1. Научные публикации

Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст
1 из 6
РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ В ИГРАХ С ПРАВИЛАМИ 
К. И. Бурина, студентка IV курса ОФО 
ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», Тверь 
Научный руководитель – канд. психол. наук, доцент О.О. Гонина 
 
Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит ряд качественных и количественных специфических изменений, которые укрепляют и обогащают коммуникативную сторону жизни детей. Наиболее значимыми для развития общения дошкольников со сверстниками являются игры с правилами, где дети учатся договариваться, выражать свои мысли, обсуждать цель, последовательность игры, роли, учатся разрешать конфликты и мириться. Всё это в должной степени стимулирует речевую активность детей, обогащает их словарь, а, следовательно, делает процесс общения более глубоким, интенсивным, интересным и комфортным пребыванием среди сверстников.  
Проблема формирования дошкольника как субъекта взаимодействиями со сверстниками теоретически и практически значима и актуальна. Многие ученые определяли совместную игровую деятельность дошкольников, как важнейший фактор для развития ребенка и его социализации. В старшем дошкольном возрасте особое место занимают игры с правилами. Их изучением занимались А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.  
Для осуществления проведённого исследования нами были сформулированы следующие задачи: 
  • 1) Проанализировать научную литературу по теме исследования; 
  • 2) Подобрать диагностические методики и провести диагностику уровня развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками; 
  • 3) Разработать и апробировать программу формирующего эксперимента по общению развития детей старшего дошкольного возраста со сверстниками под влиянием игр с правилами, моделирующих различные формы игрового взаимодействия;  
  • 4) Провести обработку и интерпретацию результатов исследования;  
  • 5) Сформулировать практические рекомендации. 
 
В период дошкольного возраста общение со сверстниками видоизменяется и представляется в трех разных формах, отличающихся друг от друга по содержанию и целям общения. Среди них выделяют следующие формы и особенности общения дошкольников со сверстниками: эмоционально-практическую форму, для которой характерно подражание, стремление детей привлечь к себе внимание сверстников, стремление привлекать внимание сверстника к себе. В игровых действиях дети стремятся выразить отношение к сверстнику как к равному себе. Второй формой является ситуативно-деловая, для которой характерна наиболее выраженная привлекательность сверстника по

2 из 6
сравнению со взрослым. На этот период приходится расцвет ролевой игры, когда дети предпочитают играть вместе, а не по одному. Общение в ролевой игре происходит на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений и на уровне реальных отношений, т.е. тех, которые существуют за пределами разыгрываемого сюжета. И также выделяют внеситуативно-деловую форму, для которой характерно возрастание числа внеситуативных контактов. [2] 
Игра с правилами – это особая группа игр, специально созданная народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Игра с правилами является групповой или парной игрой, в которой действия участников и их взаимоотношения регламентированы правилами, обязательными для всех играющих. [6] 
Все детские игры условно можно разделить на творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) и игры с правилами. Игры с правилами в свою очередь делятся на дидактические (настольно-печатные, игры с предметами, словесные) и подвижные (игры малой, средней, большой подвижности; игры с движениями, игры с предметами). 
Дидактические игры – многоплановое, сложное педагогическое явление, игровой метод обучения детей дошкольного возраста, форма обучения, средство всестороннего развития личности. [5] 
Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила в игре разные: одни из них определяют характер игровых действий и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими, помогают детям обсуждать сюжет игры, распределять роли. Все это влечет за собой развитие общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. 
Большинство игр с правилами направлено на коллективное взаимодействие, в котором встречаются два рода отношений. Первый соревновательного типа (между командами, партнерами, имеющими прямо противоположную цель, где один будет победителем, а другой проигравшим, и отношения подлинного сотрудничества). Участие в коллективной деятельности помогает ребенку планировать свою деятельность, учиться обговаривать и договориться со сверстниками по поводу правил, ролей и сюжета. Игры с правилами помогают дошкольникам укреплять социальные связи, способность стремиться к совместной деятельности, сотрудничать. [3] 
Д. Б. Эльконин выделял среди игр с правилами те, в которых есть двойная задача. В таких играх ребенок по собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удается. В реальной жизни подобные ситуации случаются редко, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога. В играх с правилами легче воспитать у дошкольников взаимопомощь, дружескую солидарность, развить их коммуникативные навыки. [7] 
Игры с правилами помогают каждому участнику сравнить свои действия и их результаты с действиями и результатами других. Дошкольники учатся самостоятельно оценивать свои действия и действия окружающих, что

