Курсовые работы

Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст

Курсовая работа "Внимание как психическое явление"

Оценка 5
2й курс
Комментарий

Актуальность изучения внимания определяется, прежде всего, практической значимостью, поскольку внимание пронизывает все психические процессы, состояния индивида и является неотъемлемой частью любой его деятельности и, следовательно, именно от развития показателей внимания зависит успешность ее выполнения.
В теории отмечается, что среди всех психических процессов человека внимание занимает особое положение. Связано это, прежде всего, с тем, что в отношении данного психического явления до сих пор не решен вопрос о том, является ли оно самостоятельным познавательным процессом или же его стоит рассматривать как включение в любые другие психологические процессы и деятельность человека. Так, некоторые ученые, такие как Н.Н. Ланге, Н.Ф. Добрынин, В. Вундт, У. Джемс, Дж. Милль и др. утверждают, что внимание не имеет своего собственного содержания и проявляется в каждом психическом познавательном процессе, поэтому и рассматривать его как отдельный феномен не представляется возможным. Другие ученые, такие как А.Г. Маклаков, С.Л. Рубинштейн и др. выделяют внимание, как самостоятельный психический процесс со своими особенностями, несводимыми к характеристикам других познавательных процессов и рассматривают его в контексте относительной самостоятельности и обособленности.
Помимо всего вышесказанного, нет единого мнения в том, к какому классу психических явлений следует относить внимание. Одни считают, что внимание следует отнести к психическим познавательным процессам, другие причисляют его к воле и деятельности, обосновывая это тем, что любая деятельность совершается при непосредственном участии внимания, а само внимание предполагает совершение определенных волевых усилий.
Цель работы: теоретически изучить внимание как психическое явление.
Задачи:
1.Провести теоретический анализ понятия "внимание" как психического явления;
2.Проанализировать основные теории внимания;
3.Рассмотреть основные виды внимания;
4.Охарактеризовать основные свойства внимания;
5.Изучить физиологические основы внимания;
6.Проследить взаимосвязь внимания и деятельности.
Объект исследования: внимание как психическое явление
Предмет исследования: особенности внимания как психического явления
Краткое содержание работы:
1. Внимание – это направленность психики на определенные объекты, сосредоточенность на них. Это психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности, которые выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.
2. Существуют теории внимания, рассматривающие данное психическое явление как результат двигательного приспособления, как результат ограниченности объема сознания, как результат эмоций, как результат апперцепции, как особую активную способность духа, как усиление нервной раздражительности, как деятельность различения, как результат нервного подавления. Широкую известность приобрели: психофизиологическая теория Т. Рибо, теория установки Д. Н. Узнадзе и теория планомерного поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.
3. К основным видам внимания относят непроизвольное внимание (не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем либо), произвольное (включает волевую регуляцию, требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем либо, обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов) и послепроизвольное (такой вид внимания, который подобно произвольному носит целенаправленный характер, но не требует для реализации постоянных волевых усилий).
4. Основные свойства внимания – это концентрированность, избирательность, объем, распределяемость, устойчивость, переключаемость и отвлекаемость. Концентрированность представляет собой степень сосредоточенности внимания на каком – либо объекте. Избирательность – это выделение из окружающей среды наиболее важных для субъекта предметов или явлений. Под объемом внимания понимается количество однотипных объектов, которые могут быть охвачены единовременно и с предельной ясностью. Распределяемость внимания – это возможность одновременно выполнять несколько действий или наблюдать за несколькими процессами и объектами. Устойчивость внимания понимается как определенная длительность, в течение которой проявляется концентрация внимания. Переключаемость – это быстрое осмысленное перемещение внимания с одних установок на другие, соответствующие изменившимся условиям. Под отвлекаемостью внимания следует понимать непреднамеренное, автоматическое перемещение внимания с одного объекта на другой.
5. Физиологические основы внимания составляют механизмы активного взаимодействия нервных процессов возбуждения и торможения, протекающие в коре полушарий головного мозга.
6. Внимание является частью любой сознательной деятельности и пронизывает абсолютно все психические процессы, состояния и свойства. От показателей внимания зависит успешность обучения, в ходе которой внимание формируется и проявляется.

 

rich_text    
Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст

Курсовая работа "Особенности ассертивного поведения лиц, страдающих алкогольной зависимостью"

