Научные интересы. Публикации. Конференции

Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст

Тематика диссертационных исследований

Кандидатская диссертация: «Эмоциональная нагрузка слова: опыт психолингвистического исследования» (1986 г.)

Докторская диссертация: «Эмоционально-чувственный компонент значения слова: вопросы теории» (2000 г.)

Область научных интересов

1. Исследование естественного метаязыка человека (внутренней грамматики).

2. Психолингвистические проблемы понимания.

3. Проблемы функциональной грамотности/неграмотности и обучения языку.

Участие в международных конференциях и семинарах

XXI Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации в преддверии 90-летия со дня рождения А.А. Леон-тьева и к 90-летию со дня рождения Е.Ф. Тарасова.  Воронеж, 5-7 июня 2025 г.  Беглое чтение и понимание текста – важнейшие условия формирования когнитивных навыков.

Х конгресс Российской ассоциации дислексии. Москва, 21–23 апреля 2025 года. Внутренний метаязык, его специфика, функции, связь с навыками беглого чтения и роль в понимании текста.

МГИМО МИД России. Одинцовский филиал. Факультет лингвистики и межкультурной коммуникации. Международный научно-практический форум «Язык. Культура. Перевод: Цифровые технологии и вербальная коммуникация». 16–17 февраля 2024 года. ВНУТРЕННИЙ МЕТАЯЗЫК: СПЕЦИФИКА, ФУНКЦИИ, ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Язык. Сознание. Коммуникация: методология и гуманитарные практики (вызовы современности). Материалы II Всероссийской конференции с международным участием. Москва, 8–11 апреля 2024 г. Внутренний метаязык, эмоции и функциональная неграмотность.

Язык для специальных целей: система, функции, среда: сборник научных статей X Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию Юго-Западного государственного университета и кафедры иностранных языков. Курск, 23–24 мая 2024 года.

Актуальные проблемы филологии, переводоведения и лингводидактики в контексте межкультурного взаимодействия: II Международная научно практическая конференция. Брянск, БГУ им. Акад. И.Г. Петровского, 24–25 октября 2024 г.  ПОЗНАНИЕ, ЭМОЦИИ, ЯЗЫК, КУЛЬТУРА: РАЗНЫЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ ЖИЗНИ

Международная научно-практическая конференция «СЛОВО И ТЕКСТ: ПОИСКИ СМЫСЛА», посвящённая памяти заслуженных деятелей науки РФ А.А. Залевской и Г.И. Богина. Тверь, 1–2 ноября 2024 г. ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА: ПОДХОДЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ

XХI Межвузовский семинар «Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения». 20–21 июня 2023 г. М.: МГИМО.  Эмоции и познание в контексте межкультурной коммуникации.

Семинар Научно-образовательного Центра межкультурных исследований им. А.А. Леонтьева. 28.09.2023. М.: НОЦ МИ.  Язык и эмоции: некоторые вопросы методологии исследования

3. «Беглое чтение, внутренняя грамматика и функциональная грамотность»: «Российская психолингвистика: итоги и перспективы», ХХ Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации, М., 27–28 мая 2022 г. 

4. «Жизнь языка в культуре и социуме-8». Москва: ИЯ РАН, РУДН, 28–29 мая 2021 г.

5. 54th Linguistic Colloquium: Linguistic Encoding / Decoding in Global Contexts. Москва: МГПУ, 19–22 сентября 2019 г.

6. Теория речевой деятельности: вызовы современности. XIX Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации, Москва, 6–8 июня 2019 г.

7. XV Березинские чтения «Языковое бытие человека и этноса». – Московский психолингвистический круг, Академия ФСБ РФ, ИНИОН РАН, 25 мая 2018 г., Москва.

8. Международный научный семинар «Языковые процессы в эпоху глобализации», кафедра зарубежной филологии Института гуманитарных наук и управления Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», 22 декабря 2016 г., Москва.

9. Деятельный ум: От гуманитарной методологии к гуманитарным практикам: XVIII Международный Симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Теория речевой деятельности: Практики и эксперимент», 24-26 мая 2016г., Москва.

10. International Scientific-Practical Internet Conference “Contemporary Tendencies in Science and Education: Studies of the Germanic? Romance Languages and Translation”, Национальный университет им. В.О. Сухомлинского, 4 февраля 2015 г., Николаев, Украина.

11. Проблемы информационного общества и прикладная лингвистика: Х международный конгресс международного общества по прикладной психолингвистике.  26–29 июня 2013 г., РУДН–МИЛ–ИЯ РАН, Москва.

12. Летняя школа гуманитарного образования «Актуальные проблемы психолингвистики, теории межкультурной коммуникации и теории перевода», 30 июня – 5 июля 2011 года, Кокшетауский государственный университет имени Ш. Уалиханова, Кокшетау, Казахстан.

