СВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Арсенина А.А., студентка IV курса ОФО
ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», Тверь
Научный руководитель – канд. психол. наук, доцент О.О. Гонина
Исследования связей эмоциональных состояний детей дошкольного возраста и особенностей детско-родительских отношений являются актуальными в наше время. Формирование эмоциональной сферы дошкольника в значительной степени обусловлено становлением у ребенка самосознания и его развитием в онтогенезе.
Эмоции и чувства - это неотъемлемая часть ребенка – дошкольника. По своему понятию эмоции и чувства весьма близки, поэтому их часто путают. Разница между эмоциями и чувствами заключается в длительности и скорости протекания процессов. Эмоции – кратковременны, а чувства - более стабильны, носят длительный характер. Чувства можно передать только на внешнем языке, на языке эмоций. Также чувства носят более выраженный социальный характер, то есть, это форма эмоциональных явлений, которая связана с поведением человека в обществе. Их гораздо труднее выявить путем наблюдения. А эмоции хорошо отслеживаются по мимике, жестам, интонации и прочим видам невербального поведения [1].
С самых первых дней рядом с малышом находятся его родители и близкие родственники. Семья - это то место, где ребенок получает все самое необходимое для своего развития на каждом этапе онтогенеза. У ребенка формируется эмоциональное поведение в отношении самого себя и других членов семьи, он учится эмоционально реагировать на постоянные изменения в социуме, что способствует формированию предпосылок для эмоционального благополучия. Для того, чтобы ребенок развивался как полноценная личность, в семье должны складываться благоприятные условие, которые напрямую зависят от сложившихся детско-родительских отношений. Дети, которые растут в любви и понимании, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением со сверстниками, и наоборот, нарушенные детско-родительских отношения ведут к формированию различных проблем и комплексов [5].
Детско-родительские отношения являются важнейшей подсистемой отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения [3].
На базе МДОУ №140 нами были диагностированы дети и родители подготовительной группы в количестве 20 человек. Мы использовали методику Валиевой С.В. «Паровозик», которая позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде (выявление тревожности у дошкольников). Методика направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет [2].
Детям предлагается рассмотреть все вагончики и построить необычный поезд. Первым поставить тот вагончик, который кажется самым красивым. Из оставшихся вагончиков выбрать самый красивый, и так до тех пор, пока все вагончики не будут использованы. Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.
По результатам диагностики было выявлено, что детей с негативным эмоциональным состоянием средней степени и негативным эмоциональным состоянием высокой степени не выявлено. Позитивное эмоциональное состояние преобладает у 95% испытуемых детей подготовительной группы и у 5% - негативное эмоциональное состояние низкой степени
Следующим этапом нашей работы было тестирование родителей с помощью опросника А.Я. Варга и В.В. Столина, ориентированного на выявление родительского отношения (отношения родителей и детей). По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина «родительские отношения» – это система отношений к ребенку, разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Результаты оцениваются по 5 шкалам:
-
Принятие/отвержение ребенка, которая выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
-
Кооперация - выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
-
Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.
-
«Авторитарная гиперсоциализация» характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
-
Отношение к неудачам ребенка показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам [4].
Для определения связей между стилями детско-родительских отношений и эмоциональным состоянием детей нами был проведен корреляционный анализ полученных эмпирических данных. В результате были выявлены следующие значимые взаимосвязи.
- Наблюдается прямая взаимосвязь между стилем «принятие/отвержения» родительского отношения и эмоциональным состоянием детей (р=1). Зависимость признаков статистически значима. Чем лучше показатель принятия, тем показатель отвержения меньше, следовательно, у детей эмоциональное состояние позитивное. 100% взрослых принимают детей такими, какие они есть.
- Прослеживается обратная связь между стилем семейного отношения по шкале «кооперация» и эмоциональным состоянием детей. Коэффициент корреляции Спирмена равен -1.000. Зависимость признаков статистически значима. Чем лучше показатель сотрудничества и взаимодействия родителей с детьми, тем позитивнее эмоциональное состояние детей. 100% взрослых в той или иной степени проявляют искренний интерес к тому, что интересует их ребенка, оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу, стараются быть с ним на равных.
- Стиль детско-родительских отношений «симбиоз» и эмоциональное состояние детей имеют прямую взаимосвязь (р=0.832). Зависимость признаков статистически значима. Чем ниже показатель психологической дистанции между родителями и детьми, тем позитивнее эмоциональное состояние детей. Так 15% взрослых устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботятся о нем; 85% взрослых в той или иной степени не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворяют его основные разумные потребности, ограждают от неприятностей.
- Между показателями шкалы «авторитарная гиперсоциализация» и эмоциональным состоянием детей взаимосвязь прямая. Коэффициент корреляции Спирмена равен 0.897. Зависимость признаков статистически значима. Чем лучше показатели контроля, тем негативнее эмоциональное состояние детей. У 90% - наилучший вариант оценки педагогических способностей и у 10% - авторитарное отношение к ребенку, требуются от него безоговорочного послушания и задаются ему строгие дисциплинарные рамки. Взрослый навязывает ребенку почти во всем свою волю.
- Взаимосвязь между эмоциональным состоянием детей и шкалой «маленький неудачник» методики Варга-Столина прямая. Коэффициент корреляции Спирмена равен 1.000. Зависимость признаков статистически значима. Чем ниже показатель отношения к неудачам ребенка, тем позитивнее эмоциональное состояние детей. 100% взрослых считают неудачи ребенка случайными и верят в своего ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод, что семья – это ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. В результате проведенного эмпирического исследования было выявлено, что существует взаимосвязь между эмоциональной сферой детей дошкольного возраста и особенностями детско-родительских отношений. В семье ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания и смысла. Конфликтные отношения между родителями отрицательно влияют на эмоциональное состояние ребенка, поэтому чем лучше складываются отношения между родителями друг с другом и детьми, тем лучше эмоциональное состояние ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Выготский Л.С. Детская психология. - СПб.: Издательство «Союз», 1997,—224с.
- Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005.
- Додонов Б.И. В мире эмоций / Науч. ред. Я.Л. Коломинский. К.: Политиздат, 1987. 140 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 1996. - 529с.
- Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой, — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.