьесберегающих технологий – упражнения на снятие напряжения шейно- плечевого отдела по методике В. Ф. Базарного, двигательные физкультминутки, гимнастика для глаз, дозировка заданий и своевременная смена видов деятельности учащихся.
Конспект занятия у дефектолога ( 6 класс)
Тема: «Журналист».
Цель: развитие словестно-логического и абстрактно-логического мышления.
Задачи:
- Образовательные:
- умение устанавливать связи между понятиями;
- совершенствовать развивать навык установления последовательности событий, представленных в цепочке предложений;
- развивать навык установления последовательности событий представленных на серии сюжетных картинок;
- обучать решению логических задач методами индуктивного, дедуктивного и индуктивного умозаключения;
- стимулировать и развивать познавательную активность ребёнка, способность анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Коррекционно-развивающие:
- расширение словарного запаса;
- развивать связную речь;
- развитие зрительного, слухового восприятия и внимания;
- развитие мыслительных процессов
- развитие мелкой моторики, умения правильно держать в руке карандаш, раскрашивать, работать с трафаретом.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к учебе;
- воспитывать культуру поведения;
- воспитывать усидчивость;
- воспитывать умение слушать указания педагога и выполнять их;
Оборудование: тетрадные листы в клетку, карандаши, бланки с парами слов, полоски бумаги с предложениями из рассказа, 4 сюжетные картинки "Друзья помогли", опорные схемы логических задач.
Ход занятия:
- Организационный момент:
Здравствуйте, дети! Как у вас дела, какое у вас настроение? А вы знаете кто такой журналист? Это человек, который пишет статьи в газетах и журналах, снимает репортажи для телевидения о произошедших в мире событиях.
Сегодня мы все с вами будем журналистами. Для газеты нужно написать статью - это небольшой рассказ о случившемся. У меня есть подходящая история в картинках. Но чтобы их получить, нужно сделать несколько заданий. За задания вы будете получать конверт с картинкой. Когда соберете их все, сможете узнать, какая история приключилась с одним мальчиком. А сейчас.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Улыбнёмся соседу справа,
Улыбнёмся соседу слева.
Сядет тот, кто готов начать урок.
Пальчиковая и артикуляционная гимнастика:
«Кулак-ребро-ладонь» - Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно
«Ухо-нос» - Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот
«Лягушка-слон» Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.
«Рыбка» Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
«Качели» Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
- Основная часть:
Упражнение "Графический диктант".
Дети берут карандаш и, начиная с отмеченной точки, выполняют указания учителя сначала под диктовку (чертят линии по клеточкам в указанном направлении).
2 клеточки вправо. 1 вверх. 2 вправо. 1 вверх. 1 вправо. 6 вниз. Внимание! 10 направо. 4 вверх. 1 налево. 12 вниз.
Теперь усложним задачу. Буду показывать направление и количество клеточек жестами молча. Одной рукой показывает количество клеточек, другой направление. Начинают с того места где остановились.
2 налево. 1 вверх. 1 направо. 3 вверх. 2 налево. 4 вниз. 2 налево. 1 вверх. 1 направо. 3 вверх. 4 налево. 4 вниз. 2 направо. 1 вверх. 1 направо. 3 вверх. 2 налево. 4 вниз.
Дальше продолжим вслух.
2 налево. 1 вверх. 1 направо. 9 вверх. 2направо. 2 вверх.
На что похож рисунок, что получилось? Сравни с образцом, ты все сделал правильно? Молодцы, вы получаете первый конверт с картинкой.
Упражнение «Найди лишнее слово»
Читается серия слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Предложите ребёнку определить слово, которое является "лишним".
- СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ
- ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ
- ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША
- МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ
- ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА
- ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА
- ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА
- МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ
- БЕРЁЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА
- КНИГА, ТЕЛЕВИЗОР, РАДИО, МАГНИТОФОН
Молодцы. Вы хорошо постарались и получаете следующий конверт.
Упражнение "Составь рассказ"
Прочитай предложения на полосках бумаги. Расставь их по порядку, чтобы получился рассказ.
- Набежали тучи. Пошел дождь. Выглянуло солнце. Появилась радуга.
