МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Тверской государственный университет кафедра Конституционного, административного и таможенного права специальность 380502 «ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО» КУРСОВАЯ РАБОТА по предмету «Выявление и расследование административных правонарушений отнесенных к компетенции таможенных органов» По теме: «Формы и способы выявления правонарушений в процессе осуществления таможенного декларирования и таможенного контроля» Выполнил: студент группы 27 Таможенного отделения Животов Павел Владимирович Научный руководитель: Старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса Д. П. Либозаев Тверь 2017 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 ГЛАВА 1. НЕЗАКОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ.................................................................................5 1.1.СПОСОБЫ НЕЗАКОННОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ...............5 1.2.ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ СОВЕРШЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ.................................................................................8 ГЛАВА 2. ДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ...........................................................................13 2.1ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ФОРМ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ...............................................11 2.2 ДЕЙСТВИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ В ХОДЕ ТАМОЖЕННОЙ РЕВИЗИИ ПРИЗНАКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ОТНЕСЕННОГО К КОМПЕТЕНЦИИ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА ...............................................21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................... 29 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.............................................................30 ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................31 «ВВЕДЕНИЕ» Внешнеэкономическая деятельность и прежде всего внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств. При этом товары и транспортные средства подлежат таможенному контролю. Благодаря внешнеэкономической деятельности государство имеет возможность получать доходы в бюджет, закупать необходимое оборудование, сырье, материалы, прогрессивные технологии и другие товары для реструктуризации своей экономики, обеспечения населения, экспортировать свои товары, реализовывать свою внешнюю политику, согласовывая ее с другими направлениями своей деятельности, поэтому государство заинтересовано, чтобы внешнеэкономическая деятельность осуществлялась в соответствии с установленным порядком. При условии выполнения установленного порядка товары и транспортные средства могут быть беспрепятственно перемещены через таможенную границу. Однако практика свидетельствует, что наряду с подавляющим большинством участников внешнеэкономической деятельности, которые стараются добросовестно выполнять требования, установленные государством в отношении порядка осуществления внешнеэкономической деятельности, имеется определенная часть ее участников, которые с умыслом или по незнанию допускают ошибки или не выполняют отдельные нормы и правила. Это приводит к большим потерям федеральных доходов, к дезорганизации работы таможенных органов и других федеральных ведомств и т.п. Поскольку государство заинтересовано в реализации внешней, внутренней, экономической, финансовой, налоговой, внешнеторговой, таможенной, военной политики, а также политики в области обеспечения государственной, экономической и других видов безопасности, оно принимает соответствующие меры не только по предоставлению прав всем участникам внешнеэкономической деятельности, но и по обеспечению добросовестного выполнения ими возложенных на них обязанностей, в том числе и с помощью таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль. Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что выявление правонарушений в процессе осуществления таможенного декларирования и таможенного контроля при помощи определенных способов и форм, является одним из видов мер обеспечения такой безопасности. Под этим понимается деятельность должностного лица таможенного органа, включающая проверку соблюдения субъектами внешнеторговой деятельности таможенного законодательства Таможенного Союза. Объектом изучения данной курсовой работы является таможенный контроль. Предметом изучения – формы и способы таможенного контроля и критерии их применения. Цель курсовой работы – рассмотреть различные формы и способы таможенного контроля. Исходя из указанной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть способы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; - изучить основные схемы совершения правонарушений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу; - выяснить как используются должностными лицами таможенных органов форм таможенного контроля для выявления нарушений в процессе осуществления таможенного контроля при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу; - определить как используются формы таможенного контроля для выявления правонарушений при таможенном декларировании товаров и транспортных средств, помещенных под определенную таможенную процедуру - выявить действия должностных лиц таможенных органов при обнаружении в ходе таможенной ревизии признаков административного правонарушения, отнесенного к компетенции таможенного органа. В качестве источников для работы использовались: экономические газеты, журналы, информационные ресурсы Интернета и публикации в экономической печати. 1 НЕЗАКОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ 1.1 Способы незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Методика расследования контрабанды — это система научных положений, технических приемов, методических правил и рекомендаций, применяемых при раскрытии и расследовании данного преступления. Контрабанда сырья, в том числе стратегического, наркотиков, культурных ценностей, валюты, оружия, боеприпасов и т.