План курсовой работы Введение……………………………………………………………………….3 1.Социально-экономическая природа малого бизнеса…………………. 2.Роль малого бизнеса в экономике и особенности его функционирования…………………………………………………………. 3.Развитие малого бизнеса в экономике………………………………… Заключение………………………………………………………………….. Список использованной литературы…………………………………….. Введение Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, малое предпринимательство играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики. Опыт ведущих стран современного мира доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного предпринимательского сектора. Развитие малого предпринимательства в России является одним из важнейших направлений решения экономических и социальных проблем. Количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в нашей стране значительно отстает от соответствующих показателей в зарубежных странах. Цель данной работы изложить имеющиеся в литературе точки зрения о состоянии и развитии малого бизнеса в современной России и дать их критический анализ. Для реализации этой цели поставлены следующие задачи: Более подробно изучить социально-экономическую природу малого бизнеса; Выявить роль малого бизнеса в экономике; Изучить развитие малого бизнеса в экономике; Такой план обеспечит логичные переходы между задачами данной работы и поможет увидеть более полную картину сложившейся ситуации. 1 глава Под малым бизнесом или предпринимательством представляется деятельность, производимая некоторыми фигурами рыночного народного хозяйства, их объединяет установленный законом признак. Как демонстрирует мировая и Российская практика, откровенной особенностью, на основе которой предприятия (организации) разных форм признаются субъектами малого предпринимательства, есть среднее количество служащих. В ряде научных и учебных работ под малым предпринимательством определяется деятельность, которая осуществляется относительно малой или относительно средней группы фигур, или учреждения, управляемые одним собственником. Я пошла Образование и эволюция сектора малого бизнеса представляется основным из важнейших тенденций социально-экономической политики любого страны. Вместе с тем опыт зарубежных стран говорит, что в коммерческой экономике малый бизнес являет собой ключевой сектор, устанавливающий предмет экономического увеличения, состав и свойства валового внутреннего продукта. Кроме этого малое предпринимательство, оперативно чувствует изменение коньюктуру рынка, привносит экономике незаменимую пластику. Вопреки продолжительной истории существования, в мировой практике по сей день отсутствует достаточно четкое унифицированное описание малого бизнеса или малого предпринимательств. Существуют различные подходы к определению данного понятия, и в каждой отдельно взятой стране используют различные критерии отнесения предприятий к категории малых. Например, в ЕС малое предприятие должно отвечать двум критериям: критерию численности и одному из двух финансовых критериев (величиной годового оборота, величиной балансовой стоимости активов), а также быть экономически независимым. Единый подход к отнесению предприятий, фирм к малым и средним в Европе еще не выработан. В САШ тоже нет единого подхода к решению этого вопроса. Малый бизнес исполняет центральное звено в формировании экономики большого количества государств. В странах Европейского Сообщества (ЕС), в США и Японии на малые и средние предприятия полагается около 50% общее количество работающих. Их часть в ВВП превосходит 50% (табл. 1).Как показано в таблице 1, продвижение малого бизнеса в России несравненно уступает по сравнению с некоторыми различными странами. В структуре определяющего суммарного показателя-ВВП количество малых и средних предприятий в России составляет лишь 10-11%, наряду с этим в развитых странах- 50-60%. Не нужно грустить, это жизнь и никуда мне ее не деться мамуля. Книги это великая вещь, они помогают нам развиваться и ум Таблица 1. Масштабы развития предприятий малого бизнеса в России и в зарубежных странах. Гномы злые и противные они кусаются и дерутся. Страны Число малых и средних фирм Численность занятых млн.чел. Доля малых и средних фирм, % Тыс. Ед. В расчете на 1 тыс. жителей В общей численности занятых В ВВП Великобритания 2 930 46 13,6 49 50-53 Германия 2 290 37 18,5 46 50-54 Италия 3 920 68 16,8 73 57-60 Франция 1 980 35 15,2 54 55-62 Страны ЕС 15 777 45 68 72 63-67 США 19 300 74,2 70,2 54 50-52 Япония 6 450 49,6 39,5 78 52-55 Россия 836,6 5,65 8,1 9,6 10-11 Роль МСП в странах, экспортирующих различные товары, заметно усиливается. Так в США в 1995-2007 гг. количество МСП, занятых экспортом возросло со 150000 до 260000 компаний, а в 2010 г. они составляли более 90% общего числа фирм, занятых в экспорте. В основном это - оптовики, дистрибьюторы и различные производственные фирмы. В Италии и Франции вклад МСП в экспорт приближается к вкладу крупных ТНК. В Италии обеспечивают МСП 45% экспорта, в Южной Корее-42,6%.