2. Прошло жаркое лето. Наступила осень. Птицы улетают на юг. В лесу стало тихо.
3. Жабы откладывают в воду икру. Появляются головастики. Головастики становятся жабами. Жабы выходят из воды и живут на суше.
Молодец. Ты справился с заданием. Правильно определил порядок предложений и заслужил конверт.
Игра «Самый внимательный»
Дефектолог: Прежде чем продолжить немного отдохнем и отвлечемся. Сыграем в игру "Самый внимательный". Я буду называть части лица: нос, ухо, лоб. Вы их показываете. Я буду выполнять вместе с вами. Но слушайте внимательно. Я постараюсь вас запутать.
Упражнение «Логические задачи»
Продолжим. Осталось получить последний конверт. У меня есть для вас пара задачек. Послушай внимательно и ответь на вопросы:
- Маша и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в журнале, а другая девочка - в книжке. Где рассматривала картинки Нина, если Маша не рассматривала картинки в журнале?
- У Егора и Алены живут дома животные. У Алены попугай и канарейка, а у Егора собака и кошка. У кого из детей живут дома птицы.
- У Саши телефон большой и черный. У Нины телефон большой и красный. Что в этих телефонах одинаковое? разное?
- Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал собаку, а другой - машину. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал собаку?
Для решения задач используются опорные схемы, на которых ребенок может провести линии между предметами.
Ребенок получает 4 конверт с картинкой.
Работа с сюжетными картинками
Молодец, ты собрал все картинки, и ты сможешь узнать историю. Разложи картинки по порядку и восстанови последовательность событий. Посмотри внимательно. Ты правильно разложил картинки?
Теперь ответь на вопросы:
-
Назови время года на картинке?
•Придумай имена персонажам.
•Что делали ребята?
•Куда побежал этот мальчик?
•Что с ним произошло?
•Правильно ли поступил малыш?
•Как ребята спасли друга?
Что же случилось с детьми. Составь рассказ.
Для твоей статьи нужен заголовок. Выбери наиболее подходящий:
•«Малыш в беде»
•«Друзья помогли»
•«Зимние забавы»
Вспомните, чем мы сегодня занимались. Что вас не удалось сразу? Как вы думаете почему? Что у вас получилось? Что вас больше всего понравилось? Кто такой журналист?
Рефлексия: (оценивание учениками собственной работы на уроке, понравился или не понравился урок) используются картинки: солнышко, солнышко с тучкой и тучка. Дети украшаю поляну этими картинками, оценивая урок.
Конспект занятия у психолога (4 класс)
Тема: «Развивающие игры»
Цель: развитие и закрепление познавательных процессов и эмоционально волевой сферы в процессе игры
Задачи:
- Образовательные:
- определять основные группы, особенности предметов соотносить слова и предметы в одну группу по общему признаку, разделять предметы и слова на группы по определенным признакам;
- развитие ловкости, быстроты, точности движений;
- расширение словарного запаса
- Коррекционные:
- стимуляция развития мышления и мыслительных операций;
- развитие пространственных отношений;
- коррекция зрительного восприятия;
- развитие самоконтроля, внимания;
- развитие переключаемости произвольного внимания;
- развитие продуктивности в устойчивости внимания.
- Воспитательные:
- сплочения учащихся;
- воспитание усидчивости и умения выполнять указания учителя;
- создание положительного настроя на предстоящую деятельность;
Оборудование: мяч, листы бумаги в клетку, карандаши, карточки к заданиям, набор картинок с схематическим изображением эмоций, комплект карточек
Ход занятия:
- Организационный момент:
Психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте все встанем в круг и поприветствуем друг друга и скажем несколько приятных слов. Скажите, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие? (Ответ детей).
Давайте представим, что сейчас утро, как обычно утром здороваются люди? А как днём? А если бы это был вечер? (дети отвечают сами или с подсказкой психолога)
Сегодня мы поиграем в подвижные игры.
Упражнение «Передай мячик»
Сидя в кругу лицом друг к другу воспитанники должны как можно быстрее передать мячик, не уронив его. Потом дети встают в круг спиной и передают мяч из рук в руки затем спиной к центру, убрав руки за спину. И в завершении с закрытыми глазами передают мячик.
