В русском алфавите есть некоторые буквы, на которые сложно найти уже пройденные нами или широко известные термины и определения, поэтому я попытаюсь "задать" и определить сама те качество или понятия, которые, на мой взгляд, могут относиться к педагогической деятельности, используя педагогические находчивость и эрудицию, так как данный проект - творческое задание (но в таком случае будет некое расхождение с установленными критериями). Так как я обучаюсь на направление "начальное образование с двумя профилями подготовки", я посчитала, что составить такую азбуку будет полезно для себя, как для будущего учителя, практикуясь и будто бы составляя новый метод организации работы с детьми.
Азбука профессиональной педагогической деятельности
А - АВТОРИТЕТ
Педагогический авторитет - это не связанная с социальным статусом, принуждением и вознаграждениями способность педагога влиять на мысли, чувства и поведение учеников. (Галузяк В.М.)
Авторитет бывает истинный и ложный. Впервые в педагогической науке авторитет учителя-воспитателя на истинный и ложный был разделён А.С. Макаренко. Истинный - лишь один, а ложных - разнообразие. Виды ложного авторитета: авторитет подавления, авторитет расстояния, авторитет педантизма, авторитет резонерства, авторитет мнимой доброты.
Б - БАРЬЕР
Барьеры педагогического общения – это ряд факторов, которые являются причинами конфликтов в общении или способствуют их возникновению. По своей природе барьер в педагогическом общении – это своеобразное психологическое препятствие адекватной передачи учебной информации от педагога к детям.
По своей природе барьеры общения принято разделять на два основных вида: коммуникативные (авторитет, избегание, фонетический, семантический, стилистический) и психологические (негативное первое впечатление, стеснение и т.д.)
Источник:https://spravochnick.ru/pedagogika/pedagogicheskoe_obschenie/barery_pedagogicheskogo_obscheniya
В - ВОСПИТАНИЕ
В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Виды воспитания: физическое, умственное, политехническое, эстетическое, трудовое, нравственное.
Источник:https://www.grandars.ru/college/psihologiya/vospitanie.html
Г - ГУМАНИЗМ
Гуманизм — мировоззрение, основными принципами которого являются: любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей. На протяжении столетий происходили изменения в политической и социальной сферах общества. Традиционное образование приняло кризисное положение. Возрастала необходимость создания «новой школы», массовой и общедоступной. Идейной основой социально-педагогических преобразований стали новые концепции в психологии, философии, социологии.
Источник: Макарова, Ю. В. Идеи гуманной педагогики в трудах отечественных и зарубежных ученых / Ю. В. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 880-883. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34681/
Д - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Педагогическая деятельность — это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической.
Источник: Писарев В.Е., Писарева Т.Е., Теория педагогики – Воронеж: Издательство «Кварта», 2009.
З - ЗНАНИЕ
Научно-педагогическое знание - это воспроизведение в языковой или символической форме обобщённых представлений о закономерных связях и отношениях, существующих между педагогическими фактами и явлениями. Существует в виде научных представлений и понятий, идей и гипотез, законов и педагогических теорий. Оно является продуктом познавательной и общественной деятельности людей, результатом проводимых исследований.
Выделяют виды научно-педагогических исследований:
- фундаментальные (теория обучения, теория методов и организационных форм)
- прикладные
- методические разработки (учебные программы, учебники и учебные пособия, методические рекомендации)
Источник: В.Т. Чепиков "Педагогика"
И - ИМИДЖ
Имидж педагога —эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружением. Внешний вид педагога может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
Имидж состоит из трёх компонентов (по Л.М. Митиной):
- внешний (мимика, жесты, тембр и сила голоса, костюм, манеры, походка, осанка, макияж)
- внутренний (это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом)
- процессуальный (профессионализм, пластичность, выразительность)
Источник: https://studme.org/46410/pedagogika/imidzh_pedagoga
К - КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Компетенция – это норма (требования) к образовательной подготовке педагога, позволяющая осуществлять успешную деятельность в определенной сфере. Компетентность педагога состоит из трех составляющих:
- общекультурная (уровень образованности, достаточный для самообразования)
- профессиональная (качество личности, которое проявляется в способности и готовности к деятельности, позволяющей успешно решать педагогические задачи на основе владения педагогом необходимой суммой знаний, умений, навыков и опыта)
- социальная компетентность (социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе).
Источник: http://ptk-zht.minsk.edu.by/
Л - ЛИЧНОСТЬ
Личность педагога представляет собой совокупность его психических качеств (ценностных ориентаций, мотивации, способностей и др.), существенно влияющих на выбор педагогом целей, задач, средств и способов педагогической деятельности и педагогического общения. Если педагогическая деятельность характеризует процесс, приемы и технологии в труде педагога, педагогическое общение отражает климат и атмосферу этого труда, то личность педагога определяет смысл, направленность, идеалы, духовное содержание этого труда.
Личность педагога складывается из сложной иерархии профессионально важных педагогических качеств. Но профессионально важным может стать любое психологическое качество педагога, способствующее осуществлению его педагогического труда, например профессиональное мышление, профессиональная память, профессиональное внимание и наблюдательность, внешность и т.п.