Доля МСП в экспорте инновационной продукции в Германии и Голландии составляет около 40%, в Италии – до 25%, В США и Японии - порядка 15%. На МСП приходится 50% проданных в США лицензий. Австралия, Великобритания, Канада, Китай, Новая Зеландия предприняли действенные меры в поддержку своих МСП, ориентированных на экспорт. Всемирный банк оказывает помощь экспортно - ориентированным МСП в странах с формирующимися рынками в получении уровня знаний в экспортном бизнесе. Начиная с нефтяных кризисов 1970 годов правительства многих развитых стран стали оказывать большую поддержку малым и средним предприятиям с целью стимулировать экономический рост своих стран. Со временем становилось все более очевидным, что крупному бизнесу трудно приспосабливаться к неожиданным изменениям бизнес - среды. Гибкость и новаторская природа многих МСП считались важнейшими преимуществами (таблица 2). е понимаем насколько этот мир тлен. Не грусти красавица жирафы существуют, только в Африке. Таблица 2 Основные качественные различия между КП и МСП Показатели КП МСП Ресурсы Большое количество, необходимы их интернационализация и координация Ограниченное количество, необходима их экстернализиция Процесс принятия решений Адаптивный, малыми шагами Предпринимательский Организация Формальная, независимая от одного человека Неформальная (зависимая от одного или нескольких человек) Склонность к риску Не склонно Склонно/не склонно Ориентация Сосредоточенность на долгосрочных возможностях Сосредоточенность на краткосрочных возможностях Гибкость Низкая Высокая Экономия благодаря размерам Имеет место Имеет место в ограниченных масштабах Источники информации Формальные методы (базы данных, интернет) Неформальные методы (внутренние источники) Основываясь на существующие знания, можно выявить следующие заключения, касательно роли малого предпринимательства в экономике страны: создание дополнительных рабочих мест; вовлечение определенных групп населения, которым крупное производство недоступно из-за определенных ограничений (домохозяйки, пенсионеры, учащиеся, инвалиды) в активную трудовую деятельность; эффективное использование изобретательных способностей людей; формирование общественного пласта владетелей, хозяином предприятий (фирм, компаний); развитие конкурентоспособных и сдержанных рыночных отношений, которые способствуют удовлетворению необходимых обществу товаров (работ, услуг); освоение и эксплуатация локальных происхождений сырья и ультсырья больших предприятий; помощь занятости больших производств путем выработки и доставки комплектующих изделий и оснастки формировании дополнительных и обслуживающих производств; привлечение личных средств населения для развития производства; расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг; доступность товаров и услуг по отношению к потребителю; создание экономической гибкости, мобильности и маневренности рыночной среды; вливание в научно-технический прогресс; освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды, выкупа и т.д. Именно на эти показатели ориентирована программа по Развитию малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан подчеркнул в Послании народу Казахстана Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаев. Данная программа предполагает предпринять эффективные меры по созданию благоприятных условий для бизнеса. Большинство отечественных и зарубежных экономистов, анализирую процессы формирования МСП и их деятельность, подчеркивают следующие особенности влияния небольших фирм на развитие глобальной экономики. По их мнение, МСП: Вносят существенный вклад в увеличение занятости благодаря трудоемкой природе и сравнительно быстрому росту; Играют важную роль в реструктурировании и упрощении организационных структур крупных, принадлежащих государству предприятий, способствуя выделению неосновной производственной деятельности предприятий самостоятельный бизнес и поглощении избыточных служащих; Обладают большой гибкостью в предоставлении различного рода услуг, в оптовой и розничной торговле, в кастомизации производства разнообразных товаров; Обладают большей инновационностью, так как, для того чтобы выжить в сложных конкурентных условиях, МСП