Упражнение «Графический диктант»
Выполнение задания под диктовку психолога. И по окончании работы детям нужно отгадать загадку.
2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 5 клеток влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх.
Загадка: кашу варим в ней и суп. Будут сыты все вокруг (кастрюля).
Упражнение «Решите логические задачки»
Задача 1. Двое мальчиков играли в шашки 2 часа. Сколько часов играл каждый мальчик? (Ответ: 2 часа)
Задача 2. Можно ли бросить мяч так, чтобы он пролетел некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении? (Ответ: Можно, если бросить мяч вверх)
Задача 3. На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? (Ответ: 3 стакана)
Задача 4. Алёша идёт в школу 5 минут. Сколько минут от потратит, если пойдёт в школу вместе со своей сестрой? (Ответ: 5 минут)
Задача 5. Шли 7 стариков, у них 7 посошков, на каждом посошке 7 сучков, на каждом сучке 7 узелков, на каждом узелке 7 пирогов, на каждом пироге 7 поробьев, на каждом воробье 7 хвостов. Сколько было стариков? (Ответ: 7 стариков)
Задача 6. Наступил дождливый январь. Сначала зацвела 1 яблоня, а потом ещё 3 сливы и 2 вини. Сколько всего деревьев зацвело? (Ответ: Зимой деревья не цветут)
Задача 7. У животного 2 пары ноги, 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 ноги сзади. Сколько всего но у животного (Ответ: 4 ноги)
Упражнение «Распределить по группам»
Дети получают комплект картинок, и дается задание разложить эти картинки по группам, каждой группе дав название.
Глазодвигательная гимнастика:
«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Упражнение «Коврик»
Рассмотреть внимательно коврик, расположенный на левом рисунке. И нарисовать на коврике справа точно такие же узоры, как и на коврике слева.
Упражнение «Составь предложение из букв»
В таблице написана скороговорка. Ниже дан ключ. Если идти стрелками, то можно расшифровать её. (Правильный ответ: «У Сашки в кармашке шишки да шашки»)
Упражнение «Шифровка»
Используя предложенный ключ, надо расшифровать шифровку, в которой зашифрована пословица о труде (Труд человека красит, а лень портит)
Упражнение «Угадай эмоцию»
Нас толе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая её остальным. Задача ребёнка – узнать эмоцию и изобразить её с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
На первых порах взрослый может помочь ребёнку.
Остальные дети-зрители должны отгадать, какую эмоцию изображает ребёнок, что происходит в его мини сценке.
Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
Стоящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (По очереди)
Рефлексия (Каждый высказывает, что ему понравилось в занятии) затем включается успокаивающая, раслабляющая мелодия и дети представляют что-то приятное.
Конспект урока чтения в 1 классе
Тема: «Знакомство с буквой Т»
Комбинированный урок
Цели: Познакомить восспитанников с новыми звуками Т, Т’ буквой Т, т и научить правильно произносить звуки, соотносить данные звуки с буквой.
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить и научить правильно произносить звуки [Т], [Т’], соотносить с буквой Т, т;
- сформировать правильное, осознанное чтение буквы Т, т в слогах и словах, научить находить и отличать от других букв.
- Коррекционно- развивающие:
- развитие фонематического слуха и навыков проведения звукового анализа слов;
- развивать наглядно-образное мышление, воображение, речь учащихся;
- развитие зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес у учебе и предмету;
- воспитывать активность и инициативность при выполнении заданий;
- воспитывать культуру поведения;
- воспитывать доброжелательное отношение к другим учащимся;
- учить детей сотрудничать, воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование: слоговые карточки, карточки с буквами, два мешочка (один мягкий, другой твердый), две буквы Т (1-синяя, 2-зеленая), картинки для рефлексии (солнышко, солнышко с тучкой, тучка).
Ход урока:
- Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Настрой воспитанников на учебную деятельность.
Встаньте ровно и красиво.
