статья

Перетащите для изменения порядка разделов
Загрузка изображения/файла
attachment 33880  
Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст

Лебедева Алёна Игоревна,

студентка II курса ОФО ИПО ТвГУ, г. Тверь

e-mail: lebedeva.ale@mail.ru

Соболева Дарья Валерьевна,

студентка II курса ОФО ИПО ТвГУ, г. Тверь

e-mail: daria100296avatar@mail.ru

 

 

СВЯЗЬ МЕЖДУ УРОВНЕМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И УРОВНЕМ ОПТИМИЗМА И АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ

 

Аннотация. В данной статье представлены результаты исследования уровня стрессоустойчивости и его связь с уровнем оптимизма и активности. 

Ключевые слова:  стрессоустойчивость

 

Введение

           Важнейшим компонентом психического здоровья личности является стрессоустойчивость - способность противостоять стрессу, самостоятельно преодолевать проблемы, возникающие на пути ее духовного роста и физического самосовершенствования. В этой связи формирование стрессоустойчивости является важным условием сохранения психического здоровья.
Актуальность проблемы формирования стрессоустойчивости школьников подросткового возраста и поиск путей предотвращения стрессов в учебном процессе возрастает по разным причинам, среди которых следующие: наличие сложнейших возрастных проблем у подростков (новые отношения со взрослыми и сверстниками, особенности Я-концепции, подростковый пубертат), недостаточная эффективность системы психолого-педагогической помощи и поддержки учащихся с низкой стрессоустойчивостью в условиях школьного обучения; отсутствие в учебной программе занятий по профилактике стрессовых состояний школьников и формированию стрессоустойчивости, как необходимого компонента их здоровья.
         В научной литературе данная проблема отражена в разных аспектах.
Стрессоустойчивость выступает одним из качеств человека, ярко проявляется во взаимодействии с другими людьми и является важной составляющей личностного компонента психологической подготовленности личности студента к социально-педагогическому взаимодействию со школьниками. Социально-педагогическое взаимодействие направлено на оказание помощи школьнику в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. С этих позиций социально-педагогическое взаимодействие рассматривается как целенаправленная, согласованная деятельность педагогов с субъектами, нуждающимися в помощи и специалистами социальных институтов по координации деятельности для разрешения проблем, успешной социализации и личностному развитию субъекта.
         Стрессоустойчивость является одним из показателей социально-педагогического взаимодействия и фактором, характеризующим процесс и результат приспособления студента к выполнению будущей профессиональной деятельности и обязанностей. Она присуща любому человеку, приступающему к какой-либо деятельности. На уровень сопротивляемости стрессу могут оказывать влияние индивидуальные особенности личности студента, обуславливающие и регулирующие его поступки, предопределяющие выбор линии поведения, стиль и образ жизни. Поэтому встает актуальный вопрос о способах обучения студентов правильному использованию резервов психики, самопознанию, повышению способности к гибкому самоуправлению в социально-педагогическом взаимодействии со школьниками.

Понятие «стрессоустойчивость» определяется как:

  • невосприимчивость к эмоциогенным факторам, с одной стороны, а с другой - как способность контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции;
  • способность человека переносить большие физические и умственные нагрузки, успешно решать задачи в экстремальных ситуациях, сохранять здоровье в среде с плохой экологией, и зависящее от функциональной организации головного мозга, которая определяется как его природными свойствами, так и влиянием на него средовых факторов;
  • интегральное свойство личности, которое характеризуется таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной обстановке;
  • «эмоциональная устойчивость».

Студенчество - это период возрастного кризиса - адаптации к новой социальной роли, к новым условиям учебного труда, к новым требованиям, предъявляемым к самоорганизации студентов, к работе личности над собой, основывающейся на новой высокой степени ответственности.

Для студенческого возраста характерно наличие стрессогенных факторов, таких как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде и др. Как показывают исследования Ю. В. Щербатых экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Способность студента сопротивляться воздействиям стресса во многом зависит от особенностей его личностных черт, в частности, от коммуникативных способностей.

          Цель нашего исследования заключалась в изучении связи между уровнем стрессоустойчивости и психологическим типом (оптимизм + активность). Объектом исследования является  эмоциональная сфера личности. Предмет исследования – связь  понимания эмоций дошкольниками  и эмоциональных свойств личности родителей. Гипотеза исследования заключалась в предположении того, что существует связь между уровнем стрессоустойчивости и уровнем оптимизма и активности.

        Методики исследования

       Для диагностики уровня стрессоустойчивости использовался стандартизированный Бостонский тест на стрессоустойчивость. Данный тест разработан исследователями Медицинского центра Университета Бостона, направлен на исследование уровня устойчивости к стрессам у обучаемых [3, с. 252].

         Для диагностики уровня оптимизма и активности использовалась методика оценки оптимизма и активности личности И. С. Шуллера и А. Л. Комуниана (Адаптированный вариант: Н. Водопьянова, М. Штейн). Методика направлена на выявление личностных факторов,  способствующих стрессоустойчивости [4, с. 111].

