1.Научные публикации

Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст

Буреева Элина Михайловна,

Студентка 3 курса 31 группы

Институт педагогического образования ТвГУ

 

Роль оценки и отметки в становлении самооценки

младшего школьника.

Ключевые слова: оценка, отметка, самооценка, личность, самосознание, младший школьник, учитель, учебная деятельность.

В современном мире тема становления самооценки является очень актуальной. В настоящее время перед современной школой стоит важная задача, это - формирования самостоятельного человека с активной личностной позицией. Так ребенок в школе становится субъектом учебной деятельности, что невозможно без развития у него объективной самооценки, которая является частью фундамента для дальнейшего самопознания и самообразования. В формировании самооценки младшего школьника огромную роль выполняют  оценочные воздействия учителя. Влияние в формировании самооценки школьников раскрывается в ряде исследований таких как (А.И. Липкина, Л.И. Божович, М. М. Безруких и др.). Которые указывают на необходимость учитывать мотивы школьников к педагогической оценке их поступков, раскрывают сложность отношений школьников к педагогической оценке и переживаний, ею вызванных, подчеркивают преобразующий характер действия педагогической оценки, которая влияет на степень осознания школьником собственного уровня развития.

Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.

Также она является важным показателем развития личности. Которая позволяет человеку делать выбор в разных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей и его характер отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает изменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной. Наиболее благоприятным периодом для становления самооценки является младший школьный возраст, поэтому следует уделить  особое внимание ее развитию в данный период.

У большинства детей младшего школьного возраста, поступивших в первые классы, самооценка завышена.

Исследования показали, что у младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Причем от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция переоценивать себя.

 

Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Все это говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична и имеет тенденцию к устойчивости, постепенно переходит во внутреннюю позицию личности.

 

Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает  выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.

 

Проведенное Д.Б.Элькониным и его группой экспериментальное исследование опиралось на следующие гипотезы:

1) Ранний «Образ Я» появляется в связи с «кризисом семи лет» поскольку к этому возрасту вызревают когнитивные предпосылки для его формирования. Именно в этом возрасте ребенок отходит от непосредственного слитного ощущения себя. Его отношения с самим собой опосредуются.  

2) Ранний «Образ Я» носит скорее предвосхищающий, чем констатирующий и вероятнее ценностно-заданный, чем познавательный характер. [4]

 

Л.С. Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает  складываться самооценка – обобщенное, т.е. устойчивое, вне ситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе.[1, с.15]

Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.

 

Знать самооценку ребенка очень важно для установления  отношений с ним, для нормального общения с другими детьми.

 

Самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности.

 

Безусловно, учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учителю начальных классов необходимо знать и учитывать психологические особенности младших школьников и их индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Школьная отметка была и остается главным критерием работы ученика. Поэтому очень важно отметить влияние школьной оценки и отметки на развитие самооценки ученика.

Оценкой называют процесс сравнения знаний, умений и навыков с теми эталонами, которые представлены в учебной программе. Отметкой является количественная мера оценки, выраженная в баллах. [6]

Школьная оценка непосредственно влияет на становление самооценки ребенка.

Школьники, ориентируясь на оценку педагога, сами считают себя и своих сверстников отличниками, "двоечниками" и "троечниками", хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ученика. У отличников и хорошистов  чаще складывается завышенная самооценка. А у отстающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.[3]

Самооценка детей младшего школьного возраста развивается своеобразно. А.И. Липкина, изучая динамику самооценки в начальных классах, выявила следующую тенденцию.

Сначала дети не соглашаются с позицией отстающих, которая закрепляется за ними в 1-2 классах, они стремятся сохранить высокую самооценку. Большинство детей, если им предложить оценить свою работу, оценят ее более высоким баллом, чем оно того заслуживает.

При этом эти дети ориентируются не столько на достигнутое, сколько на желаемое: «Надоело получать двойки. Хочу хотя бы тройку». «Учительница мне никогда не ставит четыре, а я оцениваю себя на четыре». «Я же не хуже всех, у меня тоже может быть четыре». Нереализованная потребность выйти из числа отстающих, при обрести более высокий статус в классе постепенно ослабевает. Детей отстающих в учении, считающих себя еще более слабыми, чем они есть на самом деле, становится все больше, их количество возрастает почти в 3 раза от первого к четвертому классу. Завышенная самооценка, которая присутствует у детей в начале обучения, резко снижается.

У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безнадежности. Даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях, к негативным последствиям приводят присутствие у детей чувства неполноценности, ущербности, и принятие ими позиции отстающего.[5]

Поэтому процессу оценивания в первом классе учителю следует уделить особое внимание.

Учителю необходимо приложить максимум усилий,  для гармоничного развития самооценки младшего школьника.  Отметки, которые выставляет учитель, должны соответствовать действительным знаниям детей. Ребенку важно не только, какую оценку поставил учитель , но и то, что он при этом сказал. Так же не нужно захваливать хороших учеников, особенно тех, которые достигают высоких результатов без особого труда.  Но необходимо все равно поощрять за небольшие старания учеников, даже если они не такие значительные. Главное, что должно определять отношение учителя к каждому учащемуся (независимо от уровня знаний и индивидуальных психологических особенностей), – это вера в ребенка и его возможности. [2]

Таким образом, можно сделать вывод, что оценка учителя имеет значительное влияние на формирование самооценки младшего школьника и является неотъемлемой составной частью учебного процесса. Проблеме оценки учитель должен уделять особое внимание, так как оценка имеет существеннейшее значение для развития личности младшего школьника.
Посредством оценок учитель воспитывает школьников, влияет на их отношение к учебе, работоспособность и требовательность к себе.  Он развивает их внимательность, настойчивость и прилежание, позволяет по-настоящему оценить свою успеваемость и успеваемость других. Воспитывает в должной мере их самосознание, формирует мотивацию школьников. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем.

Список литературы:

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968.
  2. Бороздина Л.В., Что такое самооценка?// Психологический журнал № 2 2000.
  3. М. М. Ребенок идет в школу: учеб. Пособие/ М. М. Безруких, С. П. Ефимова. – 4-е изд., перераб. – М.: Академия, 2000. – 247с.
  4. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учеб, пособие М., 2000г.

5.Липкина А. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А.И. Липкина, Л.А. Рыбак. – Москва: Просвещение, 1968. – 141с.

  1. Цукерман Г. А. Оценка без отметки / под ред. Г. А. Цукерман. – Москва; Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. – 133 с.

 

rich_text    
Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст
rich_text    

Комментарии страницы