1 научные публикации

Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст


СВЯЗЬ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ И ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С. О. Абрамова, студентка IV курса ОФО
ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», Тверь
Научный руководитель – канд. психол. наук, доцент О.О. Гонина

Проблемой развития произвольного поведения детей занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные психологи. Так как данная проблема является актуальной.
Изучали аспекты этой проблемы, такие психологи, как Г.М. Бреслав, Л.Ф. Обухова, Е.И. Рогов, В.М. Холмогорова. Они подчеркивали, что в дошкольном возрасте опосредование поведения ребенка образцом взрослого наиболее эффективно происходит в ролевой игре, где резко повышаются возможности ребенка в сфере овладения своим поведением. [1]
Изучив теоретический материал по вопросу о развитии произвольного поведения, можно сделать вывод о том, что ученые подошли к этому вопросу с разных сторон, изучили разные аспекты этой проблемы. Малоизученными остался вопрос о специфике проявления произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста. Поэтому темой исследования стала связь уровня развития сюжетно-ролевой игры и произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста. [2]
Для детей игра составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. [2]
Игра – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причём за годы дошкольного детства, от трёх до шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. Игра выступает как важное средство воспитания.
Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры, а социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Сюжетно – ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Особенностями сюжетно – ролевой игры являются, соблюдение правил и социальный мотив. Игры бывают разных видов, то есть с разным сюжетом. Например, игры с бытовым сюжетом: в «дом», «семья», «праздники», «дни рождения». [3]
Сюжетно - ролевая игра имеет следующие компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом является сюжет, без него нет сюжетно - ролевой игры. Сюжет – эта та сфера игры, сфера действительности, которая воспроизводится ребенком. Также сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. А содержание игры, это воспроизводимая деятельность детьми в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности, и именно в содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых. Роль, также является важным компонентом в сюжетно – ролевой игре. Для ребенка роль – это его игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким – либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Любая роль содержит свои правила поведения, взятые в первую очередь от взрослых. [3]
Сюжетно – ролевая игра влияет на формирование произвольности психических процессов. Произвольность - сознательная саморегуляция поведения, опосредствование своей деятельности (как внешней, так и внутренней). Необходимой предпосылкой для этого является осознание своих действий. В игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше, запоминают больше, чем в ходе, например, занятия. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребёнок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чьё поведение копирует ребёнок. Специфика участия взрослого в сюжетно – ролевой игре, игре с правилом и важнейшее условие её развивающего эффекта состоит в совмещении двух ролей - участника и организатора игры. Но только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли и произвольности в их единстве, которые могут обеспечить действительно развивающий эффект не только в ситуации игры, но и за её пределами. [2]
Таким образом, сюжетно – ролевая игра - это ведущая деятельность в дошкольном возрасте, а главным компонентом является сюжет, так как от сюжета зависит содержание игры и роль исполняемая ребенком в этой игре. Сюжетно – ролевые игры способствуют развитию произвольного поведения, Произвольное поведение - это сознательно контролируемое целенаправленное поведение Важным для развития произвольного поведения являются правила в игре и участие в игре взрослых. [1]
На основе вышесказанного было проведено исследование. Программа диагностики была составлена из трех методик: А. Карстен для диагностики уровня волевой активности детей; Ш.Н. Чхартишвили для оценки степени волевой активности детей; Г. А. Урунтаевой для изучения особенностей сюжетно – ролевой игры. Исследования проводились на базе ДОО №140 в подготовительной к школе группе. Группа составляет 28 человек.