3 из 6
благоприятно сказывается на их самооценке. А дети с высокой самооценкой легче устанавливают контакты с группой сверстников. 
По мнению М. В. Бухарской, в игре с правилами ребенок учится полноценному общению с группой сверстников, учится подчинять свои желания правилам игры, согласовывать свои действия с желаниями и действиями с товарищами по игре, полноценно развивает все психические процессы. [1] 
В игре с правилами активно развивается речь. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. 
 
На основе вышесказанного была составлена программа формирующего эксперимента. Для диагностики уровня общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками на констатирующем этапе были выбраны две методики: методика «Рукавички» Г. А. Цукермана и диагностика развития общения детей со сверстниками И.А. Орловой и В.М. Холмогоровой. 
Исследование проводились на базе МБДОО №140, г. Твери в старшей группе. В исследовании принимали участие 20 детей.  
 
Для изучения отношений детей со сверстниками и их коммуникативных навыков была выбрана методика «Рукавички», автора Г. А. Цукермана.  
Методика проводилась в виде игры. Детям было предложено разбиться на пары, и каждой паре предлагалась пара вырезанных из бумаги рукавичек с не закрашенным узором. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей. 
Критерии оценивания следующие. Продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках; умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д. Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют. Взаимопомощь по ходу рисования. Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.). 
Так, из двадцати детей высокий уровень показали четырнадцать детей (70%), средний уровень показали пять детей (25%) и низкий уровень показал один ребенок (5%). Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что в старшей группе коммуникативные навыки и умение договариваться друг с другом у детей сформировано в той или иной мере, соответствующей их возрасту. Большинство детей могут выполнять парную работу, договариваясь, находить общее решение. 

4 из 6
Для диагностики развития общения детей была выбрана методика, разработанная И.А. Орловой и В.М. Холмогоровой.  
Данная методика представляет собой метод наблюдения, который является незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских отношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях.  
Цель: выявить уровень сформированности коммуникативного навыка у детей старшего возраста.  
Показателями общения детей со сверстниками служат такие параметры общения как интерес к сверстнику, инициативность, чувствительность, просоциальные действия и активная речь.  
По критерию интерес к сверстнику было выявлено, что все дети обращают внимание на сверстника, заинтересованы в общении и общей деятельности с ним. 
По критерию инициативность был выявлен уровень стремления ребенка привлечь внимание сверстника к себе такими действиями, как, вовлечение в совместные действия, просьба выполнять общую деятельность вместе, предложения о вступлении в игры. 
По критерию чувствительность (активность) было выявлено стремление ребенка к взаимодействию со сверстником, желание действовать совместно, способность реагировать на воздействия сверстника и отвечать на них, наблюдение за действиями сверстника, стремление подстроиться под них. 
По критерию просоциальные действия было выявлено умение ребенка делиться игрушками со сверстниками, играть вместе, слушать друг друга, отвечать и задавать вопросы, соглашаться, отстаивать свою позицию и принимать другую.  
По критерию средства общения были выявлены средства, которыми ребенок пользуется для вовлечения сверстника в совместные действия. Такими показателями являются активная речь и экспрессивно-мимические действия. 
Все обнаруженные параметры общения со сверстниками были оценены в следующей последовательности:  интерес = 1 баллу; инициативность = 2 баллам; чувствительность = 2 баллам; просоциальные действия =1 баллу; 
средства общения: экспрессивно-мимические = 1 баллу; активная речь = 4 баллам. 
Высокий уровень общения со сверстниками показали тринадцать детей (65%), средний уровень показали пять детей (25%) и низкий уровень показали двое детей  (10%). Баллы суммировались исходя из предложенных в методике критериев, таких как интерес к сверстнику, инициативность, чувствительность, просоциальные действия и средства общения (экспрессивно-мимические и активная речь). 
По данным, полученным на констатирующем этапе, можно сделать вывод о том, что старшие дошкольники активно ориентированы на общение и совместную деятельность со сверстниками в играх с правилами. Но недостаточно сформированное умение подчинять своё поведение правилам