должны быть более новаторскими, особенно в секторах, где требуются значительные знания; Способствуют увеличению национальной конкурентоспособности, делая вызов монополистическим позициям крупных, в том числе иностранных компаний; Активно учувствуют в международной торговле, в частности в экспорте специализированных товаров, импорте, дистрибуции, транспортировке и экспедированию товаров иностранных компаний; Выполняют потенциальную роль “инкубаторов”, в которых зарождаются ростки, в дальнейшем развивающие предпринимательские навыки, новые идеи и коммерциализацию инноваций; Могут идти на предпринимательские риски, связанные с самим духом предпринимательства и сильным стремлением к быстрому росту и преуспеванию. Существенной чертой МСП оказалась их способность развиваться в условиях кризисного состояния западных экономик. Необходимо отметить, что МСП также играют существенную роль в социально-экономическом развитии России, увеличивая свой вклад в диверсификацию и обновление экономики. Общее количество МСП в России составляет около 1,6 млн. (за 2012 г.) компаний, они обеспечивают почти 26% занятости населения и создают примерно 5% ВВП страны. Учитывая, что ключевая роль рассматриваемого сектора – решение проблем безработицы и инновационного развития экономики в сложных финансово – экономических условиях, создание благоприятной ситуации для деятельности МСП должно быть одним из приоритетных направлений работы органов исполнительной власти в Российской Федерации, в том числе на региональном и муниципальном уровнях и, особенно – в реальном секторе экономики. В рамках Сообщения Комиссии Совету, Европейскому Парламенту, Европейскому экономическому и социальному комитету и Комитету регионов от 10 ноября 2005 года (“Реализация программы Лиссабонского сообщества – Современная политика роста и занятости МСП”.) можно отметить то, что малое и среднее предпринимательство вносит существенный вклад в развитие и создание рабочих мест в Европейском Союзе. И это на фоне растущего уровня безработицы. Таблица 3 Критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства Страны Численность работающих Годовой оборот Великобритания 24-99(до 200 чел. в промышленности) 400 тыс. фунтов Франция Не свыше (до 500 в промышленности) 164 млн. Евро ФРГ Не более 500 (до 49 официально) Не свыше 500млн. Евро Швеция До 200чел. 300 тыс. Евро Япония До 100 (не свыше 300 в промышленности) до 30 млн.иен США Не свыше 500 чел. Не свыше 5 млн. долларов Принцип отнесения предприятия к малому по численности работников, сохранился в российском законодательстве. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” от 24 июня 2007 года №209-Ф3 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает предельных уровней. Новая политика, направленная на развитие МСП, проходит более последовательно. Содействие развитию предпринимательства и благоприятной среды для малого и среднего бизнеса позволит кампаниям стать более конкурентоспособными в рамках всего Европейского Союза. МСП очень разнородно и разнообразно. Как следствие, у них возникают диаметрально – противоположные потребности и нет универсальной формулы, позволяющей решить все проблемы и нужды. Некоторые находятся в стадии поиска инвестиций, а другие развиваются быстрыми темпами. Если по определению все МСП имеют менее 250 сотрудников, то часть из них можно отнести к микропредприятиям, а некоторые и к семейному бизнесу. Соответственно, политика направленная на стимулирование роста МСП должна учитывать все эти особенности. Понят 2 глава Малый бизнес играет значимую социально-экономическую функцию в совершенствование страны. Подвижность малых предприятий придает ликвидность стране, возможность в сжатые строки привыкать к новым ситуациям предпринимательской деятельности. Малые предприятия формируют особую среду и прогресс рынка. В условиях кризиса и безработицы оно способно создавать рабочие места. Трудности и альтернативы развития малых предприятий актуальны во все времена и, особенно на современном этапе в связи с введением новых санкций. В 2003 году Европейская комиссия опубликовала “Зеленую книгу о предпринимательстве в Европе”, отметив, “Европа… нуждается в более новых и процветающих фирмах”. Причем в основной массе эти фирмы являются небольшими. МСП - отличная от крупных компаний предпринимательская группа, для которой характерны особые способы ведения бизнеса, принципы внутрифирменного организационного построения, а также формирования отношений с крупными корпорациями и государственными организациями. Таблица 4 Рейтинг стран по доле МСП в их ВВП в 