научные публикации

Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст

Формирование представлений о влиянии вредных привычек на организм человека  у детей старшего дошкольного возраста.

Грачёва А. ,студентка 4-го курса Института педагогического образования и социальных технологий ФГБОУ ВО

«Тверской государственный университет»

Научный руководитель  – Копкарёва О.О.,  кандид. биолог. наук , доцент  каф. математического и естественнонаучного образования

 

Главным показателем здорового образа жизни является высокий уровень здоровья, умственной и физической работоспособности, психоэмоциональная устойчивость, способность противостоять разнообразным стрессовым факторам.  Исследования причин заболеваний детей дошкольного возраста в России показали, что большая часть малышей страдает психическими расстройствами, ожирением,  проблемами со зрением, нарушениями со стороны опорно-двигательного аппарата и пищеварительной системы. Все эти проблемы напрямую связаны с образом жизни и с теми или иными привычками [2]. Со многими вредными привычками сталкивается большинство родителей и педагогов ДОО.  Компьютерные игры,  частые просмотры телевизора, увлечение фаствудом, малоподвижный образ жизни, пренебрежение многими гигиеническими процедурами  сильно сказывается на здоровье подрастающего поколения.

Дошкольный период является наиболее благоприятным периодом для формирования представлений о здоровом образе жизни. В этом возрасте идет активное формирование и развитие функциональных систем организма, закладываются основные гигиенические навыки. Одной из составляющих здорового образа жизни являются отсутствие вредных привычек. Многие дети пренебрежительно относятся к своим действиям, не обращая должного на них внимания,  не понимая, что очень многие их привычки сильно могут повлиять на здоровье.  Поэтому каждый ребенок должен иметь представления о последствиях своего поведения, о том, как нужно относиться к своему организму, чтобы не навредить своему здоровью. Целью нашей работы является  разработка и апробирование  программы по формированию представлений о влиянии вредных привычек на организм человека у детей старшего дошкольного возраста.

Вопросы формирования и воспитания  здорового образа жизни детей рассмотрены в работах Н. П. Абаскаловой, Н. М. Амосова, В. К. Бальсевича, И. И. Брехмана, М. Я. Виленского, Г. К. Зайцева, А. Г. Комкова, Г. М. Соловьева, Л. Г. Татарниковой, О. Л. Трещевой и др.  Теоретические основы здоровьесберегающего сопровождения воспитательного процесса в ДОО освещались О.Ю. Толстовой, которая особое внимание уделяет  гигиеническому воспитанию и обучению детей. [1]

На основании теоретического обзора литературы по проблеме исследования и  анализа содержания программы развития в ДОО  было проведено эмпирическое исследование в МДОО «Детский сад № 158» г. Твери. Эмпирическое исследование включало 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

 С целью выявления уровней сформированности представлений о влиянии вредных привычек на организм человека  у детей старшего дошкольного возраста было проведено анкетирование детей. Анкета состояла  из 5 блоков вопросов, посвященных  строению организма,  привычкам человека,  влиянию неправильного питания, не соблюдения правил гигиены, малоподвижного образа жизни на организм человека, о вреде телевизора и компьютера.  В анкетировании участвовали 16 детей старшего дошкольного возраста. При анализе результатов анкетирования было выявлено три уровня  сформированности представлений. Большинство детей показали низкий уровень сформированности представлений о негативном влиянии на организм вредных привычек (63%),  25%  детей имеют средний уровень, Всего лишь 12% детей показали высокий уровень представлений. Многие дети не могут ответить на вопросы о строении организма, его органов  и их функциях, не имеют представлений о том, что такое привычки, не могут объяснить, для чего нужна пища, и чем опасны некоторые продукты питания, не знают назначение некоторых гигиенических предметов (носового платка), не могут объяснить, чем может быть опасен компьютер (телевизор) и мало подвижный образ жизни.

      Одним из способов  формирования представлений у детей о здоровом образе жизни, рекомендуемых ФГОС, является работа с использованием разных форм организации деятельности детей [3]. Поэтому целью формирующего этапа было формирование представлений о собственном организме, его строении, о влиянии вредных привычек на организм человека. С учетом психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста и содержания программы развития для ДОО была разработана и апробирована программа по формированию представлений о влиянии вредных привычек на организм человека  с использованием различных форм организации деятельности детей дошкольного возраста (непосредственно-образовательная деятельность, игра, прогулки, продуктивная деятельность, просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы).

      Одной из главных форм работы с детьми дошкольного является непосредственная образовательная деятельность, в ходе которой, используя различные методы и приемы (словесные, наглядные, игровые),   у детей формировались представления о строении органов, их работе. Например, с использованием наглядного пособия дети вместе с конфетой путешествовали по организму человека, «посетив» различные органы пищеварительной системы. Чтение художественной литературы  (Г. Остер «Вредные советы») позволило выделить  и рассмотреть основные вредные привычки, которые могут быть у человека. Применение дидактических игр «Зеркало», «Можно-нельзя» помогли детям рассмотреть себя со стороны, рассказать о своих привычках, разделить их на полезные и вредные.

      Ведущей в этом возрасте является игровая деятельность, поэтому мы в ходе своей работы использовали сюжетно-ролевые игры. Например, в игре «Художественный салон», где использовались элементы театрализованной деятельности,  дети,  как в музее, рассматривали картинки с изображением органов человека, выбирали себе картинку  и рассказывали, что на ней изображено, для чего нужен этот орган и т.д. Детям предлагалась экспериментальная деятельность, в ходе которой дети узнали о вреде чипсов и пепси-колы. Дошкольники наглядно видели, что происходит в желудке с чипсами, смогли объяснить, почему  кока-колу вредно пить, что происходит со стенками желудка, как это может отразиться на его работе.    

         В режимных моментах была организована продуктивная деятельность. Формированию у детей достаточно точных, устойчивых  представлений способствует применение различных видов продуктивной деятельности (изобразительной, конструирования). Дети рисовали «здоровые» продукты питания и рассказывали, почему нужно есть овощи, фрукты, каши, рыбу, почему такая пища полезна для организма. Аппликация «Платочек» помогала дошкольникам в рассказе о предназначении платка, что может быть, если его не использовать.

     На прогулке  детям предлагались различные подвижные игры. Детей познакомили с играми, в которые играли их мамы и бабушки, говорили о пользе движения  и свежего воздуха для организма. Дети узнали, что во время движения тренируется не только мышцы, но и  сердце, легкие. После прогулки дети  уже четко смогли объяснить, почему малоподвижный образ жизни вреден для здоровья.

       Во время просмотра мультфильмов «Жила–была жизнь»  и «Путешествия Адибу»  дети узнали, какие органы помогают человеку дышать, как устроены глаза, от чего они устают, почему  зубы могут болеть. Герои мультфильмов рассказали, какие питательные вещества необходимы человеку, как переваривается пища,  что такое ферменты и  витамины, для чего они нужны человеку, чем опасны микробы и как  борется  с ними наш организм.

В дальнейшем на контрольном этапе исследования диагностическое исследование позволит оценить  эффективность разработанной нами программы по формированию представлений о влиянии вредных привычек на организм человека у детей старшего дошкольного возраста.

 

                                     Литература

  1. Грач И.С. Здоровье и образование/ Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. - 2002. - №5.-С. 88-91. 
  2. Казначеев, В.П. Здоровье нации - феномен экологии XXI века / В.П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2001. - 194 с.
  3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf. (Дата обращения: 28. 02. 2018)
rich_text    
Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст
rich_text    

Комментарии страницы