п., является угрозой как экономической, так и общественной безопасности Российской Федерации. Криминалистическая характеристика контрабанды представляет собой систему взаимосвязанных обобщенных данных о наиболее типичных признаках способа, механизма, обстановки противоправных деяний и их последствий, объектах, взаимодействующих в процессе совершения контрабанды, особенностях личности виновного, времени и месте, типичных материальных и идеальных следах, а также других сторонах этого преступления, сведения о которых играют практическую роль в решении задач борьбы с контрабандой. В основе элементов криминалистической характеристики контрабанды лежат объективные процессы совершения и сокрытия данного посягательства, определяющие закономерности отражения признаков содеянного в реальной действительности. Способ незаконного перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации — один из основных элементов криминалистической характеристики контрабанды. К наиболее типичным способам совершения контрабанды Таможенный кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ) относит: 1. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля (ст. 69, 119 ТК РФ), то есть вне определенных таможенными органами мест или вне установленного времени производства таможенного оформления. 2. Сокрытие товаров от таможенного контроля, в том числе с использованием тайников либо других способов, затрудняющих их обнаружение, или придание одним товарам вида других. Практике известны следующие способы сокрытия предметов контрабанды: заполнение ими пустот и полостей транспортных средств, емкостей багажа; закладка за внутреннюю обшивку вагонов, самолетов, вертолетов; закладка в шинах колес и между колесами автомобилей; в тюки шерсти и хлопка, в пустоты, созданные при складировании лесоматериалов, металлопроката, контейнеров; заполнение естественных полостей человека и др. 3. Обманное использование документов или средств идентификации — то есть представление таможенному органу документов: поддельных, недействительных, полученных незаконным путем, содержащих недостоверные сведения либо относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также использование поддельных или относящихся к другим товарам и транспортным средствам средств идентификации. 4. Недекларирование и недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (ст. 124 ТК РФ), — незаявление по установленной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о товарах, транспортных средствах и их таможенном режиме. При этом следует учитывать, что таможенному досмотру не подлежат: личный багаж Президента РФ и следующих вместе с ним членов семьи; личный багаж депутатов российского парламента и членов Правительства РФ, если они пересекают таможенную границу в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей; иностранные военные корабли, боевые и военно-транспортные воздушные суда, а также военная техника, следующие своим ходом. Кроме того, председатель ГТК России или лицо, его замещающее, вправе освобождать отдельных субъектов, отдельные товары и транспортные средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это отвечает жизненно важным интересам государства. Таким образом, квалификация действий по ст. 188 УК РФ зависит от характера примененного способа перемещения (противоправный он или нет), а не от наличия у лица, перемещающего товары, права на освобождение от определенных форм таможенного контроля. Следующий элемент криминалистической характеристики контрабанды — предмет преступного посягательства. Им могут быть любые товары, то есть вещи, ценности, перемещаемые в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации, а также те объекты, которые по действующим нормативным правовым актам подлежат таможенному контролю, таможенной идентификации или декларированию. При всем многообразии контрабандных товаров уголовная ответственность установлена и за перемещение через таможенную границу Российской Федерации любого количества предметов, которые предусмотрены специальным перечнем. В этот перечень входят: наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие, боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании такого оружия; стратегически важные сырьевые товары; культурные ценности. Сведения о типичных личностных особенностях преступников также относятся к основным элементам криминалистической характеристики контрабанды. Ее субъектом может быть и должностное, и частное лицо, гражданин Российской Федерации, лицо без гражданства, иностранец. Следственной практикой выявлено два основных типа контрабандистов: «ситуативные» и «злостные». «Ситуативный» контрабандист характеризуется временными отклонениями в общей положительной установке личности. Он совершает преступление вследствие создавшейся ситуации, под действием соблазна получить материальные блага или желания оказать кому-то услугу. Злостный» контрабандист представляет значительную общественную опасность, поскольку отличается ярко выраженной противоправной ориентацией корыстного характера. Он действует только с прямым умыслом, по тщательно разработанному плану, глубоко анализирует и учитывает объективные и субъективные факторы и условия на границе, преследуя цель получить от контрабанды максимальную прибыль. Анализ следственной практики показывает, что более 75% злостных контрабандистов совершали преступления в составе организованных групп, причем на протяжении довольно значительного времени. Эти контрабандисты участвуют в коррупции органов власти и управления, а также правоохранительных органов. На пути к обогащению и достижению желаемых результатов они не останавливаются ни перед какими препятствиями. Контрабанда, как правило, складывается из ее подготовки (выбора предмета посягательства, способа преступления, канала перемещения товаров и т.д.) и сокрытия товаров, незаконно перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. На всех ее стадиях остаются типичные следы, прежде всего материальные, на товаре, транспортном средстве, документах, оборудовании и т.