1. Научная деятельность

Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст

Александрова Ксения Владимировна,

Ускова Мария Юрьевна,

Дзюба Анна Игоревна,

студентки 1 курса ОФО ИПОСТ ТвГУ

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕГО УРОВНЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

 

Аннотация: в статье раскрывается понятие толерантности, её видов и приводятся результаты эмпирического исследования по изучению общего уровня толерантности у студентов заочной формы обучения с различным стажем работы.

Ключевые слова: толерантность, интолерантность, этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

 

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности и культуры. И такое понятие как «толерантнось» приобретает все большее значение в жизни общества и прочно закрепляется в научно-педагогической литературе.

Развитое толерантное сознание реализуется в уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, оно проявляется в готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, взглядам, обычаям и верованиям [2].

В Декларации Принципов Толерантности этот термин формулируется так: «Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» [1].

Противоположностью толерантности является интолерантность – нетерпимость [5]. Нетерпимость к другим культурам, национальностям, взглядам. В связи с этим выделяют этническую толерантность – способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям и т.д. [6].

На нашей планете множество национальностей и народов и всегда остается важным их понимание, терпимость к друг другу и дружеское взаимодействие, и сотрудничество в различных аспектах жизнедеятельности общества. Исходя из этого, выделяют социальную толерантность - это форма партнёрского взаимодействия между различными социальными группами общества, его властными структурами, когда признаются необходимость такого сотрудничества и уважение позиций сторон. Она направлена на равновесие в обществе и

признаёт право на объединение людей для защиты своих прав и интересов [2].

Так же важно, чтобы каждый человек в отдельности осознавал, как важна толерантность и как важно, воспитывать ёё в себе, чтобы она стала чертой личности - устойчивой психологической структурой.

В этой связи возникает необходимость формирования у подрастающего поколения способности быть толерантным. Особую роль в формировании толерантности у всех обучаемых – от дошкольной до послевузовской образовательной системы – принадлежит, безусловно, педагогам. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения, сущность которого сводится к принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности. На сегодняшний день возникает необходимость воспитание культуры толерантности с первых дней обучения. Толерантность это глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодёжи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях [4]. Поэтому важно, чтобы у самих педагогов было сформировано толерантное отношение.

Цель нашего исследования: проанализировать различия в динамике показателей индекса толерантности у студентов ИПОСТ. Объектом исследования являются студенты заочной формы обучения, имеющие педагогический стаж работы, ИПОСТ. Гипотеза: аргумент различия в показателях уровней толерантности у студентов заочной формы обучения.

Методики исследования

Для диагностики общего уровня толерантности мы использовали экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) [3]. Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции).

Экспресс-опросник «Индекс толерантности» состоит из 22 утверждений и имеете разделение на 4 субшкалы, что позволяет выявить

отношение испытуемых по конкретным видам толерантности. Субшкала «Этническая толерантность» выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала «Социальная толерантность» позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала «Толерантность как черта личности» включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру. Субшкала «Общий уровень толерантности» объединяет все предыдущие и определяет общую оценку (индивидуальную или групповую) уровня толерантности. В исследовании принимали участие студенты заочной формы обучения, с уже имеющимся педагогическим стажем, Института Педагогического образования и социальных технологий города Твери. Всего в исследовании приняли участие 58 студентов-заочников из них 25 человек с педагогическим стажем от 0-5 лет (1 группа), 13 человек с педагогическим стажем от 6-13 лет (2 группа), 6 человек с педагогическим стажем от 11-15 лет (3 группа) и 14 человек со стажем работы более 15 лет (4 группа).

Результаты исследования

По результатам исследования студентов 1 группы было выявлено, что общий уровень толерантности у 2 человек – 100-132 баллов (1 ступень), т.е. они входят в категорию высокого уровня толерантности и обладают выраженными чертами толерантной личности; у 23 человек – 61-99 баллов (2 ступень), т.е. они входят в категорию среднего уровня толерантности, для них характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных (нетерпимых) черт, в одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, а в других могут проявлять интолерантность; низкого уровня толерантности в данной группе обнаружено не было.

По результатам исследования студентов 2 (13 человек) и 3 (6 человек) группы у всех испытуемых было выявлено – 61-99 баллов (2 ступень), что соответствует категории среднего уровня толерантности; высокий и низкий уровень толерантности в данных группах отсутствует.

По результатам исследования студентов 4 группы было выявлено, что у 2 человек – 100-132 балла (1 ступень), т.е. они входят в категорию высокого уровня толерантности; у 12 человек – 61-99 баллов (2 ступень), что соответствует категории среднего уровня толерантности; низкого уровня толерантности в данной группе обнаружено не было.

Анализ результатов исследования

Проведена статистическая обработка результатов исследования.

Сравнив средние показатели результатов экспресс-опросника 4 групп по субшкале «Общий уровень толерантности» количество баллов составило 83 – у 1 группы, 78 – у 2 группы, 77 – у 3 группы, 87 – у 4 группы.

Рассмотрев субшкалу «Этническая толерантность» количество баллов показало, что у 1 группы – 25 баллов (2ступень), у 2 группы – 26 баллов (2 ступень), у 3 группы – 22 балла (2 ступень), у 4 группы – 27 баллов (2 ступень).

Рассмотрев субшкалу «Социальная толерантность» количество баллов показало, что у 1 и 3 группы – по 26 баллов (2 ступень), у 2 группы – 25 баллов (2 ступень), у 4 группы – 29 баллов (2 ступень).

Рассмотрев субшкалу «Толерантность как черта личности» количество баллов показало, что у 1 группы – 30 баллов (2ступень), у 2 группы – 26 баллов (2 ступень), у 3 группы – 29 баллов (2 ступень), у 4 группы – 31 балл (2 ступень).

Рассматривая средние показатели всех четырех групп, мы сделали вывод, что из интерпретации всех основных субшкал экспресс-опросника «Индекс толерантности» уровень толерантности у всех испытуемых держится на средних значениях.

Вывод

Таким образом, средний показатель результатов у студентов по субшкале «Общий уровень толерантности» выявляет средний уровень толерантности, что указывает на возможность проявления как толерантного, так и интолерантного отношения к людям других культур, их взглядов и убеждений. А также субшкалы «Этническая толерантность», «Социальная толерантность», «Толерантность как черта личности» выявляют у студентов категорию среднего уровня толерантности, что позволяет сделать вывод в различных ситуациях толерантное или интолерантное отношение к людям будет зависеть от их действий, поведения и отношения к окружающим.

 

Список литературы:

1. Декларация принципов толерантности от 16 ноября 1995 г.

2. По материалам научно-практической конференции «VI Знаменские чтения»,4 марта 2007 года СурГПУ Туманова Т. М., г. Сургут «О толерантности и ее актуальности для современного социума».

3. Солдатова Г. У., Кравцова О. А., Хулаев О. Е. и др. Психодиагностика толерантности // Психологи о мигрантах и миграции в России: инф. – аналит бюллетень. – М., 2002. – № 4. – С. 59–65.

4. Статья Жаровой Татьяны Михайловны «Актуальность толерантности».

5. Философский энциклопедический словарь. – М.,: Советская энциклопедия, 1983 – 840 с

6. Этнопсихологический словарь – М.:МПСИ. В.Г.Крысько. 1999.

rich_text    
Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст
rich_text    

Комментарии страницы