13. XII конгресс МАПРЯЛ «Русский язык и литература во времени и пространстве», 10-15 мая 2011 г., Шанхай, КНР.

14. Русский язык как язык межкультурного и делового сотрудничества в полилингвальном контексте Евразии: II-й Международный конгресс, 2009, Астана, Казахстан.

15. XVI международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации, 2009, Москва. 

 

Публикации

1. Эмоциональная нагрузка слова: опыт психолингвистического исследования (монография). Воронеж: Изд-во ВГУ, 1990. 110 с.

2. Эмоциональность слова в индивидуальном лексиконе // Психолингвистические механизмы функционирования слова в лексиконе человека: Коллективная монография. Тверь: Изд-во ТвГУ, 1999.  С. 56-74.

3. Эмоционально-чувственный компонент психологической структуры значения слова (монография). Курск: Изд-во КГУ, 2000. 112 с.

4. О «формальной» и «внутренней» грамматике  // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология», 2012.  № 24. Выпуск 4. С. 96-103.

5. «Внутренняя грамматика» и грамматическая ошибка  // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология», 2014. № 4. С. 230–235.

6. Грамматика говорящего: проблемы моделирования // Методология современного языкознания: Порождение и понимание речи. Значение и смысл. Виртуальная коммуникация / Отв. Ред. А.Г. Сонин. М.: ЛЕНАНД, 2016. С. 155-168.

7. Овладение навыками чтения как основа функциональной грамотности носителя языка // Вестник Тверского государственного университете. Серия: Филология. № 4, 2016. С. 53-59.

8. Внутренний метаязык: специфика, функции и возможности моделирования // Функционирование языка в социуме, тексте, индивидуальном сознании / под общ. ред. А.А. Залевской.  Тверь: Твер. гос. ун-т, 2018. С. 158–175. 

9. Работа с учебным текстом как средство диагностики читательской компетенции // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. № 2, 2019. С. 121-126.

10. Тверская психолингвистическая школа: значение слова как единицы ментального лексикона, понимание текста, проблемы двуязычия, естественный метаязык (в соавт. с А.А. Залевской, Н.О. Золотовой) // Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966–2021): Коллективная монография. / Научн. ред. И.А. Стернин, Н.В. Уфимцева, Е.Ю. Мягкова. М.: Институт языкознания–ММА, 2021. С. 270–285.

11. Курская группа психолингвистики // Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966–2021): Коллективная монография. / Научн. ред. И.А. Стернин, Н.В. Уфимцева, Е.Ю. Мягкова. М.: Институт языкознания–ММА, 2021. С. 285–292.

12. Путь к функциональной грамотности: внутренний метаязык, его специфика, функции и связь с навыками беглого чтения // Функциональная неграмотность как объект психолингвистики. Монография / Под ред. В.А. Пищальниковой / Пищальникова В.А., Адамова З.Г., Бубнова И.А., Бутакова Л.О., Кружилина Т.В., Мягкова Е.Ю., Степыкин Н.И. М.: «Р.Валент», 2022. С. 129–154.

13. Язык – эмоции – сознание – культура в теории А. Дамасио // Вопросы психолингвистики, 2022. № 4. С. 72–85.

14. Познание, эмоции, культура, язык: вместе или врозь? // Этнопсихолингвистика. Москва: ИНИОН РАН, 2023. № 3 (14). С. 75–89. DOI: 10.31249/epl/2023.03.05

15. Эмоции: особенности исследования в разных научных парадигмах  // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. № 2 (81), 2024. С. 54–59.

16. The role of proper reading/writing skills formation in understanding text message  //  Linguistic encoding & de-coding in global contexts: Se-lected papers of the 53th lin-guistic colloquium in Moscow 2019. Berlin: Peter Lang GmbH, 2024. S. 175–180. DOI 10.3726/b21340.

17. Беглое чтение и понимание текста – важнейшие условия формирования когнитивных навыков // Теория речевой деятельности – новая парадигма в науке о языке: материалы XXI Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации в преддверии 90-летия со дня рождения А.А. Леонтьева и к 90-летию со дня рождения Е.Ф. Тарасова (Воронеж, 5–7 июня 2025 г.). Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2025. С. 25–37.

18. Внутренний метаязык, его специфика, функции, связь с навыками бегло-го чтения и роль в по-нимании текста // Актуализация логопеди-ческой коррекции. Задачи профессионального сооб-щества: Тезисы докладов Х конгресса Российской ассо-циации дислексии 21–23 апреля 2025 года. М.: НКЦ Образование 2025. С. 67–71.

rich_text    
Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст
rich_text    

Комментарии страницы

Комментарии отсутствуют

Добавить новый комментарий:

Для добавления комментариев на этой странице необходимо войти в систему.