п. Возникают и идеальные следы в сознании очевидцев в связи с восприятием ими обстоятельств совершения контрабанды. В содержание криминалистической характеристики входят сведения: о каналах незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации; о типичных обстоятельствах обнаружения преступления; о возможных связях контрабандиста или контрабанды с другими преступлениями (например, злоупотреблением своими служебными полномочиями должностным лицом государства, откуда контрабандный товар импортировался или куда он экспортировался). Эти элементы криминалистической характеристики обычно имеют непосредственное отношение к задачам, решаемым в ходе расследования любого уголовного дела о контрабанде. Устанавливая конкретный факт контрабанды, работник отдела дознания или следователь изучает и оценивает следы и собранную по делу информацию. Анализируя полученные данные, он соотносит их с совокупностью элементов криминалистической характеристики контрабанды, оценивает полноту и значимость собранных доказательств. Так, сведения, характеризующие некоторые типы контрабандистов, следы, оставленные ими в конкретных криминальных ситуациях, позволяют уже на первоначальном этапе расследования определить круг лиц, среди которых целесообразно искать преступника, а если контрабандист обнаружен, — правильно выбрать тактику производства следственных действий, решить другие задачи расследования контрабанды. 1.2 Основные схемы совершения правонарушений при декларации товаров и транспортных средств через таможенную границу Недекларирование или недостоверное декларирование товаров или иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в статье 279 Таможенного кодекса РФ расшифровывается как незаявление по установленной письменной, устной или иной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Наиболее распространенной формой такого нарушения является заведомо неправильное заполнение таможенной декларации. Оно может найти свое выражение как в полном отсутствии всяких записей в таможенной декларации о ввозимых товарах, так и в недостоверном их перечислении (уменьшение количества предметов, изменение их наименования, указание других предметов и т.п.). Поскольку таможенная декларация заполняется непосредственно лицами, перемещающими товары через таможенную границу РФ, или лицами, уполномоченными на это, то эта декларация не является таможенным документом, пока она не подписана представителем таможни. Следовательно, неправильное заполнение декларации является лишь попыткой скрыть от таможенного контроля провозимые товары и влечет за собой ответственность по признаку «недостоверное декларирование». Если же таможенная декларация после ее заполнения была подписана таможенным работником, она становится документом, исходящим от таможенного учреждения, и внесение в нее каких-либо дополнений после этого и использование для перемещения предметов через таможенную границу должно рассматриваться как обманное использование таможенных документов. Процесс совершения контрабанды до своего полного завершения, как у большинства умышленных материальных преступлений, проходит все три стадии преступной деятельности: 1) приготовление, 2) покушение и 3) оконченное преступление. Характерной особенностью первых двух стадий контрабанды является то обстоятельство, что в результате действий виновных конкретный преступный результат – незаконное перемещение грузов через таможенную границу – не наступает в силу того, что преступники не по своей воле сумели выполнить только те умышленные действия, которые лишь создали условия для совершения этого преступления (приготовление) либо сделали все, что считали необходимым для достижения преступного результата, но он не наступил по причинам, не зависящим от воли виновных (покушение). Приготовление к совершению контрабанды заключается в совершении действий, направленных на обеспечение возможности незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации способами, перечисленными в статье 188 УК РФ. Приготовление к контрабанде может выразиться в приискании или приспособлении средств преступления (например, приобретение товаров для незаконного перемещения через границу, оборудование с этой целью тайников на транспортных средствах, в багаже, ручной клади, в обуви, одежде и закладка в них предметов контрабанды); в изготовлении поддельных таможенных и иных документов или средств таможенной идентификации; в недекларировании или недостоверном декларировании в таможенной декларации перемещаемых предметов; в создании условий, способствующих или облегчающих совершение преступления (например, подговор другого лица на участие в контрабанде, разработка плана незаконного перемещения товаров или иных ценностей через границу, распределение ролей между соучастниками в выполнении контрабанды, подбор источников приобретения и мест сбыта контрабандных товаров и т.п.). Покушением на контрабанду должны признаваться действия, направленные на незаконное перемещение грузов (товаров и иных предметов) через таможенную границу РФ, когда создается непосредственная угроза нарушения установленного порядка перемещения грузов через границу, но этот порядок не был нарушен, так как незаконного перемещения не произошло по обстоятельствам, не зависящим от воли виновного. Так, покушением на контрабанду должны признаваться: предъявление ручной клади и багажа со скрытыми в тайниках товарами и ценностями таможенному контролю перед непосредственным выездом (вылетом) за границу, а также иные действия, направленные на перемещение предметов с сокрытием их от таможенного контроля (например, предъявление таможенной декларации с неуказанием в ней предметов, подлежащих декларированию, предъявление таможенных и иных документов с внесенными в них заведомо ложными сведениями о количестве и характере перемещаемых грузов и т.п.). Следует иметь в виду, что о приготовлении или покушении на контрабанду речь может идти лишь в тех случаях, когда неудавшаяся попытка незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу сопровождалась наличием хотя бы одного из признаков такого перемещения, перечисленных в диспозиции статьи 188 УК РФ, которые охватывались умыслом виновных. Одним из важных условий, от которого зависит правильная квалификация контрабанды, является определение момента, с которого незаконное перемещение товаров и других предметов через таможенную границу следует считать оконченным преступлением. Перемещение в русском языке означает – передвинувшись, занять другое место, расположиться в другом месте37. А поскольку в статье 188 УК РФ указывается на перемещение через таможенную границу, то есть с одной стороны границы на другую сторону, пересечение грузом линии таможенной (государственной) границы является обязательным условием для признания контрабанды оконченным преступлением. Применительно к понятиям сухопутной, морской и воздушной государственной границ перемещение через них груза