Источник: https://sci.house/osnovyi-psihologii-scibook/lichnost-pedagoga-pedagogicheskaya-deyatelnost-23229.html
М - МЫШЛЕНИЕ
Педагогическое мышление - профессиональная способность педагога осмысливать, анализировать, обобщать, оценивать воспитательную практику, создавать педагогические теории и концепции, делать методические открытия, активно, творчески и эффективно осуществлять воспитание и обучение.(Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.)
Педагогическое мышление –это специфическая умственная и практическая деятельность педагога, обеспечивающая эффективность использования им этических установок , научных знаний, педагогической технологии, личностных качеств в учебно-воспитательной работе (А.А. Орлов).
Педагогическое мышление бывает:
- теоретическое
- практическое
Источник: https://mydocx.ru/8-78658.html
Н - НАПРАВЛЕННОСТЬ
Педагогическая направленность — это мотивация профессии собственно педагога, стремление стать, быть и оставаться педагогом. На определенном этапе профессионального развития особое значение приобретает мотивация педагогического мастерства и творчества, означающая направленность педагога на переход к более высокому уровню педагогического труда. Главным в педагогической направленности является не просто любовь к детям, а ориентация на развитие личности учащегося как взрослеющего человека. Наличие устойчивой педагогической направленности и мотивации определяет развитие всех других качеств личности педагога.
Структура педагогической направленности формируется на базе двух мотивационных образований:
- склонность к педагогической деятельности
- интерес к той или иной сфере знаний (языки, литература, математика, история)
Источник: https://psyera.ru/pedagogicheskaya-napravlennost-prizvanie_7555.htm
О - ОБЩЕНИЕ
Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, психологическую оптимизацию обучения и развития личности учащихся.
Структура общения:
- Коммуникативный компонент
- Интерактивный компонент
- Перцептивный компонент
П - ПРОФЕССИЯ
Педагогическая профессия – это особая сфера деятельности, направленная на передачу новому поколению человечества опыта, накопленного предыдущими поколениями.
Требования к человеку пед. профессии:
- стремление к общению
- эмоциональная и психологическая устойчивость
- доброжелательность
- отзывчивость
- самореализация
- умение понимать другого человека
- пунктуальность
- собранность
- умение слышать, слушать
- организаторские умения
Источник: материалы лекции.
Р - РЕФЛЕКСИЯ
Педагогическая рефлексия – это сложный психологический феномен, представляющий собой умение педагога становится в активную исследовательскую позицию по отношению к собственной деятельности и себе как к субъекту педагогического процесса.
Виды рефлексии:
- кооперативная
- коммуникативная
- личностная
- интеллектуальная
Типы рефлексии:
- экзистенциальная
- культурная
- саногенная
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/refleksiya_v_pedagogike/pedagogicheskaya_refleksiya/
С - СПОСОБНОСТЬ
Педагогические способности - это особенности личности учителя, позволяющие ему быстро и эффективно решать профессионально важные задачи.
Педагогические способности занимают особое место в структуре личности педагога наряду с педагогической компетентностью и педагогической направленностью.
Общие способности классифицируются на 3 самостоятельные группы:
- личностные
- дидактические
- организаторские
Т - ТАЛАНТ
Педагогический талант учителя на практике проявляется в его педагогических способностях. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.
Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:
- педагогический такт
- наблюдательность
- любовь к детям
- потребность в передаче знаний
Источник: https://studbooks.net/1952993/pedagogika/pedagogicheskiy_talant_uchitelya
У - УМЕНИЯ
Педагогические умения – это комплекс последовательно раскрывающихся во внутреннем или внешнем плане педагогических действий, часть из которых при необходимости доводится до навыков, направленных на решение воспитательно-образовательных задач, развитие полноценной и гармонично развитой личности, на основании имеющихся теоретических знаний педагога.
Виды педагогических умений:
- информационные
- мобилизационные
- развивающие
- ориентационные
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/pedagogicheskie_umeniya_i_navyki/
Ф - ФОРМИРОВАНИЕ
Формирование (в педагогике) – это процесс становления личности человека под воздействием всех без исключения факторов (социальных, экологических, педагогических, экономических и т.д.).
Этапы формирования:
- первичное
- дальнейшее
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/pedagogicheskie_umeniya_i_navyki/
Ц - ЦЕННОСТИ
Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.
Аксиологическое Я как система ценностей включает:
- ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде
- ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг
- ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности
- ценности, позволяющие осуществить самореализацию
- ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности
Источник: http://pedlib.ru/Books/1/0075/1_0075-127.shtml#book_page_top
Э - ЭТИКА
Педагогическая этика – это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью; наука, изучающая происхождение и природу, структуру, функции и особенности проявления морали в педагогической деятельности; профессиональная нравственность педагога. Педагогическая этика осуществляет общетеоретическую и практические (гуманизирующая, ценностно-ориентирующая, познавательная, воспитательная) функции. К основным её категориям относятся педагогический долг, свобода и ответственность, справедливость
Источник:
Сариева, А. Б. Понятие о педагогической этике и её задачи / А. Б. Сариева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2548/ (дата обращения: 20.12.2020).