Прозвенел уже звонок
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
(Дети садятся за парты)
Будем мы читать, трудиться,
Чтоб заданья все решить
Нам друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
- Подготовительный этап.
Объявление темы и цели урока:
Сегодня на уроке мы повторим буквы, которые мы с вами уже знаем, почитаем слоги слова и отправимся на День рождения к новой букве Т. Чтобы нам легко говорилось и читалось, проведем дыхательную и артикуляционную зарядки.
Артикуляционная и дыхательная зарядки.
Жил – был язычок. Надоело ему сидеть в темном домике. Вышел язычок на улицу и стал лопаточкой … горочкой. Вдруг подул сильный ветер (лопаточка – подуть по середине языка, отрывисто, потом долго).Желобок…Подуть в желобок, отрывисто, долго. Язычок спрятался в домике, лёг спать. Выспался язычок стал делать зарядку. Стал подниматься за верхние зубы, потом опускаться за нижние. Попрыгал, решил почистить зубки. Сделал зарядку и решил снова выйти на улицу. Посмотрел направо, посмотрел налево. Нашел –улыбочка, трубочка… Погулял язычок – опять пошёл домой и закрыл обе дверцы.
Чудо – нос.
(После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание.)
Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо,
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание…
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим: глубже, шире.
-
Повторение: (А сейчас повторим все изученные буквы)
-
Игра «Полубуковка»: (Цель: закрепить знания о графическом виде буквы)
Показывается только часть уже изученных букв, остальная часть остается недописанной. Дети должны узнать и после того, как буква будет названа, один их учеников выходит к доске и дорисовывает недостающую часть буквы.
А, Б, К, М, Е, Д, В, И
-
Игра «Буквы разбежались»: (Найдите гласные буквы, чтобы получилось слово)
Д…Б, С…Р, З…МА, М…К, Л…К, Г…СЬ, Р…С, Д…М, Р…КА
(Чтение слов хором, затем один ученик выходит и вставляет потерявшуюся букву)
-
Игра с мячиком «Я тебе букву, ты мне слово».(Учащиеся по очереди называют слова на предложенную букву).
-
Игра «Покатаемся на горках»: (Прочитайте слоги. Слоги надо читать, проводя рукой по дугам: «поднимаясь на горку», — медленно, выделяя голосом гласные; «спускаясь с горки», — быстро. Сначала ученики читают с учителем. Затем ребенок копирует все действия взрослого (плавное движение рукой по дугам будет соответствовать плавному произнесению прямого слога и помогать детям на первоначальном этапе).
Несколько раз дети «катаются на горке» вместе со взрослым, потом — без него. )
- Упражнение со слоговыми таблицами
- Физкульт-минутка
Дружно трудились,
Немного устали.
Быстро все сразу
За партами встали!
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре! - руки шире.
Пять! - руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть.
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно.
- Изучение нового звука и его автоматизация в слогах и словах
Сегодня день рождения у новой буквы. Хотите с ней познакомится, хотите узнать ее получше! Но к ее приходу сначала нужно подготовиться. Ответьте мне на вопросы:
- Чем отличаются буквы от звуков?
(Звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем)
- На какие группы можно разделить все буквы?