означает, что этот груз был перенесен человеком или перевезен на железнодорожном, автомобильном, водном или воздушном транспорте через линию границы, определяющую пределы сухопутной территории Российской Федерации, либо внешние пределы ее территориальных вод, либо воздушное пространство над территорией республики, с сокрытием от таможенного контроля38. Причем для оконченного состава контрабанды вовсе необязательно, чтобы контрабандный груз во всех случаях оказался на территории иностранного государства. Так, при незаконном вывозе товаров за границу на морском судне контрабанда будет оконченной после пересечения линии государственной (таможенной) границы, хотя груз в этом случае не оказывается на территории иностранного государства, а торговые и пассажирские суда, находящиеся в открытом море под флагом той или иной страны, считаются территорией этого государства. Это положение в свое время нашло отражение в постановлении Пленума Верховного суда СССР от 3 февраля 1978 года, в п. 4 которого указывается, что «... контрабанду следует считать оконченным преступлением с момента фактического незаконного перемещения товаров через государственную границу СССР. Действия лица, пытавшегося вывезти товары или иные ценности контрабандным путем за пределы СССР, подлежит квалифицировать по ст. 15 и ст. 78 УК РСФСР и соответствующим статьям других союзных республик...»39 Таким образом, для оконченного состава контрабанды необходимо установление двух моментов: 1) фактического перемещения грузов через линию таможенной границы помимо пунктов производства таможенного контроля (таможни, таможенные посты) либо через таковые, но вне установленного времени производства таможенного оформления; 2) сокрытия перемещаемых грузов через таможенную границу от таможенного контроля путем использования тайников или другими способами, затрудняющими обнаружение предметов, или придания одним предметам вида других, либо обманного использования документов или средств таможенной идентификации, либо недекларирования или недостоверного декларирования перемещаемых предметов. При контрабандном перемещении помимо таможенных учреждений момент пересечения границы совпадает с моментом сокрытия товаров от таможенного контроля, так как в этом случае таможенные органы вообще лишаются возможности произвести досмотр. Иное положение складывается при контрабандном провозе предметов с сокрытием от таможенного контроля. Здесь момент пересечения линии границы никогда не совпадает с моментом осуществления таможенного контроля, так как таможенные пункты находятся на определенном удалении от линии таможенной границы Российской Федерации. Поэтому при вывозе товаров сначала осуществляется таможенный контроль за перемещаемым грузом, а затем лицо, выезжающее за рубеж, перемещает его через линию таможенной (государственной) границы. При ввозе, наоборот, сначала осуществляется перемещение груза через линию границы, после чего таможенные органы производят его досмотр. Следовательно, с момента таможенного досмотра и до момента фактического перемещения предметов через линию границы при выезде из РФ и с момента фактического перемещения предметов через линию границы и до момента таможенного досмотра при въезде в РФ проходит определенный период времени, в который виновный имеет возможность добровольно отказаться от доведения преступления до конца, в связи с чем уголовная ответственность исключается. Если же его преступная деятельность будет пресечена другими лицами, то тогда совершенные им действия могут расцениваться лишь как покушение на контрабанду. Предположим, что лицо, решившее ввезти в РФ предметы или ценности контрабандным путем, спрятало их от таможенного контроля в специально оборудованном тайнике. В таком случае момент окончания контрабанды зависит от ряда условий. Например, лицо после отхода судна из иностранного порта, находясь в открытом море, по собственной инициативе выбрасывает спрятанные в специальном хранилище контрабандные товары за борт или передает их администрации судна. Подобные его действия должны расцениваться как добровольный отказ от доведения преступления до конца на стадии приготовления, поскольку отсутствуют оба необходимые для уголовной ответственности признака: перемещение товаров через линию таможенной границы Российской Федерации и сокрытие их от таможенного контроля. Если же подобные действия то же лицо совершит после пересечения линии российской таможенной границы, но до таможенного досмотра добровольно заявит о наличии у него предметов контрабанды администрации судна или таможенным властям, деяние виновного следует расценивать как добровольный отказ от преступления на стадии покушения, поскольку его действия не были сопряжены с сокрытием предметов контрабанды от таможенного контроля. По-иному должны решаться эти вопросы при вывозе контрабанды из Российской Федерации за границу. Допустим, что при выезде из РФ лицо скрыло предметы контрабанды в тайнике. Но до начала таможенного досмотра или даже после таможенного досмотра, не сумевшего обнаружить предметы контрабанды, это лицо, раскаявшись в содеянном и решив не доводить своего преступного намерения до конца, добровольно заявило о наличии у него контрабанды таможенным работникам либо при следовании к сухопутной, морской или воздушной линии таможенной границы сообщило об этом иным должностным лицам (начальнику поезда, капитану судна, командиру самолета и т.п.). В указанных случаях виновный не должен подлежать уголовной ответственности как добровольно отказавшийся от доведения преступления до конца на стадии покушения, поскольку в его действиях отсутствует необходимый для уголовно-наказуемой контрабанды признак – фактическое перемещение предметов через линию таможенной границы РФ без ведома соответствующих должностных лиц. В случае обнаружения предметов контрабанды у лица, выезжающего из РФ, таможенными работниками или другими должностными лицами при досмотре ручной клади и багажа помимо его воли в действиях виновного налицо покушение на контрабанду. И только фактическое перемещение предметов контрабанды через линию границы РФ после таможенного досмотра, при наличии одного или нескольких признаков, предусмотренных статьей 188 УК РФ, приводит к оконченному составу этого преступления. Особо следует обратить внимание на то обстоятельство, что о добровольном отказе речь может идти только в тех случаях, когда виновный добровольно и окончательно отказался от совершения контрабанды на стадии приготовления или неоконченного покушения, хотя имел все возможности для доведения преступления до конца, а не отложил свои преступные действия до более удобного случая или не совершил их в силу непреодолимых препятствий. 