          Результаты исследования

         По результатам исследования наибольшее  количество   детей  с высоким  уровнем  наблюдается  по  результатам  диагностики  восприятия эмоций  и  идентификации  (по 33%). При этом наблюдается  наибольшее  количество  детей  с  низким уровнем  способности  к  идентификации эмоций  (46%), и  значительный  процент детей  с низким уровнем понимания эмоций  (33%). Способность к  пониманию  эмоций  дети  проявили  в большей  степени  на  среднем  уровне (42%). Структура эмоциональных представлений:   большинство детей со среднем уровнем, что является возрастной нормой,  и составляет 67%.

          По методике «Шкала эмоциональной стабильности - нестабильности (нейротизма) по Айзенку Г.»  один из родителей имеет низкий уровень стабильности, большинство родителей (58%) имеют высокий уровень эмоциональной стабильности. По результатам самооценочного  теста «Характеристики эмоциональности»  - у 54% родителей, что больше половины их числа, значение  по показателю «Длительность  эмоций» от 1 до 2; по показателю «Интенсивность  эмоций» у подавляющего числа родителей  (88%) значение более 4; по показателю «Эмоциональная  возбудимость» у большинства родителей (80%) значения от 2 до 4. По  результатм диагностики с помощью вопросника по эмоциональной экспрессии  - по показателю «Мимика»  у всех родителей средний и высокий уровень; по показателям «Интонация» и «Образность  речи» только у одного человека  низкий уровень;  по показателю «Двигательная  активность»  у 63% респондентов средний уровень;  по показателю «Сбой  речи» у 78%  средний уровень;  по показателю «Темп  речи» 63% - средний уровень, у 30% - низкий уровень; по показателю «Громкость речи» у 63% респондентов –средний уровень и  у  37% - высокий.

        Анализ результатов исследования

       Проведена статистическая обработка результатов исследования. Данным результатов тестирования  эмоциональной сферы детей и их родителей,   выраженным в уровнях – Высокий, Средний, Низкий ,  присвоили  числовые значения -  1, 2, 3 соответственно. Получили две зависимые выборки нормальных метрических величин.  Каждому испытуемому одной выборки (ребенок дошкольного возраста) поставлен в соответствие испытуемый из другой выборки (родитель).  Данные  обрабботаны в  среде Excel с применением процедуры пакета анализа Корреляция. Рассчитаны  выборочные коэффициенты корреляции  Пирсона между всеми парами  метрических переменных  (каждому  из показателей  диагностики детей  поставим в пару показатель диагностики родителя).

         Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что с показателем «Восприятие экспрессии»  коррелируют показатели по шкалам «Эмоциональная стабильность», «Мимика», «Двигательная активность», «Сбой речи», «Образность речи». С показателем «Понимание эмоций» коррелирует показатель по шкале «Образность речи».  С показателями «Идентификация эмоций»   и «Структура эмоциональных представлений» коррелируют показатели по шкалам «Мимика», «Сбой речи», «Образность речи». Во всех случаях выявлена положительная связь, кроме  коэффициента корреляции между переменными «Восприятие экспрессии»  и «Эмоциональная стабильность» он отрицательный, т.е. чем меньше эмоциональная стабильность родителя, тем выше способность ребенка к  восприятию эмоций. Можно отметить что наибольшее влияние на способность детей  к восприятию, идентификации, пониманию эмоций, оказывают особенности эмоциональной сферы родителей по шкалам «Мимика» (3 значимых значения из четырех), «Сбой речи» (2 значимых значения из четырех) , «Образность речи» (3 значимых значения из четырех).  

          Выводы

         Таким образом, гипотеза  нашего исследования подтверждена. Уровень стрессоустойчивости у студентов связан с  уровнем оптимизма и активности. По итогам исследования видно, что студенты обладающие высоким уровнем активности и оптимизма более устойчивы к стрессу, чем студенты с пассивным и пессимистичным типом личности.

 

 

 

 

Список литературы:

  1. ВыготскийЛ.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. Собр. соч., т. 2. – М.: Педагогика, 1982. - 400 с.
  2. Гонина О. О. Влияние особенностей общения между родителями на эмоциональную сферу их детей дошкольного возраста // Концепт. – 2014. – № 03 (март). – ART 14071. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14071.htm
  3. Харченко Л. Н. Проектирование программы подготовки преподавателя высшей школы: Монография. – М.: Директ–Медиа, 2014. – 256 с.
  4. Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. –СПб.: Питер, 2005. – 351 с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).
  5. Апчел В.Я. Стресс и стрессоустойчивость человека / В.Я. Апчел, В.Н. Цыган. – СПб.: Питер, 2009. – 86 с.
  6. Косякова О.О. Развитие эмоциональной устойчивости педагогов.: учебное пособие. Тверь, ТвГУ, 2007. - 167 с.

 

 

rich_text    
Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст
rich_text    

Комментарии страницы

Комментарии отсутствуют

Добавить новый комментарий:

Для добавления комментариев на этой странице необходимо войти в систему.