Тематика диссертационных исследований
Кандидатская диссертация: «Эмоциональная нагрузка слова: опыт психолингвистического исследования» (1986 г.)
Докторская диссертация: «Эмоционально-чувственный компонент значения слова: вопросы теории» (2000 г.)
Область научных интересов
1. Исследование естественного метаязыка человека (внутренней грамматики).
2. Психолингвистические проблемы понимания.
3. Проблемы функциональной грамотности/неграмотности и обучения языку.
Участие в международных конференциях и семинарах
1. «Эмоции и познание в контексте межкультурной коммуникации»: XХI Межвузовский семинар «Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения». 20–21 июня 2023 г. М.: МГИМО.
2. «Язык и эмоции: некоторые вопросы методологии исследования»: Семинар Научно-образовательного Центра межкультурных исследований им. А.А. Леонтьева. 28.09.2023. М.: НОЦ МИ.
3. «Беглое чтение, внутренняя грамматика и функциональная грамотность»: «Российская психолингвистика: итоги и перспективы», ХХ Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации, М., 27–28 мая 2022 г.
4. «Жизнь языка в культуре и социуме-8». Москва: ИЯ РАН, РУДН, 28–29 мая 2021 г.
5. 54th Linguistic Colloquium: Linguistic Encoding / Decoding in Global Contexts. Москва: МГПУ, 19–22 сентября 2019 г.
6. Теория речевой деятельности: вызовы современности. XIX Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации, Москва, 6–8 июня 2019 г.
7. XV Березинские чтения «Языковое бытие человека и этноса». – Московский психолингвистический круг, Академия ФСБ РФ, ИНИОН РАН, 25 мая 2018 г., Москва.
8. Международный научный семинар «Языковые процессы в эпоху глобализации», кафедра зарубежной филологии Института гуманитарных наук и управления Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», 22 декабря 2016 г., Москва.
9. Деятельный ум: От гуманитарной методологии к гуманитарным практикам: XVIII Международный Симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Теория речевой деятельности: Практики и эксперимент», 24-26 мая 2016г., Москва.
10. International Scientific-Practical Internet Conference “Contemporary Tendencies in Science and Education: Studies of the Germanic? Romance Languages and Translation”, Национальный университет им. В.О. Сухомлинского, 4 февраля 2015 г., Николаев, Украина.
11. Проблемы информационного общества и прикладная лингвистика: Х международный конгресс международного общества по прикладной психолингвистике. 26–29 июня 2013 г., РУДН–МИЛ–ИЯ РАН, Москва.
12. Летняя школа гуманитарного образования «Актуальные проблемы психолингвистики, теории межкультурной коммуникации и теории перевода», 30 июня – 5 июля 2011 года, Кокшетауский государственный университет имени Ш. Уалиханова, Кокшетау, Казахстан.
13. XII конгресс МАПРЯЛ «Русский язык и литература во времени и пространстве», 10-15 мая 2011 г., Шанхай, КНР.
14. Русский язык как язык межкультурного и делового сотрудничества в полилингвальном контексте Евразии: II-й Международный конгресс, 2009, Астана, Казахстан.
15. XVI международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации, 2009, Москва.
Публикации
1. Эмоциональная нагрузка слова: опыт психолингвистического исследования (монография). Воронеж: Изд-во ВГУ, 1990. 110 с.
2. Эмоциональность слова в индивидуальном лексиконе // Психолингвистические механизмы функционирования слова в лексиконе человека: Коллективная монография. Тверь: Изд-во ТвГУ, 1999. С. 56-74.
3. Эмоционально-чувственный компонент психологической структуры значения слова (монография). Курск: Изд-во КГУ, 2000. 112 с.
4. О «формальной» и «внутренней» грамматике // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология», 2012. № 24. Выпуск 4. С. 96-103.
5. «Внутренняя грамматика» и грамматическая ошибка // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология», 2014. № 4. С. 230–235.
6. Грамматика говорящего: проблемы моделирования // Методология современного языкознания: Порождение и понимание речи. Значение и смысл. Виртуальная коммуникация / Отв. Ред. А.Г. Сонин. М.: ЛЕНАНД, 2016. С. 155-168.
7. Овладение навыками чтения как основа функциональной грамотности носителя языка // Вестник Тверского государственного университете. Серия: Филология. № 4, 2016. С. 53-59.
8. Внутренний метаязык: специфика, функции и возможности моделирования // Функционирование языка в социуме, тексте, индивидуальном сознании / под общ. ред. А.А. Залевской. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2018. С. 158–175.
9. Работа с учебным текстом как средство диагностики читательской компетенции // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. № 2, 2019. С. 121-126.
10. Тверская психолингвистическая школа: значение слова как единицы ментального лексикона, понимание текста, проблемы двуязычия, естественный метаязык (в соавт. с А.А. Залевской, Н.О. Золотовой) // Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966–2021): Коллективная монография. / Научн. ред. И.А. Стернин, Н.В. Уфимцева, Е.Ю. Мягкова. М.: Институт языкознания–ММА, 2021. С. 270–285.
11. Курская группа психолингвистики // Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966–2021): Коллективная монография. / Научн. ред. И.А. Стернин, Н.В. Уфимцева, Е.Ю. Мягкова. М.: Институт языкознания–ММА, 2021. С. 285–292.
12. Путь к функциональной грамотности: внутренний метаязык, его специфика, функции и связь с навыками беглого чтения // Функциональная неграмотность как объект психолингвистики. Монография / Под ред. В.А. Пищальниковой / Пищальникова В.А., Адамова З.Г., Бубнова И.А., Бутакова Л.О., Кружилина Т.В., Мягкова Е.Ю., Степыкин Н.И. М.: «Р.Валент», 2022. С. 129–154.
13. Язык – эмоции – сознание – культура в теории А. Дамасио // Вопросы психолингвистики, 2022. № 4. С. 72–85.
14. Познание, эмоции, культура, язык: вместе или врозь? // Этнопсихолингвистика. Москва: ИНИОН РАН, 2023. № 3 (14). С. 75–89. DOI: 10.31249/epl/2023.03.05