2012г. (%) № Страны Доля МСП в ВВП страны 1 Япония 72,7 2 Италия 69,6 3 Канада 57,2 4 Россия 54,0 5 Великобритания 51,4 6 Франция 49,7 7 США 48,0 8 Германия 42,5 МСП формирует экономическую основу национального дохода во многих странах (табл.4). Сегодня малый и средний бизнес активно развивается во всем мире и Россия не является исключением. Основным документом на основании которого субъекты относится к малому и среднему бизнесу, а так же микро предприятиям является Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации " от 24 июля 2007 года , #209-Ф3. Согласно закону о субъектах среднего и малого предпринимательства относятся те организации (унитарные, муниципальные и государственные предприятия являются исключением как и индивидуальные предприниматели) которые соответствуют данным условиям: Численность работающих в средних предприятиях - от ста одного до двухсот пятидесяти; Численность работающих в малых предприятиях - до ста человек. В малые предприятия включаются и микро предприятия, где численность работающих до пятнадцати человек; Средняя численность работников за один календарный год не должна превышать максимальные значения каждой категории субъектов среднего и малого предпринимательства; Выручка от реализации работ (товаров, услуг) без учета налогообложений или стоимостью активов за один год не должна превышать максимальные значения, которые установлены Правительством Российской Федерации для субъектов среднего и малого предпринимательств. Малое предприятие имеет несколько особенностей: Рабочие, объединившись по общей цели составляют команду; В работе используются взаимозаменяемость и взаимопомощь; Высокая интенсивность деятельности работников, что обусловлено обостренным чувством личной ответственности; Нововведения руководителя быстро реализуются. К преимуществам деятельности малых предприятий относятся: Возможность для многих граждан стать соучредителями (по причине небольших первоначальных вложений в основной и оборотный капитал); Возможность использования местных сырьевых ресурсов и отходов производства; Создание новых рабочих мест; Небольшой аппарат управления по сравнению с крупными предприятиями, как следствие, более низкие накладные расходы; Возрождение подсобных производств и народных ремесел; Содействие экономическому и социальному развитию малых предприятий и небольших населенных пунктов. Со стороны государства и некоторых отечественных инвесторов в последнее время наибольшее внимание уделяется малому и среднему бизнесу, потому что приходит понимание о том, что малые, средние, а так же микро предприятия являются основой динамического развития экономики страны. К сожалению и малый и средний бизнес не справляются с той ролью которую ему отводит государство и из-за этого их состояние в России не идеально. Большинсво наших западных соседей уже давно осознали незаменимость малого и среднего бизнеса, и в некоторых из них максимальный доход приносит именно малый бизнес. Выделим основные факторы, которые препятствуют развитию малого бизнеса в России: Существующая коррупция на всех уровнях; Поддержка государства, которая в основном направлена на крупный бизнес; Высокие проценты по кредитованию для обеспечения финансами предприятия; Дефицит высококлассефецированных специалистов и их эмиграция; Очень высокая оплата арендных помещений и высокая стоимость недвижимости; Отсутствие стандартов для некоторой продукции; Давление со стороны криминальных структур. Изучение опыта развития малого бизнеса в зарубежных странах и в России показал, что малое и средние предпринимательство не в состоянии выжить без поддержки государства. Одна из проблем в развитии этого состоит в том, что все еще отсутствуют правовые, экономические, институциональные и иные условия роста малых предприятий. Малый бизнес производит значимую долю внутреннего валового продукта, обеспечивает занятость населения, расширяют базу налогообложения. Следовательно, государственная поддержка и регулирование малого и среднего бизнеса требуют особого внимания и развития. Субъектами регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса могут выступать государственные и не государственные организации. Поддержка включает в себя два способа воспроизведения это обеспечивающее и управленческое. Понятие "Поддержка малого бизнеса" определяет синтез управленческого и обеспечивающего аспектов рассматриваемой системы. Управленческая поддержка связана с контролем, планированием и решением организационных и административных проблем. Оно очень продуктивно, поскольку оно придает устойчивое, управляемый и эффективное