Оценка 5
3й курс
Комментарий

В современном мире на психическое здоровье человека все большее влияние оказывает социальное состояние общества, в котором он находится. По мнению таких авторов, как М.И. Лукомская, Е.А. Кошкина, Г.М. Энтин, Н.Я. Копыт и П.И. Сидоров, в России за последнее время значительно возросла распространенность таких психических заболеваний, как наркомания и алкоголизм, помимо этого, возросла и частота фиксируемых алкогольных психозов, глубоких изменений личности, инвалидизации больных алкоголизмом. Однако, несмотря на наличие огромного количества трудов, посвященных теме зависимости от алкоголя, до сих пор остается открытым вопрос о сути данного феномена и его психологических механизмах.
А.И. Рукосуев и А.Е. Бобров, А.Е. Бобров и А.И. Иванов, А.Е. Бобров отмечают, что не все многообразие психопатологических проявлений алкогольной зависимости следует рассматривать как проявление органического процесса. Авторы считают, что движущей силой алкоголизма, как динамического процесса, является патологическое развитие личности.
Один из современных подходов к пониманию аддиктивных расстройств строится на теории Ю.В. Валентика который считал, что личность включает в себя множество «нормативных» структур. Такими структурами являются «личностное Я», представляющее собой устойчивую схему самоотношения и «нормативное Я», являющееся полиморфным образованием, направленным на преодоление болезни. В условиях зависимости от психоактивных веществ формируется еще одна часть личности, «обслуживающая» патологический процесс – «Я патологическое». Это эпифеномен, сосредотачивающий в себе болезненные установки, ценности, смыслы, стереотипы поведения и мировоззрение зависимой личности в целом.
Э.Е. Бехтель утверждает, что фиксируемые изменения личности при алкогольной зависимости начинаются уже с донозологического периода. Он считает, что их нельзя объяснять исключительно как деструктивный процесс или как процесс «надстраивания» алкогольной потребности над структурой личности. Это представляет собой одновременно и деструкцию, и реконструкцию личности. Таким образом, начинает формироваться «вторая личность», другое Я – патологическое. Описанный механизм патологического изменения личности и ее ход еще не изучены должным образом.
Выводы Ю.В. Валентика созвучны с мнением Э.Е. Бехтеля о том, что самой малоизученной частью алкогольной зависимости является личность самого больного.
По исследованиям Л.Ф. Алексеева, И.В. Лебедева (2009 г.), наиболее склонными к алкоголизму являются незрелые, внушаемые, склонные к дистимии личности, с повышенной потребностью в одобрении и чувством неспособности достигнуть поставленной цели. У таких людей имеются выраженные трудности в установлении межличностных отношений и реализации своей самоэффективности. Таким образом, у лиц, страдающих алкогольной зависимостью, отмечаются изменения в структуре ассертивного (уверенного) поведения, являющегося основным свойством личности и интегральной характеристикой активности человека.
По нашему мнению, изучение ассертивности как свойства личности у лиц, страдающих алкогольной зависимостью, может внести свой вклад в понимание особенностей психологической стороны появления и развития алкоголизма, а также может расширить методологические основания для разработки новых психологических программ работы с химическими зависимостями.
Цель работы: теоретическое изучение особенностей лиц, страдающих алкогольной зависимостью.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ понятия и особенностей алкогольной зависимости;
2. Провести теоретический анализ литературных источников по вопросу индивидуально-личностных особенностей лиц, страдающих алкогольной зависимостью.
3. Провести теоретический анализ феномена ассертивности;
4. Проанализировать теоретические источники по особенностям структуры и проявлений ассертивности у лиц, страдающих алкогольной зависимостью;
Объект исследования: алкогольная зависимость как психическое расстройство.
Предмет исследования: структурные компоненты ассертивного поведения лиц, страдающих алкогольной зависимостью.
Краткое содержание работы:
1. Алкоголизм – это психическое расстройство, представляющее собой нарушение адаптации организма и личности к социальной среде и характеризующееся неумеренным потреблением спиртного. Отличительной особенностью алкогольной зависимости является проявление индивидуумом особой жизненной позиции и придание акту употребления алкоголя главенствующего значения по сравнению с другими существующими увлечениями и обязанностями, в результате чего происходит заметное сокращение репертуара форм поведения и начинают проявляться изменения личности.
2. У лиц, страдающих алкогольной зависимостью, постепенно происходит формирование патологического звена в структуре личности – «алкогольного Я», которое представляет собой своеобразный «отпечаток» синдрома зависимости, базирующийся на преобладании обсессивно-компульсивных черт преморбидной личности.
3. Ассертивность – это качество личности, представляющее собой способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и нести ответственность за его результаты, не нарушая при этом прав других людей. Ассертивное поведение – это реализация данного качества в конкретном поведении человека. Основными структурными компонентами ассертивного поведения являются: 1) отношение к себе, 2) отношение к другим; 3) умение справляться с конфликтной ситуацией; 4) реагирование на критику.
4. У лиц, страдающих алкогольной зависимостью, отмечается недостаток навыков ассертивного поведения и нарушение самих компонентов ассертивного поведения (отношение к себе, отношение к другим; умение справляться с конфликтной ситуацией; реагирование на критику).

rich_text    
Перетащите для изменения порядка разделов
Загрузка изображения/файла
a22cca87dba04f7ddba62c63506929ba4a9dc53f.jpg
attachment 715802  
Перетащите для изменения порядка разделов
Форматированный текст
rich_text    

Комментарии страницы

Комментарии отсутствуют

Добавить новый комментарий:

Для добавления комментариев на этой странице необходимо войти в систему.