2 ДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ 2.1 Использование должностными лицами таможенных органов форм таможенного контроля для выявления нарушений и процессе осуществления таможенного контроля при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Глава 16 Таможенного Кодекса посвящена формам и порядку проведения таможенного контроля. В частности ст. 110 определены следующие формы таможенного контроля: 1) проверка документов и сведений; 2) устный опрос; 3) получение объяснений; 4) таможенное наблюдение; 5) таможенный осмотр; 6) таможенный досмотр; 7) личный таможенный досмотр; 8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; 9) таможенный осмотр помещений и территорий; 10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем; 11) проверка системы учета товаров и отчетности; 12) таможенная проверка. Проверка документов и сведений осуществляется таможенными органами. Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления. Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза. При совершении таможенных операций должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, их представителей, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающими полномочиями в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме. Получение объяснений – получение должностными лицами таможенного органа от перевозчиков, декларантов и иных лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля, необходимой информации в сфере таможенного дела. Объяснения оформляются в письменной форме, установленной решением Комиссии таможенного союза. При необходимости вызова лица для получения объяснений таможенный орган оформляет уведомление в письменной форме, которое вручается вызываемому лицу. Таможенное наблюдение – гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение, в том числе с применением технических средств, должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций. Таможенный осмотр – внешний визуальный осмотр товаров, в том числе транспортных средств, багажа физических лиц, а также грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами. Таможенный осмотр должностными лицами таможенного органа товаров, в том числе транспортных средств международной перевозки, международных почтовых отправлений и багажа физических лиц, осуществляется с целью получения подтверждения сведений о характере, происхождении, состоянии и количестве товаров, находящихся под таможенным контролем, о наличии на товарах, транспортных средствах и их грузовых помещениях таможенных пломб, печатей и других наложенных средств идентификации. Таможенный досмотр – действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажом или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами. Должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенного досмотра, уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица известны. Время начала проведения таможенного досмотра должно учитывать разумные сроки прибытия таких лиц. По требованию должностных лиц таможенного органа декларант или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители обязаны присутствовать при таможенном досмотре и оказывать должностным лицам таможенного органа необходимое содействие. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством. Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей в следующих случаях: 1) при неявке указанных лиц либо такие лица неизвестны; 2) при существовании угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных, возникновения эпизоотической ситуации, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств - членов таможенного союза и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства, в том числе при наличии признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют неприятный запах; 3) при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях; 4) при оставлении на таможенной территории таможенного союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз. По результатам таможенного досмотра составляется акт таможенного досмотра в 2 (двух) экземплярах по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза. В акте таможенного досмотра указываются следующие сведения: 1) сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении; 2) причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров; 3) результаты таможенного досмотра; 4) иные сведения, предусмотренные формой акта. Личный таможенный досмотр является исключительной формой таможенного контроля, который проводится по письменному решению руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства таможенного союза. Решение о проведении личного таможенного досмотра принимается в письменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа, либо оформляется отдельным документом. Перед началом личного таможенного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано представить физическому лицу решение о проведении личного таможенного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары. Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного таможенного досмотра удостоверяется указанным лицом путем соответствующей надписи на решении о проведении такого досмотра. В случае отказа от совершения таких действий об этом делается отметка на решении о проведении личного таможенного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа, объявившего решение о проведении такого досмотра. Действия должностного лица таможенного органа при проведении личного таможенного досмотра не должны ущемлять честь и достоинство физического лица, причинять неправомерный вред здоровью и ущерб имуществу досматриваемого лица. Личный таможенный досмотр проводится должностными лицами таможенного органа одного пола с досматриваемым в присутствии 2 (двух) понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного таможенного досмотра с их стороны должны быть исключены. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником с использованием при необходимости специальной медицинской техники. Медицинский работник не вправе уклоняться от исполнения решения о проведении личного таможенного досмотра. При личном таможенном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица обязаны присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или лица, его сопровождающие. О проведении личного таможенного досмотра составляется акт в 2 (двух) экземплярах по форме, утверждаемой решением Комиссии таможенного союза. Этот акт должен быть составлен в ходе проведения личного таможенного досмотра либо непосредственно после его окончания. Таможенные органы проводят проверку наличия на товарах или на их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию таможенного союза в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза. Отсутствие на товарах специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами рассматривается как ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза, осуществленный без совершения таможенных операций и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, декларант либо иное заинтересованное лицо не докажут обратное. Таможенный осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, в местах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли и иных местах, где могут находиться товары под таможенным контролем, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур, предусмотренных настоящим Кодексом. Таможенный осмотр помещений и территорий может проводиться таможенными органами: 1) в местах перемещения товаров через таможенную границу, пограничной зоне; 2) у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю товарами, хранящих товары в местах, не являющихся зонами таможенного контроля, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и (или) находящихся на ней с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Кодексом, для проверки такой информации; 3) у лиц, в отношении (у) которых проводится выездная таможенная проверка. Таможенный осмотр помещений и территорий проводится при предъявлении предписания (указания) и служебного удостоверения должностного лица таможенного органа. В случае отказа в доступе на территорию и в помещения должностные лица таможенных органов вправе входить на территорию и в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии 2 (двух) понятых. Обо всех случаях вхождения в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 (двадцати четырех) часов. Лица, препятствующие доступу должностных лиц таможенных органов на территории и в помещения, несут ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. Таможенный осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более 1 (одного) рабочего дня, если иное не установлено законодательством государств - членов таможенного союза. По результатам таможенного осмотра помещений и территорий составляется акт по форме, утверждаемой решением Комиссии таможенного союза. Второй экземпляр акта таможенного осмотра помещений и территорий подлежит вручению (направлению) лицу, чьи помещения или территории осматривались. Таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций, в том числе с использованием информационных систем и технологий. Таможенные органы осуществляют проверку системы учета товаров и отчетности. Так, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях. Проверка системы учета товаров как форма таможенного контроля проводится: 1) при применении специальных упрощений в соответствии с настоящим Кодексом; 2) в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела; 3) в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры, предусматривающие в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств - членов таможенного союза ведение учета таких товаров. Таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза. Таможенная проверка проводится таможенным органом государства - члена таможенного союза в отношении (у) проверяемых лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством этого государства - члена таможенного союза. Под проверяемыми лицами понимаются: - декларант; - таможенный представитель; - перевозчик, в том числе таможенный перевозчик; - лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель; - лицо, осуществляющее временное хранение товаров; - владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов; - уполномоченный экономический оператор; - иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру; - лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Кодексом, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу. При таможенной проверке таможенными органами проверяются: 1) факт помещения товаров под таможенную процедуру; 2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров; 3) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами; 4) соблюдение требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела; 5) соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора; 6) соблюдение установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров таможенного союза; 7) соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза. Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. При установлении в ходе таможенной проверки признаков административного правонарушения или преступления таможенными органами принимаются меры в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза . При проведении таможенной проверки должностные лица таможенных органов вправе: 1) требовать у проверяемого лица, претендующего на получение статуса уполномоченного экономического оператора, и получать от него сведения из системы учета товаров в электронном виде, а также выписки из нее на бумажном носителе, подписанные руководителем проверяемого лица, главным бухгалтером и заверенные печатью проверяемого лица; 2) получать при проведении выездной таможенной проверки доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем проверяемого лица с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите информации; 3) проверять при проведении выездной таможенной проверки у представителей проверяемого лица документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия; 4) принимать решение о назначении таможенной экспертизы, если для разъяснения возникающих при проведении таможенной проверки вопросов требуются специальные познания; 5) осуществлять иные правомочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. 