развитие малого бизнеса. Обеспечивающее же начало означает обеспечение малых предприятий денежными, материальными, информационными ресурсами и другими. В статистической отчетности по малому предпринимательству в России «весьма скудно» представлены показатели экономических результатов: Годовой оборот-выручка от продажи приобретенных на стороне товаров (без НДС) и стоимость отгруженных товаров собственного производства; Инвестиции в основной капитал- совокупность затрат, направленных на воспроизводство основных средств (новое строительство, реконструкция и модернизация), которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости. Сводные экономические результаты малого предпринимательства России за период с 2005 г. По 2013 г. представлены в табл.5. Таблица 5 Экономические результаты малого предпринимательства России Годы Годовой оборот Малых предприятий млрд. руб. Средний годовой оборот В расчете на одного предприятие, тыс. руб. Годовые инвестиции в основной капитал млн. руб. Количество малых предприятий, тыс. ед. Годовые инвестиции в расчете на 1 малое предприятие, тыс. руб. 2005 9612,6 9818 120500 979 123 2006 12099,2 11712 171300 1033 166 2007 15468,9 13605 259100 1137 228 2008 18727,6 13892 472300 1348 350 2009 16873,1 10525 346100 1603 216 2010 18925 11667 573700 1622 354 2011 19936,6 10882 431552 1832 236 2012 23463,7 11714 521545 2003 260 2013 24781,6 12012 574934 2063 278 По данным таблицы 5 наблюдается рост годового оборота малого предпринимательства на 191%, с 9612,6 млрд. Руб. В 2005 году до 187727,6 млрд. руб. в 2008 году затем спад в 2009 году до 16873,1 млрд. руб. или 176% к уровню 2005 года, а затем восстановление данного показателя в 2013г. До 24781 млрд. руб. или 258% к уровню 2005 Г. В расчете на 1 малое предприятие годовой оборот составил в 2005 Г. 9818 тыс. руб., 13892 тыс. руб. в 2008 Г. , а в 2013г. 12012 тыс. руб. – прирост составил 22%, а с учетом коэффициента инфляции за эти годы мы имеем реальное снижение оборота. Доля малого и среднего предпринимательства России по сравнению с развитыми странами приведена в таблице 5. По данным таблицы 5 ведущие позиции по малому и среднему предпринимательству в мире занимают Китай, Италия, США, Бразилия, Индия, а Россия уступает указанным странам по основным показателям в 3-5 раз. В динамике будущего развития Россия выступает в роли «догоняющих », а в роли «отстающих »по сравнению со странами приспевающими. Нужны экстренные меры государств, целого ряда министерств экономики, предпринимательства, образования, финансов и ведущих ассоциаций предпринимателей для устранения отставания. Таблица 6 Доля малого и среднего предпринимательства России по сравнению с развитыми странами. Показатели Высокие показатели группы стран Низкие показатели группы стран Источник Объем ВВП, трлн. Долл. США США - около 15 Китай - более 12 Япония- 6 Россия-2 Франция-2,5 Бразилия-3 МЭРТ РФ Deloitte Июль 2013 Вклад МСП в ВВП разных стран, % США-62 Япония- 63 ЮАР – 60 Великобритания- 50 Россия-21 МЭРТ РФ Deloitte Октябрь 2014 Занятость населения в сфере МСП, % Австралия – 69 Италия -80 Япония-77 Россия-25 МЭРТ РФ Deloitte Октябрь 2014 Доля МСП в инновационной продукции, % США-55 Китай-75 Индия-44 Россия-2 Количество МСП на 1000 чел. Ед. Чехия-85 Венгрия-55 Япония-45 Россия-39 Великобритания-27 США-20 МЭРТ РФ Deloitte Октябрь 2014 Что необходимо предпринять Правительству Российской Федерации для реализации оптимистическому сценария развития малого предпринимательства в России: Снизить ставку ЦБ РФ до уровня 3% в год для сокращения ставок коммерческих бланков для малых предприятий в объеме 6% в год реальные бизнес-планы. Сократить единый социальный налог для малых предприятий с 30% до 14% и отменить взимание страховых взносов с фонда социального развития. Установить минимальный размер зарплаты работников малых предприятий в размере трех прожиточных минимумов, что позволит легализовать теневые доходы и зарплату «в конвертах». Освободить инвесторов малых предприятий, вкладывающих средства в развитие производство и услуги по согласованным с органами власти и экспертными организациями бизнес-планами от всех налогов на период реализации проекта. Снизить цены и тарифы государственных монополий (Газпром, Сбербанк, ЕЭС, Роснефть, РЖД, Аэрофлот) минимум в 2 раза и минимизировать их прибыль на уровне 10-15%. Предусматривать во всех планах финансирования госкорпораций из бюджета, 10% для оплаты субподрядных организаций из числа малых предприятий на конкурсной основе. 