5 из 6
игры, недостаточно развитое умение доброжелательно общаться со сверстниками, прислушиваться к их мнению, и не очень высокая ориентация на сверстника как партнера, не позволяет дошкольникам полноценно проводить эффективное взаимодействие.  
После апробирования полученных результатов на констатирующем этапе, из двадцати обследуемых детей, нами были выбраны десять. Нами были разработаны конспекты занятий, направленные на развитие общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в играх с правилами. Конспекты занятий включали в себя упражнения и игры, способствующие развитию коммуникативных навыков, умению работать в парах, общаться со сверстниками в играх. Занятия проводились три раза в неделю на протяжении месяца. 
После месяца занятий нами была проведена повторная диагностика для выявления промежуточного уровня развития общения.  
Результаты показали, что у контрольной группы, с которыми занятия не проводились, результаты остались неизменны, а у детей из формирующей группы результаты стали выше. 
Так, промежуточная диагностика «Рукавички» показала следующие результаты: высокий уровень показали 17 детей (85%), средний уровень показали 2 детей (10%) и низкий уровень показал 1 ребенок (5%). 
Промежуточная диагностика развития общения детей по методике И. А. Орловой и В. М. Холмогоровой показала следующие результаты. 
Высокий уровень общения со сверстниками показали пятнадцать детей (75%), средний уровень показали трое детей (15%) и низкий уровень показал один ребенок (5%). Баллы суммировались исходя из предложенных в методике критериев, таких как интерес к сверстнику, инициативность, чувствительность, просоциальные действия и средства общения (экспрессивно-мимические и активная речь). 
 
Таким образом, мы видим, что на момент промежуточной диагностики, у детей, с которыми на протяжении месяца проводились занятия, уровень общения со сверстниками оказался выше, чем у остальных детей, с которыми занятия не проводили. Можно сделать предположение о том, что по окончании формирующего эксперимента уровень показаний станет еще выше.  
Подводя итог, можно сказать о том, что у детей старшего дошкольного возраста уровень развития общения со сверстниками соответствует возрастной норме. Но проведение занятий повышает уровень их коммуникативных навыков в соответствии с поставленными задачами. Для того, чтобы в старшей группе дети могли работать в парах, выполнять правила игры, договариваться и слушать друг друга, высказывать свое мнение и учитывать мнение сверстника необходимо проводить занятия, активизирующие их знания и умения в области общения друг с другом, развивающие их инициативу и активную связную речь, стимулирующие развитие общения в играх с правилами.  
 
 

6 из 6
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 
  • 1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с. 
  • 2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Психология развития. – СПб: Питер, 2003. – 512 с.  
  • 3. Давидчук, А. Н. Обучение и игра: Метод. Пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 168 с. 
  • 4. Котелевская, В. В. Дошкольная педагогика: развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. Ростов н/Дону, 2002. – 256 с. 
  • 5. Смирнова Е. О. Детская психология. Учебник для вузов. М.: Книга по Требованию, 2016. – 304 c. 
  • 6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 2013. – 361 с. 
 
 
 
 
 
 

rich_text    
Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст
rich_text    

Комментарии страницы