2.2 Действия должностных лиц таможенных органов при обнаружении в ходе таможенной ревизии признаков административного правонарушения, отнесенного к компетенции таможенного органа. Таможенная ревизия - форма таможенного контроля, которая заключается в проведении таможенными органами (в общей и специальной формах) проверки факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией, имеющейся у проверяемых лиц (декларантов, лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела и других проверяемых лиц). Таможенная ревизия может проводиться в общей и специальной формах. Проведение общей и специальной таможенной ревизии допускается только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Результаты проведения общей и специальной таможенной ревизии оформляются актом (в двух экземплярах). Форма акта проведения таможенной ревизии утверждена приказом ГТК России от 16 сентября 2003 г. № 1023 "Об утверждении форм документов, используемых при проведении таможенной ревизии и осмотра помещений и территорий, и инструкции по их заполнению". Общая таможенная ревизия проводится подразделениями таможенной инспекции таможенных органов РФ. Проведение специальной таможенной ревизии предусматривает формирование ревизионной комиссии. Общая таможенная ревизия проводится у декларантов, а также иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, но не выступающих в качестве декларантов, при перемещении товаров (ст. 16 ТК РФ). Общая таможенная ревизия проводится по решению начальника таможенного органа (лица, его замещающего), копия которого вручается проверяемому лицу. Требованиями проведения общей таможенной ревизии являются: - соблюдение сроков проведения общей ревизии (не более трех рабочих дней); - непрепятствование осуществлению производственной или коммерческой деятельности проверяемого лица; - однократность проведения общей таможенной ревизии в отношении одних и тех же товаров; - оформление акта проведения общей таможенной ревизии в день, следующий за днем окончания общей таможенной ревизии. Специальная таможенная ревизия более жесткий вариант таможенной ревизии, имеющий схожие черты с правоохранительными мерами (например, мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении), поскольку допускает арест или изъятие товаров. ТК РФ предусматривает три категории лиц, у которых может быть проведена специальная таможенная ревизия. 1. Декларанты, а также иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, но не выступающие в качестве декларантов при перемещении товаров (ст. 16 ТК РФ). Поводами для проведения специальной таможенной ревизии у таких лиц могут быть обнаруженные при проведении общей таможенной ревизии либо иных форм таможенного контроля данные, которые могут свидетельствовать: - о недостоверности сведений, представленных при таможенном оформлении; - о пользовании и распоряжении товарами с нарушением установленных требований и ограничений (например, сдача в аренду товаров, временно ввезенных в РФ представительством иностранной компании для обеспечения своей деятельности). 2. Лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела (таможенные брокеры, таможенные перевозчики, владельцы таможенных складов и складов временного хранения). Поводом для проведения специальной таможенной ревизии может послужить обнаружение данных, которые могут свидетельствовать: - о нарушениях учета товаров, перемещаемых через таможенную границу, и отчетности о них; - о несоблюдении иных требований и условий осуществления соответствующего вида деятельности в области таможенного дела. 3. Лица, осуществляющие оптовую или розничную торговлю ввезенными в РФ товарами. Поводом для проведения специальной таможенной ревизии у лиц, которые ранее не принимали участие в перемещении проверяемых товаров, может быть обнаружение данных, которые могут свидетельствовать о том, что товары ввезены на таможенную территорию РФ с нарушением требований и условий, установленных ТК РФ, что повлекло за собой одно из следующих последствий: - нарушение порядка уплаты таможенных пошлин, налогов; - несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В отличие от общей таможенной ревизии, специальная ревизия может быть назначена только по решению начальника таможенного органа (лица, его замещающего) с уровня начальника таможни либо начальника вышестоящего таможенного органа. Копия данного решения вручается проверяемому лицу. Специальная таможенная ревизия должна проводиться в срок, не превышающий двух месяцев (со дня принятия решения о проведении специальной ревизии). Допускается продление предельного срока, но не более чем на один месяц и только по решению вышестоящего таможенного органа. Повторное проведение специальной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров не допускается. При проведении специальной таможенной ревизии таможенные органы вправе: требовать безвозмездного представления любой документации и информации (включая банковскую), в том числе в форме электронных документов, относящейся к проведению производственных, коммерческих или иных операций с товарами, ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации, и знакомиться с ней осматривать помещения и территории проверяемого лица, а также проводить осмотр и досмотр товаров в соответствии с настоящим Кодексом в присутствии уполномоченных представителей проверяемого лица, а в случае проведения таможенной ревизии у индивидуального предпринимателя - в присутствии двух понятых проводить инвентаризацию товаров в порядке, установленном для проведения инвентаризации налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации проводить изъятие товаров либо налагать на них арест в соответствии со статьей 377 настоящего Кодекса Повторное проведение специальной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров не допускается. Таможенные органы также вправе временно ограничивать права собственности, на проверяемые товары, путем наложения на них ареста (запрета на передачу товаров другим лицам, продажу товаров либо распоряжение ими иными способами). Арест товаров возможен при наличии одного из следующих оснований: - обнаружение товаров без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения либо товаров с поддельными марками или знаками; - отсутствие в коммерческих документах проверяемого лица сведений о выпуске товаров таможенными органами, если в соответствии с правовыми актами РФ указание таких сведений в коммерческих документах обязательно