3 глава В экономике России, как и других развитых странах, одинаково функционируют КП, МСП и совершать функции, основывающиеся на личном и семейном труде. Масштабы предприятий подчиняются особенностям сферы деятельности, их технологических качествам, от влияния действия масштабности. Есть хозяйства, согласованные с большой капиталоемкостью и внушительными объемами производства, и отрасли, для которых не приходятся фирмы масштабных величин, а, наоборот, собственно малые являются преимущественными. Предпринимательство в России зародилось еще в Киевской Руси в торговой фирме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями можно считать мелких торговцев и купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится к годам правления Петра I, когда по все6й России создавались мануфактуры, бурно развивалась горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору была семью Демидовых. В дальнейшем предпринимательство развивалось достаточно медленно, ему мешало крепостное право. После его отмены началось строительство железных дорог и развитие акционерной деятельности. Новая экономическая политика (1921-1926) так же придела оживленности предпринимательству. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие. Рассматривая законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране, в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития МП (табл.7). Таблица 7 Этапы развития малого предпринимательства в современной России Нормативный акт Дата принятия Основное содержание Последствия для экономики Закон СССР ”О кооперации в СССР” 26 августа 1988г. Созданы привилегированные условия одной форме собственности (отмена платежей для кооперативов в бюджет) Отток квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы “Положение об организации деятельности малых предприятий” 6 июня 1988г. Введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность Создание МП в различных отраслях промышленности и регионах страны Закон СССР “О предприятии в СССР” 4 июня 1990г. Объявлено о равенстве организационно-правовых форм предприятий любой формы собственности Рост предприятий различных форм собственности Постановление Совета Министров СССР “О мерах по созданию и развитию малых предприятий” 8 июля 1990г. Определены основные документы для государственной регистрации МП, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы для малого бизнеса по налогообложению и др. Развитие МП, основанного на различных формах собственности и их сочетании Постановление Совета Министров “О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий” 18 июня 1991г. Определены направления государственной поддержки малого бизнеса в России Развитие МП в стране Закон РСФСР “О налоге на прибыль предприятий и организаций” 27 декабря 1991г. Определены дополнительные льготы для предприятий малого бизнеса Усиление государственной поддержки малого бизнеса Постановление “О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации” 11 мая 1993г. Указано, что государственная поддержка МП - одно из важнейших направлении экономической реформы. Определены приоритеты развития малого бизнеса Повышение эффективности предприятий малого бизнеса Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” 12 мая 1995г. Определены признаки субъектами МП, инфраструктура поддержки и развития МП Развитие и повышение эффективности деятельности МП Федеральный закон “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” 8 декабря 1995г. Предусмотрена замена совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности предприятий и организаций Дальнейшее развитие малого бизнеса в стране Федеральные законы “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при провидении государственного контроля ” 8 августа 2001г. Пересмотрены подходы к контролю над деятельностью предприятий, сокращено число лицензируемых видов деятельности, упрощена процедура лицензирования, упрощены условия регистрации юридических лиц Устранение административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности или ограничивающих ее Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" 24 июля 2007 г. Определены признаки субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ. Введено понятие микропредприятия Дальнейшее развитие среднего и малого предпринимательства в стране Предпринимательская основа предприятия и управление МП гарантирует экономике нужную пластичность, оптимизирует ассигнование ресурсов, помимо всего этого, в ней есть влиятельный антимонопольный резерв. Эволюцианирование МСБ разрешает задачи занятости и другие социальные трудности. Развитие любой формы предпринимательства зависит в основано