Для диагностики уровня волевой активности детей была использована методика А. Карстен. Где детям предлагалось заложить фишками клетки шахматной доски, доска состоит из 64 клеток. Предоставленные фишки абсолютно непривлекательных цветов (серые и коричневые). В диагностике приняли участия 20 детей старшего дошкольного возраста. Из 20 испытуемых 10 (50%) заполняли фишками доску аккуратно, медленно, фишки выбирали по цветам (сначала брали один цвет, затем другой), фишку положенную неаккуратно обязательно поправляли, в итоге доска была полностью заполнена, то есть цель была достигнута; 7 испытуемых (35%) заполняли фишками доску быстро, не выбирая цвета, но положенную не аккуратно фишку поправляли, в итоге доска была полностью заполнена, то есть цель была достигнута; 3 испытуемых (15%) заполняли доску фишками быстро, не выбирая цвета, но в итоге доска не была до конца заполнена (1 испытуемый не заполнил 3 клетки, 2 испытуемый не заполнили 7 клеток, 3 испытуемый не заполнили 5 клеток)
Таким образом, 17 испытуемых (85%) справились с заданием, достигли цели, а 3 испытуемых (15%) не справились с заданием, не достигли цели.
Для оценки степени волевой активности детей была использована методика Ш.Н. Чхартишвили. Детям был предоставлен альбом из 12 листов. На белой левой стороне каждого листа в центре снизу и сверху расположены два кружка диаметром 3 см. На правой стороне - цветные картинки на всю величину страницы (пейзажи и портреты) Каждый ребенок, листая альбом, мог смотреть только на кружки, на один и на второй, но на картинку ему смотреть было нельзя. Фиксировались зрительные реакции (взглянул, не взглянул на картинку) то есть выполнил или не выполнил требования, или выполнил частично, также фиксировался характер выполнения (старательно, не прибегая к вспомогательным средствам, например заслонение лицо рукой и отворот головы от картинки)
Оценка производилась по 3 уровням: 1 – высший, 2 – средний, 3 – низший. В итоге из 20 испытуемых 15 (75%) имеют 1 уровень, 5 испытуемых (25%) имеют 2 уровень.
После проведения второй методики был сделан анализ полученных данных, который показал, что из 17 (85%) испытуемых, которые справились с заданием и достигли цели при заполнении клеток фишками в методической диагностике А. Карстен, 15 (75%) имеют 1 уровень (высший) волевой активности, а 2 испытуемых имеют 2 уровень (средний). Также 3 испытуемых (15%), которые не справились с заданием, не заложив до конца клетки шахматной доски, тоже имеют 2 уровень волевой активности по методики Ш.Н. Чхартишвили.
Для изучения особенностей сюжетно – ролевой игры использовалась методика Г. А. Урунтаевой. В данной методике использован метод наблюдения. В ходе наблюдения было выявлено, что дети самостоятельно начинают сюжетно – ролевую игру, обсуждают сюжет и правила, распределяют роли. Играть дети могут по группам 5 – 7 человек в игры с разным сюжетом, а также могут играть всей группой в игру с одним сюжетом (в одну игру), например «магазин» или «почта». Дети выбирают продавца, кассира или работника почты и его помощников и т.д. Часть детей могут вести себя агрессивно, если не получили роль, которая нравится, а часть спокойно реагирует на сложившуюся ситуацию. Так же не все дети до конца соблюдают правила, что также может вызвать агрессию у части детей Дети развернуто ведут диалог друг с другом в процессе игры. Охотно работают со всем реквизитом, предназначенным для игры. Возникает сложность объединить две или три игры в одну. Например, «магазин», «почта» и «аптека», все это находится в городе и играть можно сразу в три игры, но, как правило, дети выбирают только что – то одно. После проведения данной методики оценка проводилась по 4 уровням развития сюжетно - ролевой игры. Из 20 испытуемых, 5 (25%) испытуемых имеют 2 уровень, 9 (45%) имеют 3 уровень, и 6 (30%) имеют 4 уровень. После проведения третей методики был сделан анализ всех полученных данных, который показал, что дети, имеющие 1 уровень (высший) волевой активности, имеют 3, 4 уровень развития сюжетно – ролевой игры. Дети, имеющие 2 уровень (средний) волевой активности, имеют 2 уровень развития сюжетно – ролевой игры. [4]
Также был сделан анализ всех полученных данных при помощи метода ранговой корреляции Спирмена. Подсчет корреляции показал, что rs = 0,8, данное значение приближенно к 1, то есть уровень развития сюжетно – ролевой игры и уровень волевой активности тесно связаны, а так как «rs» имеет положительное значение, то это прямая связь.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сказать, что активное использование сюжетно – ролевых игр в деятельности детей старшего дошкольного возраста имеет влияние на произвольное поведение детей. Соблюдение правил в игре помогает детям, сосредоточится и в другой деятельности. Обдумывания и обсуждения сюжета игры влияет на воображение, а также усиливаются эмоциональные и волевые проявления. То есть связь произвольного поведения и сюжетно – ролевой игры существует.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре // Дошкольное воспитание. 1995. № 10. С. 64 -70.
2. Проблемы дошкольной игры психолого – педагогический аспект / Ред. Н.Н. Поддьяков, Н.Я. Михайленко. М: Педагогика, 1987. 192 с.
3. Репина Т.А., Гостюхина О. Самостоятельные игровые объединения // Дошкольное воспитание. 1984. № 2. С. 43 – 64.
4. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии М: Академия, 2013. 336 с.

 

rich_text    
Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст
rich_text    

Комментарии страницы