при обороте товаров на территории РФ (например, номер грузовой таможенной декларации в счете-фактуре на товары), а также обнаружение недостоверности таких сведений либо отсутствия коммерческих документов, в которых такие сведения должны быть указаны; - обнаружение фактов пользования и (или) распоряжения условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. При аресте товары остаются у владельца или лица, обладающего полномочиями в отношении товаров. Если имеются основания полагать, что арест не может обеспечить достаточную сохранность товаров или товары являются запрещенными к ввозу в РФ либо обороту на территории РФ, таможенный орган производит их изъятие. Как правило, изъятые товары помещаются на склад временного хранения. Решение об аресте или изъятии товаров принимается должностным лицом таможенного органа, проводящим специальную таможенную ревизию, в присутствии лица, у которого обнаружены товары (его представителя), а так же в присутствии не менее двух понятых. Об изъятии или аресте товаров составляется протокол, с вручением копии лицу, у которого обнаружены товары (его представителю). «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» Преступления в сфере таможенного дела оказывают весьма негативное влияние на экономику страны, национальную безопасность государства, причиняют вред жизни и здоровью, законным интересам граждан. Таможенные органы Таможенного союза в числе прочих функций осуществляют и борьбу с преступлениями и правонарушениями в сфере таможенного дела. Из приведенного в первой главе анализа следует, что самым распространенным видом правонарушений, связанных с незаконным перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств, является незаконное перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза (табачные изделия, алкогольные напитки, иностранная и российская валюта, одежда, а также средства наземного транспорта и их части). Под незаконным перемещением товаров через таможенную границу понимается – перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями. Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, создают условия, способствующие ускорению товарооборота, обеспечивают соблюдение таможенного законодательства и принимают необходимые меры по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, взимают таможенные пошлины, налоги, выполняют ряд других функций, непосредственно связанных с целями таможенного контроля. Формы и способы таможенного контроля позволяют выявить нарушения таможенного законодательства. Выявленные в ходе таможенного контроля с применением форм таможенного контроля нарушения являются законным основанием для привлечения нарушителя к административной ответственности либо к возбуждению уголовного дела. Повышение эффективности борьбы с правонарушениями в сфере таможенного дела, соблюдение законности и обоснованности принимаемых должностными лицами таможенных органов решений в процессе привлечения лиц к уголовной либо административной ответственности остаются приоритетными задачами в деятельности таможенных органов. «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» 1. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ 1. КодексРоссийской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 23.02.2012) // Собрание законодательства РФ. 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от. 30.12.2012) // Собрание законодательства РФ. -1996.-№25.-Ст. 2954. 3. Таможенный кодекс Российской Федерации : утв.ПостановлениемВерховного совета Российской Федерации от 18 июня 1993 г. №5223-1 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». 4. Таможенныйкодекс Таможенного союза (Приложение к Договору оТаможенномкодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 5.11.2009 г. № 17) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». 80. Сандровский, К. К. Международное таможенное право : учебник / К. К. Сандровский. 2-ое изд., испр. - К. : «Знания», КОО, 2001. - 461 с. 6. Серков, П. П. Судебная практика по деламоб административных правонарушениях / П. П. Серков, Н. В. Михалева; под ред. П. П. . Серкова. М. : Норма, 2008.-368 с. 7. Таможенное право : учебник / А. А. Гравина, Н. Г. Гончарова, 8. B. А. Елизаров; под ред. А. Ф. Ноздрачева; Институт законодательства и сравнительного правоведенияпри Правительстве РФ. М. : ВолтерсКлувер , 2007. - 688 с. Специальная литература 1. Максимов, И. В. Административныенаказания / И. В. Максимов. — М. : Норма, 2009. 299 с. 2. Малько, А. В. Стимулы и ограничения в праве / А. В. Малько. — М. : Юристь, 2004. 250 с. 3. Российское таможенное право : учебник для вузов / А. В. Бухтияров, Б. Н. 4. Таможенное право Российской Федерации : учебник / ред. гр.: С. И. Истомин, Ю. А. Кожанков, В. А. Максимцев; под общ. ред. В. А. Шамахова. М. : Софт Издат, 2007. - 850 с. 5. Тимошенко, И. В. Административная ответственность за правонарушенияв области таможенного дела / И. В. Тимошенко // Высшее образование. Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 352 с. 6. Тимошенко, И. В. Таможенное право: курс лекций / И. В. Тимошенко. 2-е. изд., перераб. и доп. - М. : Изд-во «ПРИОР», 2002. -416 с. 7. Шамахов, В. А. Таможенный контроль : учебник / В. А. Шамахов. -М. : Софт Издат, 2006. 288 с. 8. Сандровский, К. К. Международное таможенное право : учебник / К. К. Сандровский. 2-ое изд., испр. - К. : «Знания», КОО, 2001. - 461 с. 9. Серков, П. П. Судебная практика по деламоб административных правонарушениях / П. П. Серков, Н. В. Михалева; под ред. П. П. . Серкова. М. : Норма, 2008.-368 с. 10. Таможенное право : учебник / А. А. Гравина, Н. Г. Гончарова, 11. B. А. Елизаров; под ред. А. Ф. Ноздрачева; Институт законодательства и сравнительного правоведенияпри Правительстве РФ. М. : ВолтерсКлувер , 2007. - 688 с. Интернет-ресурсы 1. [Электронный ресурс]: http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/valyutnaya-sistema.html (Дата обращения 20.04.2017) 2. [Электронный ресурс]: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70528880/ (Дата обращения 20.04.2017) 3. [Электронный ресурс]: http://www.tks.ru/codex/1000000035 (Дата обращения 20.04.2017) 4. [Электронный ресурс]: http://www.tamognia.ru/control/fcontrol/audit.php (Дата обращения 20.04.2017) 5. [Электронный ресурс]: http://bookish.link/pravo-rossii-ugolovnoe/nedeklarirovanie-ili-nedostovernoe.html (Дата обращения 20.04.2017)