от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране и регионах, от способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для достижения хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений. В 2000 г. Европейский союз (ЕС) принял Устав малых предприятий, в котором было записано: ”Малые предприятия являются основой европейской экономики ”. В последующее время были выделены ключевые области, способные улучшить среду для развития малого бизнеса. В 2003 г. Европейская комиссия опубликовала “Зеленую книгу о предпринимательстве в Европе”. В настоящее время вопрос развития сети предприятий малого бизнеса включен в качестве одного из важнейших в программу демонополизации национального хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств: -выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков; -выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий; -создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий. Таким образом, предприятия малого бизнеса можно создавать, во-первых, путем выделения структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений и, во-вторых, на акционерных началах. Второй способ в современных условиях оптимален. Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий характеризуется постоянным ростом удельного веса таких сфер деятельности, как розничная торговля и общественное питание, оптовая торговля, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка. Удельный вес инвестиций в основной капитал за три анализируемых года остается неизменным, что объясняется неудовлетворительным финансовым положением малых предприятий и прежде всего недостатком собственных оборотных средств, в связи со сложностями получения банковских кредитов. Таким образом, начиная с 1999г. малое предпринимательство в производственной сфере нематериального производства, хотя здесь вкладывают меньше инвестиций. Так, в торговле и общественном питании в 2009г. инвестиции составляли 18,9% от общих инвестиция в малый бизнес, против 27,2% в промышленности и 22,2% в строительстве , а доходы получают более высокие. Собственные накопления предпринимателей в малой части инвестируются в предпринимательское дело- 15% от общей массы накоплений. Анализ размещения малых предприятий по регионам Российской Федерации показал, что более 70% их размещены в европейской части России. Наибольшее количество малых предприятий находится на территории Центрального и Северо-Западного экономических районов. Каждое пятое предприятие малого бизнеса функционирует в Москве, каждое восьмое – в Санкт-Петербурге. Серьезной проблемой, мешающей равномерному распределению малого предпринимательства, является высокая социально-демографическая дифференциация регионов страны. Она во многом обусловлена объектными факторами, в том числе природно-климатическими условиями, наличием и распределением ресурсов, этическим разнообразием народов, их культурно-историческим прошлым. Таким образом, имеет место крайне неравномерное представительство малых предприятий в регионах и при этом, очень сжатый отраслевой охват. В исследованиях малого бизнеса часто сообщается, что владельцы и управляющие малых предприятий недостаточно подготовлены в вопросах финансовых операций, управления человеческими ресурсами, маркетинга и планирования, что является еще одной важной проблемой развития малого предпринимательства. Заключение Эффективное функционирование экономики возможно лишь при оптимальном соотношении количества крупных, средних и малых предприятий. В нашей стране количество малых предприятий по сравнению с крупными гораздо меньше, чем в зарубежных странах. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, это подтверждено опытом развитых стран. Важная роль в развитии экономики России отводится малому предпринимательству. Одним из главных его преимуществ является то, что появление на отечественном рынке большого количества мелких и средних по размеру фирм ведет к развитию конкуренции. В настоящее время наиболее привлекательным для малого бизнеса являются отрасли, не требующие значительных капитальных вложений, торговля, общественное питание, строительство гражданских объектов, мелкий ремонт техники и др. С 2002 года развитие малого бизнеса является стабильным, ежегодный прирост компаний и занятости составляет в среднем 5%. Важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены следующие задачи: Производство и переработка сельскохозяйственной продукции; Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления; Лекарственных препаратов и медицинской техники; Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.