(гласные и согласные, печатные и письменные, большие и маленькие)
- Какие звуки называются гласными? (А, О, И, Э, У, Ы)
- А почему эти звуки называются гласными? (Они называются «гласными», потому что мы поем их голосом и при их произношении во рту нет преград, язычок, губы и зубы не мешают воздуху выходить изо рта свободно)
- А какие звуки живут в буквах буквах К и П? (в букве К живут звуки [К], [К‘], а в букве П [П], [П‘]. Это согласные звуки)
- Почему эти звуки называются согласными? (Потому что эти звуки не умеют петь сами, они соглашаются стоять только рядом с гласными)
- Знакомство с буквой Т и звуками [Т], [Т’]
Вы уже знаете, что согласные бывают твердыми и мягкими. (Учитель крепит на доску букву Т синего цвета)
Возьмите в руки мешочек с синей лентой. Какой он на ощупь? (твердый) В каком домике у нас живут твердые звуки?( в синем- ученик встает и прикрепляет эту букву под синий домик)
С какими буквами дружит твердая Т? (А, О, Э, У)
-
Игра «Услышал – повтори» (Учитель называет слоги, ученики повторяют)
ТА- ТА- ТА
ТО- ТО- ТО
ТУ- ТУ- ТУ
ТЭ- ТЭ- ТЭ
Возьмите в руки мешочек с зеленой лентой. Какой он на ощупь? (мягкий) В каком домике у нас живут мягкие звуки? ( в зеленом- ученик встает и прикрепляет эту букву под зеленый домик)
С какими буквами дружит мягкая Т? (Я, Ё, Ю, И, Е)
-
Игра «Услышал – повтори»
ТЕ- ТЕ- ТЕ
ТИ- ТИ- ТИ
ТЯ- ТЯ- ТЯ
ТЮ- ТЮ- ТЮ
ТЁ- ТЁ- ТЁ
- Игра «Подарки»
Сегодня у буквы Т день рождения. Как мы можем ее поздравить? (подарить подарки )
У нас есть картинки с изображением различных предметов, только помните, что звуку [Т] можно дарить предметы, название которых начинается со звука [Т], а звуку[Т‘] со звука [Т‘]. (Учитель показывает картинки, ученики называют предмет, определяют куда отнести то или иное слово, выходят по одному и крепят к разным домикам – синему и зеленому.)
Изображения: тыква, тюльпан, тележка, тарелка, танк, тигр, торт.
-
Игра «Назови обратный слог» (учитель называет прямой, ученики обратный)
ТА- АТ; ТЕ- ЕТ; ТИ- ИТ; ТУ- УТ; ТЫ- ЫТ; ТО- ОТ; ТЮ- ЮТ; ТЯ- ЯТ
-
Пальчиковая гимнастика: «Колечки», «Кулак- ребро- ладонь».
-
Задания по карточкам: (Детям раздаются карточки с заданием, которое они выполняют.)
- Обведи в кружок все буквы Т:
К П Т Г Н Г Т П Г
Т П К Н П Т Г К Т
- Допиши букву Т:
- Зачеркни две букву отличающуюся от остальных:
Т Т Г Т Т Т Т Г Т Т Т
- Задание «Напиши по образцу»
- Задание «Где находится звук [Т]»
- Глазодвигательная гимнастика:
Посмотреть влево- вправо.
Посмотреть вниз - вверх
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз
Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз,
Повторить 2 раза
- Автоматизация звука [Т] в чистоговорка:
ТА — ТА — ТА — ЖИЛИ-БЫЛИ ДВА КИТА
ТА — ТА — ТА — В НАШЕМ ДОМЕ ЧИСТОТА
ТЫ — ТЫ — ТЫ — МЯСО СЪЕЛИ ВСЁ КОТЫ
ТЫ — ТЫ — ТЫ — СОБИРАЛИ МЫ ЦВЕТЫ
ТО — ТО — ТО — ОДЕВАЮ Я ПАЛЬТО
ТО — ТО — ТО — МЫ ИДЁМ ИГРАТЬ В ЛОТО
ТУ — ТУ — ТУ — Я КОСИЧКИ ЗАПЛЕТУ
ТУ — ТУ — ТУ — ПОЛ Я ЧИСТО ПОДМЕТУ
ТОМ — ТОМ — ТОМ — МЫ ГУЛЯЕМ ПОД ЗОНТОМ
ТОК — ТОК — ТОК — МОЙ ВЕСЁЛЫЙ МОЛОТОК
ТОМ — ТОМ — ТОМ — БЕГЕМОТЫ ПОД ЗОНТОМ
ТАК — ТАК — ТАК — Я ДАЮ ТЕБЕ ПЯТАК
АТЫ — АТЫ — АТЫ — НОВЫЕ ХАЛАТЫ
АТЫ — АТЫ — АТЫ — МЫ ЕДИМ САЛАТЫ
Рефлексия: (оценивание учениками собственной работы на уроке, понравился или не понравился урок) используются картинки: солнышко, солнышко с тучкой и тучка. Дети украшаю поляну этими картинками, оценивая урок.